RSS Feed

Упрямство

08.03.2013 by petr8512

Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости.
М. Монтень

            Упрямство – наивысшее проявление Эго, выражающееся в стремлении настоять на своем, часто вопреки здравому смыслу или необходимости.

         Поздней осенью встретились два грибника. — Повезло тебе в этом году, — сказал один. — Смотрю, разбогател ты: и дом справил, и хозяйство, и дочь замуж выдал. А мне не везёт: сколько ни ходил в лес — приходил обратно с пустой корзиной. — Да, в этом году грибы не уродились, — ответил другой. — А я вышел в лес, посмотрел: ягод видимо-невидимо. Поменял корзину на вёдра и стал ягодником. — Как ты мог! — возмутился первый. — Ведь мы не какие-то ягодники, а потомственные грибники! — Ну и что? — удивился второй. — В следующем году будет хороший урожай орехов. Давай, пойдём вместе за орехами! Но упрямый грибник уже уходил, нервно помахивая пустой корзиной.

         Эго человека, сильно привязанное к своим представлениям, образу своего мышления, к психологическим установкам, стереотипам, предрассудкам, верованиям и суевериям, делает человека упрямым. Несговорчивость, неуступчивость и неспособность достигать не только согласия, но и компромисса – отличительные черты упрямства. Когда о ком-то говорят в контексте недоговороспособности, нерукопожатности, значит, перед нами глупое упрямство. Активно отвергая требования окружающих к нему, упрямство обычно мотивируется самоутверждением. По словам Г. Гегеля «Если воля цепляется только за мелочи, только за нечто бессодержательное, то она превращается в упрямство. Это последнее имеет только форму характера, но не его содержание. В упрямстве — этой пародии на характер — индивидуальность человека становится отталкивающей, упрямство препятствует его общению с другими»

       Справедливость этих утверждений подтверждает детское упрямство. Основными его мотивами в благополучных семьях служат потребность в самоутверждении, а в остальных – к самоутверждению добавляется протест против надоевшей опеки и грубости родителей. Иногда упрямство становится следствием вседозволенности, когда родители во всем потакают своему отпрыску. Начиная осознавать себя как личность, маленький человечек идет наперекор взрослым, чтобы добиться признания его самостоятельности и права на собственную, пусть и глупую, по мнению взрослых, точку зрения. Он маркирует границу самого себя, утверждает свой суверенитет: «Вы так думаете, а я – наоборот», поэтому прошу учитывать мое мнение. Если его упрямство перенаправить в другое русло – умение противостоять неудачам, преодолевать трудности в достижении цели, получим совсем иное качество – упорство.

         В отличие от упорства, которое целесообразно и последовательно действует для достижения цели, легко меняет тактику поведения в зависимости от обстоятельств, упрямство несговорчиво и неуступчиво, оно будет «упираться рогом», но стоять на своем. Для возбужденного Эго безразлично, что стоит за этим «своим»: очевидное заблуждение, стереотип мышления, прихоть, случайное слово или просто глупость. Любой выбор, пусть даже абсурдный и несуразный, упрямство будет фанатично оправдывать. Упрямец свято верит в незыблемую правоту своего выбора и не способен признавать ошибки. Где есть цель, не антагонистичная целям всех других людей  – там упорство, где нет цели – там упрямство.

        В упрямстве нет настойчивости. Настойчивость проявляется как  решительное и твердое намерение достичь цели.  Это намерение постоянно, шаг за шагом неуклонно реализуется на практике в конкретных действиях. Человек, не обращая внимания на всевозможные преграды, продолжает идти по своему пути к цели.  Но глобальное различие между упрямством и настойчивостью заключается в наличии и отсутствии страха. Настойчивость лишена страха, она настаивает из любви к цели. Упрямство доказывает свою правоту, опасаясь чего-то. Например, внезапных перемен или что о нем подумают другие люди, что они обвинят его в слабости, невежестве или глупости. В упрямстве нет стойкости и убежденности. К. Гельвеций писал: Упрямство отличается от стойкости. Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину». В убежденности проявляется искренность, а в упрямстве злобный эгоизм. Иными словами, когда вы услышите «теплые слова» в адрес  порочного упрямства, насторожитесь, идет подмена и путаница понятий.  Вместо упрямства вам «сватают» какое-либо достойное качество личности –  упорство, настойчивость, стойкость или убежденность. Не зря в народе говорят: «Упрям, как бык», «Упрямого правит дубина, а горбатого могила».

       Возьмем, к примеру, императора Николая II. Если одним словом охарактеризовать царствование этого безвольного, злопамятного монарха, то это – упрямство. Начиная с коронации на Ходынском поле, в ходе которой погибло 1389 человек, и были ранены до четырех тысяч, упрямый царь всегда невпопад заставлял выполнять свою глупую волю. Он отказался от коронации в Санкт-Петербурге только из упрямства, по причине своей неприязни к Петру Великому. Упрямец во главе огромной империи – подлинная трагедия для народа. 8 февраля 1904 г. японские войска и корабли неожиданно напали на русскую эскадру, стоявшую на рейде Порт-Артура, и уничтожили ее. Русские войска потерпели поражение и на суше. Пал Порт-Артур. Упрямый император послал в Порт-Артур на верную гибель балтийскую эскадру, поход которой продолжался долгих 7,5 месяцев. В сражении под Цусимой 15 (28) мая 1905 г. флот России был разгромлен и уничтожен.

        Упрямство императора стало поводом для недовольства не только народа, но и его ближайшего окружения. В самые ответственные для России дни он думал о себе, своей семье, отказывался принимать министров и никого не хотел слушать. Россию сдал как эскадрон.  Его тысячи раз предупреждали об опасности, но, когда в столице уже вовсю бушевала революция, он, получив  телеграмму Председателя Государственной думы,  был очень раздосадован: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал разный вздор, на который я ему не буду даже отвечать».

       Страшась своей неправоты, упрямство с азартом бросается в пекло спора или откровенно занимается критицизмом окружающих. «Упрямство и чрезмерный пыл в споре — вернейший признак глупости», – писал М. Монтень. В споре упрямство ищет не возможность найти истину, а доказать свою значимость. В споре упрямцев соревнуются их Эго, никто друг друга не слушает, поэтому в спорах нет никакого смысла. Спор – это желание Эго возражать и что-то доказывать. Эго упрямца, находясь в апогее, критично воспринимает все вокруг, совершенно ясно, что пустыми потугами будет желание ему что-либо объяснить и доказать. Мартышкин труд объяснять что-нибудь человеку, не желающему слушать, принимать входящую информацию. Слова не доходят до его разума. Эго с помощью ума фильтрует все, что упрямец слышит, и оставляет лишь то, что ему приятно услышать. Ум подчиняется и разуму и Эго, но когда последнее раздуто, ум вынужден доводить разуму только то, что хочет Эго. Поэтому упрямство можно считать как слабоумие. «Упрямство — это исчадие скудоумия, невежества и самонадеянности», – писал Ф. Ларошфуко. Оно «рождено ограниченностью нашего ума: мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего кругозора».  Чтобы понять точку зрения другого человека, нужно смиренно слушать. Понятно, что у смиренности и упрямства полная  несовместимость, как у  воды и пламени.

        Если у человека мало знаний, в этом нет проблемы. Было бы желание, знания можно получить. Но когда он не знает и не хочет знать – это ослиное упрямство. Этому противостоять невозможно. При этом ситуация обостряется, потому что в лице упрямства отчетливо проявляются высокое самомнение, недоверие к другим людям, непомерные желания, нежелание признавать свои ошибки, неспособность мобильно изменять тактику поведения, отсутствие стремлений искать более приемлемые пути к воплощению своих желаний, безразличие к окружающим.

        Упрямство в силу своей бесцельности – враг перемен. Все новое, зарождающееся вызывает с его стороны сопротивление, то есть оно ставит жизни «палки в колеса». Основная позиция упрямства: «Все должно быть – по-моему. Вы меня не заставите. Вы не можете что-то делать против моей воли». В переменах упрямство видит угрозу, несмотря на очевидную их выгодность для нее.

         Упрямство тешит себя мыслью о своей авторитетности, стойкости и могуществе в глазах окружающих. В своем постоянном отвержении требований внешнего мира, непоколебимой позиции и способности остановить движение вперед упрямство видит свою силу и тайно радуется этому. Отказ – это фальшивый билет упрямства к самоутверждению. На самом деле упрямство имеет такое же отношение к силе, как импотент к половой любви. Упрямство навязывает свою точку зрения только потому, что она его точка зрения, оно упирается против встречного движения только, чтобы утвердить свою важность.

        Упрямство, как завал на горной дороге, доказав, что его не объехать, утрачивает расположение к себе окружающих. Его, как прокаженного, обходят стороной, не желая иметь дело с бездумностью, непробиваемостью и глупостью. Кому захочется иметь отношения с человеком, который в любой момент может подвести, став из-за своего упрямства непреодолимым препятствием для остальных людей. В итоге упрямство празднует свой мнимый успех в полном одиночестве.  В народе говорят: «Упрямая овца – волку корысть», то есть отшатнувшаяся овца обречена на глупую погибель.

          Противоядием упрямству является гибкость, умение сказать «да», открытость, умение активно слушать других людей, признание авторитетов, положительное отношение к переменам, признание собственных ошибок.