RSS Feed

Беспринципность

03.04.2013 by petr8512

 

Всякого рода беспринципная деятельность приводит к банкротству

И. Гете

Человека, меняющего свои воззрения в угоду первому встречному,

мы признаем дрянным, подлым, не имеющим никаких убеждений

   Н. А. Добролюбов

        Беспринципность – отсутствие постоянных моральных ценностей, приводящее к отказу от своих принципов ради сиюминутной выгоды.

       Беспринципность и принципиальность в «вакуумном» состоянии, то есть в своей наивысшей крайности, представляют, с одной стороны, отсутствие всяких принципов, а с другой, раз и навсегда строжайшее неукоснительное следование своим принципам. Беспринципность – это принципиальность с обратным знаком, а последняя – это вывернутая наизнанку беспринципность. Два разных полюса. Человек на шкале «Беспринципность – Принципиальность» находится в определенной точке. Если проявленным, преобладающим качеством личности становится беспринципность, такой человек получает от общества ярлык «Беспринципный».

        Проявленное качество, естественно, осуждает свою противоположность. Беспринципность кричит: «Я свободна и независима от глупых принципов. У меня нет ограничений. Посмотрите на принципиальность – косная, догматичная, неповоротливая, как толстая торговка. Меня  ж ни что не тормозит и не останавливает. В моей жизни нет места для догматичных принципов и рутины. Я непосредственна и весела».

        Проявленная мускулистая принципиальность вторит ей в ответ: «Гляньте на эту проститутку: ради своих мелких низменных желаний она способна пренебречь совестью, честью, долгом, справедливостью, правами и интересами других людей. Для нее раз плюнуть – обмануть и предать. Беспринципность опасна своей непредсказуемостью. Ей нельзя ничего доверить. Ненадежность – вот ее истинное имя. Она за грош спляшет под чужую дудку, потому что внушаема, легко поддается чужому мнению и не умеет отстаивать свое, если, конечно, его имеет. Скорее не имеет, ибо ущербна. У меня к ней брезгливость, неприязнь и презрение. Кто хочет иметь ненадежного «друга», подходите, получите. У кого вызывает позитивные эмоции заведомое лицемерие и предательство, Вам сюда».

      Отвлечемся от взаимных обвинений и посмотрим на практическую сторону вопроса. В любом беспринципном человеке в скрытой форме присутствуют принципы, он может это не осознавать, но они прочно лежат на полках в его личном архиве (подсознании). Пусть они стали результатом ложных убеждений, заблуждений, предрассудков, стереотипов и суеверий, но они определяют его мысли и действия. Только у безумного человека нет принципов. Жить в обществе и не иметь принципов – невозможно. У вора – они одни, у маньяка – другие, у проститутки – третьи.

        Принципы – общие правила для круга более частных правил в определенной сфере жизни. Принцип, как ограничительный знак, предписывает, что можно делать, а что нельзя. Например, в воровском мире жестко контролируют соблюдение воровских принципов. Воры хорошо усвоили уроки революционных потрясений и последующего победного шествия советской власти. Они выработали принцип: не замахивайся на систему – и она тебя не тронет. Этот принцип получил дальнейшее развитие и был возведен ворами в рамки высшего закона. От него отпочковались известные воровские принципы, согласно которым воры в законе не имели права сотрудничать с властями, служить в армии, состоять в партиях, брать в руки оружие. При этом, криминальный мир проявлял беспринципность, когда эти принципы мешали ворам в осуществлении своих преступных умыслов. Иными словами,  человек, воспитываясь какой-то средой, имеет определенные убеждения и верования, на базе их он обязательно сформирует какие-то принципы. Утопия – выделить «чистую аптечную» беспринципность, она всегда будет иметь примесь из каких-то принципов.

       В то же время принципиальный человек может иметь принципы в большинстве сфер своей жизни, у него твердые убеждения относительно своего поведения и отношения к Родине, детям, друзьям, окружающим. Но его предыдущий жизненный опыт в отношениях с женщинами не позволил сформулировать какие-то четкие и твердые принципы. Здесь несет его судьба, как автомобиль без тормозов.  В отношениях со слабым полом он слаб и беспринципен: пообещал – нарушил обещание, влюбился – разлюбил, клялся в верности и изменил. Иными словами, быть принципиальным человеком на сто процентов – осуществимая задача разве что для святых личностей.

       Беспринципность не потому так называется, что не имеет принципов, а потому что у нее нет постоянных моральных ценностей. В начале XIX века в Англии правила хорошего тона предписывали мужчинам менять перчатки шесть раз в день.  Беспринципность готова менять свои ценности десятки раз на день. Сегодня она скажет: «Мой принцип – не бери чужого», но, получив доходную должность, заявит, нисколько не смущаясь: «Надо хватать все, что плохо лежит».

        Анекдот в тему. Встречаются два соседа па площадке: Первый: «Послушай, Петров, по-хорошему тебя прошу: не приходи больше к моей жене, мне это не нравится. Второй: «Что-то, не пойму я вас Ивановых – одна говорит — нравится… Другой — не нравится… Вы уж там, у себя, разберитесь (как-нибудь) с этим вопросом!!!»

        Беспринципность – производство с широким ассортиментом принципов под постоянно изменяющиеся потребности покупателей. Беспринципность отказывается от принципа или заменяет его при малейшем ничтожном поводе. Понятно, что нельзя слепо следовать принципу, который противоречит требованиям жизни, устарел и стал серьезной преградой на пути движения к цели. Следовать такому принципу, значит, проявлять догматизм, косность, упрямство и просто глупость. Принципы должны быть стержнем личности, дающие ему возможность прогрессировать, а не регрессировать и деградировать. Принципы нужны, если они полностью соответствуют жизненному кредо, морали и нравственности личности. Придерживаясь принципов диалектики (все течет, все изменяется) их необходимо осознанно, вдумчиво корректировать, приводить в унисон с жизненными целями. Но беспринципность отказывается от принятых ранее принципов не в силу своей разумности и осознанности, а под влиянием сиюминутных интересов и внезапных желаний. В этом явно прослеживается какая-то продажность, лицемерие, предательство или легкомыслие. Поэтому с беспринципностью опасно близко общаться и дружить.

      У беспринципности отсутствует «внутренняя арматура», на которой держатся высокие моральные принципы принципиального человека. Все ее действия изначально противоречивы. Чтобы она не вытворила – это противоречит ее предыдущим принципам. Переменчивая, как ветряная женщина, она постоянно фонтанирует новыми принципами жизни. Когда нет осознанной морали и нравственности, принципы не жизнеспособны. Она так запуталась в своей противоречивости, что сама не понимает, на каком свете находится, по каким принципам живет. Как только в жизни появляется выгодный лакомый кусочек, беспринципность стремится, как можно быстрее, отбросить вчерашние принципы. Если охарактеризовать ее в движении, это то, что постоянно кого-то или что-то бросает, меняет, продает или «кидает»  в зависимости от ситуации и обстоятельств. Алгоритм беспринципности крайне незатейлив: появляется к чему-то вожделение, но прежний принцип накладывает табу на новое желание. Срочно нужен новый принцип, чтобы его «освятить». Твердых жизненных установок нет, поэтому старый принцип выбрасывается за ненадобностью, а новый на недолгое время воцаряется. Беспринципность – это выдача индульгенций на желания, противоречащие прежним принципам.

       Беда беспринципности в ее ущербном отсутствии жизненного кредо, «внутренней арматуры». Все ее принципы, подобно карточному домику, рушатся при малейшем появлении вожделения. Беспринципность – это отсутствие  убежденности и благородства.  Без твердых жизненных принципов нет благородства. Благородный человек обладает жизненным кредо и, соответственно, принципами жизни, он прочно усвоил нормы морали, нравственности и культуры. Беспринципность обделена моралью и незнакома с благородством. Она ситуативно, на ходу рождает надуманные принципы, чтобы оправдать вожделение к кому-то или чему-то.

        Доброта выше любых принципов. Когда речь заходит о выборе между добротой и принципиальностью, выбор всегда в пользу доброты.  Пастернак в “Докторе Живаго” писал: «Доброта – это беспринципность сердца, которое велико тем, что делает малое”. Человек важнее любых принципов. И в этом смысле беспринципность порой очень притягательна.  Беспринципность обеспечивает человека принципами по потребностям, как при коммунизме. Полным потоком, оптом и в розницу она наполняет озеро «Принципов». Смешно галдеть о принципах, когда речь заходит о деньгах.