Кто любит славу человеческую, тому нельзя быть бесстрастным,
но ревность и зависть обитают в нем.
(прп. авва Исайя).
Бесстрастность (Бесстрастие) как качество личности – неподверженность страсти, ровное отношение к друзьям и врагам, равнодушие к различным двойственностям материального мира (слава и позор, радость и печаль); быть преисполненным невозмутимости.
Однажды авва Аммон пошёл к авве Антонию. Они занялись беседою о душевной пользе. После беседы авва Антоний предсказал Аммону, что тот преуспеет в страхе Божием. Произнёсши это пророчество, Антоний вывел Аммона из кельи и, показав на камень, сказал: — Нанеси оскорбление этому камню и ударь его. Аммон сделал это. Тогда авва Антоний спросил его: — Дал ли тебе какой ответ, оказал ли тебе какое противодействие этот камень? Аммон отвечал:
— Нет. — Так и ты, — сказал ему авва Антоний, — достигнешь в подобную меру бесстрастия. Пророчество аввы Антония впоследствии исполнилось.
Бесстрастность нужно рассматривать только через призму, под влиянием какой энергии находится человек: благости, страсти или невежества. Для духовно развитого человека, прошедшего последовательно и поступательно шесть ступеней (шесть врагов): жадность, гордыня, вожделение, иллюзия, гнев и зависть, бесстрастность является благом. Это очень высокий уровень сознания. Обладают им единицы. Бесстрастие для духовно развитого человека несомненное благо, положительное качество личности.
Поэтому все духовные традиции почтительно относятся к бесстрастию:
«Да не будет душа твоя рвом, который иногда источает животворную воду смирения, а иногда иссыхает от зноя славы и возношения; но да будет она источником бесстрастия…» (прп. Иоанн Лествичник).
«Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудободвижна на зло». (прп. Максим Исповедник).
«Прощение грехов многие скоро получили, но бесстрастия никто скоро не приобрел… Для приобретения бесстрастия нужно долгое время, великое усердие, многий труд любви и помощь Божия».
(прп. Иоанн Лествичник).
«…Приобретение бесстрастия есть совершенная любовь, т.е. совершенное вселение Бога в тех, которые чрез бесстрастие сделались чистыми сердцем» (прп. Иоанн Лествичник).
В Божественной песне есть такие строки:
Грехи и заслуги отвергни ты разом:
Кто к йоге пришел, тот постиг Высший Разум.
Отвергнув плоды, сбросив путы рожденья,
Достигнешь Бесстрастья и Освобожденья.
Когда к заблужденьям не будешь причастен,
Ты станешь, от них отрешенный, бесстрастен
К тому, что услышишь, к тому, что услышал:
Из дебрей ты шел и к простору ты вышел.
… Чей разум всегда в равновесье, в покое,
— Сей мир победил, победил все земное,
И не умирая, и не возрождаясь,
Пребудет он, в духе святом утверждаясь,
Не станет, достигнув покоя, бесстрастья,
От счастья смеяться, страдать от несчастья.
Большинство людей никак не может преодолеть первую ступеньку – жадность, не говоря уж о гордыни и вожделении. Материальный мир – мир страстей, корысти, эгоистических побуждений. В мире страстей быть бесстрастным – значит, быть равнодушным ко всему живому, не чутким, не сострадательным. В контексте этой мысли прав был великий педагог В.А. Сухомлинский: «Большой порок — это равнодушие, бесстрастность. Маленький человек с льдинкой в сердце — будущий обыватель. Уже в детстве надо зажечь в сердце каждого человека искру гражданской страсти и непримиримости к тому, что является злом или потворствует злу».
Бесстрастность – блокировка души и чувств. Александр Александрович Блок писал:
Я, не спеша, собрал бесстрастно
Воспоминанья и дела;
И стало беспощадно ясно:
Жизнь прошумела и ушла.
Бесстрастность в невежестве также бесчувственна, как часы и календарь. В невежественной среде она обрастает вульгарностью, аморальностью, жестокостью. Бесстрастному в невежестве убить человека, что таракана раздавить. Он равнодушен к чужой боли. Прописавшись в невежественном уме, бесстрастность становится одним из злейших пороков в системе проявленных качеств личности.
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/