RSS Feed

Безотказность

10.03.2014 by petr8512

Не отказывай сразу, пусть разочарование входит по капле;

не надо и отказывать наотрез, это значит рвать узы преданности.

Пусть остаются крохи надежды, они умерят горечь отказа.

Бальтасар Грасиан

Сила женщины в неспособности отказывать своим слабостям.

Нельзя отказывать себе любимой! Захотелось макарон – купила билет в Италию.

Неизвестный автор

      Безотказность  как качество личности –  неспособность ответить отказом на просьбу, поручение; всегда проявлять готовность оказать помощь и поддержку.

      Одного дервиша спросили: — Почему ты ничего не просишь у людей? Попросил хотя бы хлеба! Дервиш ответил: — Если я попрошу, а они откажут мне, то есть опасность, что они пострадают за это. Ведь известны слова Пророка, что если истинно нуждающийся просит что-то, то отказавшие ему будут чахнуть и хиреть.

      Безотказность воспринимается на «Ура» в обществе, где большинство людей находится под влиянием энергии благости. В благостном обществе люди бескорыстны в отношениях, стараются служить и заботиться друг о друге, проявляют сострадание к ближнему.  К сожалению, мы живем в мире, где подавляющее число людей живет под влиянием энергии страсти и невежества. В таких условиях безотказность как качество личности становится опасной и крайне неудобной характеристикой человека, на которой могут играть манипуляторы всех мастей и оттенков.

       «Нет» – лаконичное, легкое слово. Почему же безотказный человек испытывает перед ним такую же нерешительность, как французские коммунары перед дверями Национального банка, который в ответ на их нерешительность профинансировал роялистов, расстрелявших чуть позднее нерешительных революционеров?

        Безотказность человека в страсти – это боязнь поставить под удар хорошее отношение к себе, вызвать обиду, лишиться уважения и любви окружающих.  За спиной безотказности часто выглядывают уши страха утратить любовь, уважение окружающих и остаться в одиночестве.

        Безотказность – признак слабоволия, малодушия и непринятия себя. Уверенный в себе человек осознает право быть самим собой – думать иначе, чем другие, поступать, как считает нужным, решать в каждый момент, что для него лучше – согласиться или отказать. Он не страшится быть «белой вороной» в глазах окружающих.

      Есть такая притча. Мальчик заблудился в лесу. Он не знал, что ему делать и куда идти. И даже собрался заплакать. Но потом взял себя в руки, набрался храбрости, влез на большое дерево и увидел свой путь. Каждый человек должен найти такое дерево, чтобы не плутать в жизни. Таким деревом является для человека его большая цель. Когда человека о чём-то серьезном просят, он смотрит с высоты дерева, не собьется ли с пути и, если по пути, дает согласие, а если просьба уводит его в сторону на кривую дорожку, он говорит решительное и бесповоротное «Нет!»

      Разум – это выбирать. Если вас попросят застрелить прохожего, кто будет виноват – пуля, винтовка, заказчик или вы? Пуля и винтовка не виноваты, ибо у них не было права выбора. Виноваты вы и заказчик, ведь у вас был выбор – согласиться или отказаться. Безотказный человек, добровольно лишившись права выбора, обкрадывает себя на свою мечту, своё предназначение.

       Помню еще в советские времена меня, как молодого специалиста, направили преподавать политэкономию в финансовый техникум. Я уже писал диссертацию по политэкономической теме, поэтому не мыслил себе другого занятия. По прибытии на место директор техникума сказал, что по политэкономии нет часов, и предложил мне временно стать воспитателем в женском общежитии. Перспектива охранять молодых девиц, к которым по вечерам лезут в окна местные парни, показалась мне крайне непривлекательной. Предыдущему воспитателю за излишнее рвение пробили голову камнем. Решив, что голова мне еще понадобится, я решительно отказался: или даете педагогическую нагрузку, или освобождаете от необходимости отрабатывать три года по распределению и отправляете меня в свободное плавание. Видя, что я не шучу, директор пошел на попятную и дал мне политэкономию.

     Иными словами, если, взглянув с высоты «дерева», вы видите, что вас просьбой уводят в сторону от вашей главной цели, от вашего жизненного предназначения, значит, нужно без сомнений и ненужной дипломатии говорить категорическое «Нет!»  Окружающие в умении говорить «Нет!» безошибочно считывают,  идет ли человек к своей главной цели или же она не является для него приоритетной, и им можно вертеть по своему усмотрению

      В обществе эгоизма и корысти всем не скажешь «Да!»   Безотказность не дружит с совестливостью и честью. Не зря Жан Бодрийар писал: «Безотказность, в конечном счете, неизбежно вызывает страх». Человек чести и совести, о чём бы его ни просили, прежде всего, получит одобрение от представительства Бога в себе – совести. Он живет, строго соблюдая требования законов мироздания. Для него Божьи заповеди не пустые слова. Он живет в гармонии с собой и с внешним миром. Поэтому человек совести любую серьезную просьбу примеряет на свои принципы и миропонимание. Для него  не существует проблемы сказать «Нет!», когда просьбы выходят за ограничительные рамки его нравственных принципов.

      Безотказный человек теряет контроль над своим временем. Любой может вмешаться в его жизнь, направив в нужное для себя русло. Психолог Вероника Тихонова пишет: «Как часто неумение сказать «Нет» превращает вашу жизнь в хаос, приносит разочарование и недовольство собой. Вы не умеете вовремя сказать «НЕТ», и обрекаете себя сами на выполнение чужих дел и обязательств. Может пора положить происходящему конец, сказать — стоп самому себе в тот самый момент, когда с языка готово сорваться предательское «Да». Неумение сказать «Нет» обрекает вас на переживания, вы злитесь на себя, на того, кому не смогли вовремя отказать, на не запланированные, не входящие в ваши планы, дела, которые теперь придется завершать с опозданием».

     Зачастую безотказность втягивает в дело, которое человеку не только неприятно, но и не по силам. Не сумев отказаться, он дергается, мечется, но решить поставленную задачу так и не может. В результате в глазах окружающих он теряет репутацию, получает ярлык «необязательный, безответственный, нечестный человек».  А надо-то было проявить характер и сказать: «Простите, ни чем не могу вам помочь», «Спасибо, что спросили, но я не смогу вам помочь”.

     Безотказность в связке с состраданием представляет готовность не просто проявить сочувствие к страданиям другого человека, а реально помочь, выручить из беды. Такая безотказность, особенно в купе с альтруизмом, является позитивным качеством личности. Безотказность превращается в порок, когда человека просят сделать что-то, что ему совершенно делать не хочется, но, в силу слабости характера, он пасует перед просителем и делает то, о чем он просит.

       Безотказность – это опасная доброта. На этот счет у Сергея Михалкова есть басня:

Известно, что людская доброта
Хорошая в характере черта,
Однако есть и доброта такая,
Что наглецов плодит, их просьбам потакая…
 
Так вот, без уточненья имярек,
Жил-был один добрейший человек.
О чём бы кто его ни попросил,
Он не жалел ни времени, ни сил,
Чтоб каждому просителю помочь,
Допустим, где-нибудь пристроить чью-то дочь,
Которая себя ничем не проявила,
Ну, разве что экзамен провалила;
Кому-то, где-то, что-то протолкнуть,
Того отправить, этого вернуть…
Подобных просьб к нему премного было,
И шли они потоком, как река,
Что начала свой путь от ручейка,
Одна влекла другую за собой,
И это был уже почти разбой!
Был осаждён добряк со всех сторон,
Но как-то раз собрался с духом он
И отрубил просителю в ответ:
«Я на хоккей вам не достал билет!
Прошу простить, но не смогу помочь!»
И так ответив, сам не спал всю ночь,
А тот нахал, что получил отказ,
На всех углах костит его сейчас…