RSS Feed

Эклектичность

13.06.2016 by petr8512

 

– Ты эклектик. Ты выдираешь отовсюду по цветному

 перу и всё вплетаешь в свой хвост.

А.И. Солженицын. В круге первом

 Эклектика – это хрупкая девочка с голосом и манерами заправского мужика.

Светлана Анисимова

Наши филистеры все без исключения — эклектики,

то есть люди,  наполнившие свою голову такими идеями,

которые взаимно уничтожают друг друга.

Писарев, Прогулка по садам российской словесности.

                                                          

     Эклектичность  как качество личности – склонность смешивать, соединять несоединимые, разнородные, неорганичные стили,  взгляды, точки зрения, методы, рассуждения, теории, идейные направления.

    Все говорят, что я сноб и быдло, что у меня в голове помойка. Принципиально возражаю: Я эклектик! Это звучит непонятно, но гордо! Записавшись в эклектики, запросто можно и за умного сойти.

   Эклектичность – это когда в уме каша из разностилья. Эклектичность – это когда не хватает вкуса и чувства  меры. Это своеобразное проявление жадности – всего побольше, не обращая внимания, что смешиваешь несоединимое:  молоко с огурцами и селёдкой, бисквит со шпротами.

     Иными словами, эклектик стремится свести воедино то, что не подлежит смешению.

В одну телегу впрячь не можно

Коня и трепетную лань.

   Австрийский писатель  Роберт Музиль пишет: «Об эклектике и исторической справедливости. То, что эклектика, эта вторичность вкуса, играет в искусстве столь заметную роль, кажется почти ребусом, если поставить вопрос следующим образом: “Отчего так получается, что плохие художники любой эпохи в качестве образцов для подражания из предыдущей эпохи неизменно избирают хороших художников, а не плохих?”

    Ребус этот, похоже, легко разгадывается, если подметить, что в этой формуле вместо слова “хороших” могло бы стоять и другое слово: “признанных”. Ибо эклектик прежде всего зависим от всеобщего признания, больше того – он сам есть выражение этого признания. Однако основной вопрос тем самым отнюдь не решен, поскольку эклектика помимо этой зависимости безусловно содержит в себе еще и компонент избранности. Ибо то, чему подражает эклектик, должно быть не только признанным, но и хорошим искусством».

    Вор сокрушается от того, что всё уже украдено до него, эклектик жалеет, что всё уже написано до него. Можно либо заимствовать и подражать в одном стиле, либо беззастенчиво смешивать  разнородные стили прошлого. В безвкусном совмещении эклектик находит свою нишу. Правда, бывает, смешиваются близкие между собой исторические стили, например, классицизм и ампир, барокко и модерн, получаются композиции, где вещи гармонично сочетаются в интерьере, не противореча друг другу.

     По мнению дизайнеров, иногда смешение стилей носит характер рискованного эксперимента, где элементы разных стилей намеренно противопоставляются, как бы сталкиваются между собой. И вдруг, смешанное в необычайных пропорциях, принадлежащее к разным эпохам и течениям в искусстве, становится единым целым, части которого неожиданно вошли в странную гармонию, создав нечто совершенно неповторимое, ярко индивидуальное.

    Однако исключение не делает правила. Например, от совмещения  пальцев получается фига.

    Когда Черчилль был на встрече “большой тройки” в Крыму, британская делегация жила в старинном дворце царских времен. Дворец очень понравился Черчиллю, и он обратился к Сталину:     – Нельзя ли купить этот дворец?     Сталин после некоторой паузы спросил:     – А какой палец у вас в Англии считается средним?  Черчилль показал средний палец.  Сегодня этого было бы достаточно для убедительного ответа, но тогда проблема национальных меньшинств ещё не существовала.     – А у нас этот, сказал Сталин и сложил фигу.

    Эклектик – плагиатор в квадрате. С миру по нотке, глядишь и опера получится. Есть замечательный мультфильм о композиторе плагиаторе. Его можно смело называть также эклектиком, ибо в одной куче оказалась оперетта, опера, мелодрама, комедия, драма, экспериментальная постановка, детский утренник,  современность и классика.

    Мультфильма начинается с монолога эклектика -«автора» оперы: Почему я как композитор-оперник тяготею к классике? Это у меня с детства. В детстве я очень любил играть в классики. Э-э, ребенком я любил пить чай, естественно, с пирожным, и лучше всего с безе.  Отсюда сублимация ассоциаций детства тяготение к Чайковскому, к Бизе, и так далее, и тому подобное, и так далее…

   Как сказал классик, надо брать музыку у народа, и только обрабатывать её.  Так я и делаю. Поэтому, когда сегодня берёшь у композитора — это, собственно говоря, берёшь у народа, берёшь у народа — берёшь у себя, и главное, чтобы музыка была твоя, и кто говорит “плагиат”, я говорю “традиция”.

Хор:
Ой ты, травушка-мурава, луговая,
Ой ты, заячья сторонушка родная…
Мы уверены, что поздно или рано,
Выйдет зайчик погулять на поляну.

Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре, пять…
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре,
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел!

Заяц:
Я вышел в лес гулять,
Мне боязно, мне страшно,
Моя душа предчувствием полна,
Моя душа, моя душа
Предчувствием полна,
Душа полна…

Хор: Предчувствия его не обманули.

 Охотник:
Так вот вы где,
Вас мне и надо.
Вы съесть изволили
Мою морковь!

Хор:
Какой позор, какой позор,
Наш заяц вор, наш заяц вор.
Какой позор, какой позор,
Наш заяц вор, наш заяц вор.
Какой позор, какой позор…

Заяц: Неправда!
Хор: Правда.
Заяц: Правда?
Хор: Правда!
Заяц: Я не ел морковь!

Охотник: К барьеру!

Заяц: К барьеру!

Хор:
Сейчас прольется чья-то кровь,
Сейчас прольется чья-то кровь,
Сейчас прольется чья-то кровь,
Сейчас прольется, прольется…
Льется…

/ Режиссер плачет. Немудрено /

Заяц:
Ах, неужели навсегда
Закроются мои косые очи!

Хор: Сейчас свершится и прольется…

Заяц: И не увижу я тебя,
Моя любовь,
Моя любовь –

Охотник: Сейчас, сейчас!

Заяц: Моя любовь –
Моя морковь!
Навек я твой,
Моя морковь!

Охотник: Сейчас, сейчас… Сейчас… Сейчас… Сейчас…

Хор: Пиф-паф!
Заяц: Ой-ой-ой-ой-ой-ой!

Охотник: Умирает зайчик мой! Ха-ха-ха-ха, ха-ха-ха-ха!
Хор: Ой, ой, ой, ой, ой.

/Режиссер рыдает. Зрители все от смеха под столом/

Заяц: Принесут меня домой, Окажуся я живой…

Хор:
И еще неоднократно
Выйдет зайчик погулять!
И еще неоднократно
Выйдет зайчик погулять!
И еще неоднократно
Выйдет зайчик погулять!
Гулять! Гулять! Гулять!
Гулять! Гулять! Гулять!
Гулять! ГулЯ-Я-Ять!

/ Занавес. Браво! Бис!/

Браво! Браво! Браво!!!
Браво! Браво! Браво!!!
Браво! Браво! Браво!!!