RSS Feed

Франтовство

03.04.2015 by petr8512

Прошелся по тротуару гоголем, наводя на всех лорнет.

Гоголь. Ворона в павлиньих перьях

Ходит франтом: сапоги рантом.

 Поговорка.

Здесь кажут франты записные свое нахальство, свой жилет.

 В своей одежде был педант и то, что мы назвали франт.

А.С. Пушкин

По селу он — первый франт: всегда в воротничках,

 в манжетах, в ярких галстуках.

Шишков, Угрюм-река.

        Франтовство как качество личности –  склонность любить нарядно, модно, изысканно одеваться.

       Идет международный конкурс воров. Выходит крутой франт. – Вас приветствуют французские воры. Выключите, пожалуйста, свет. Свет выключают. Через пять минут: – Можно включить свет. Господа, подойдите за своими часами. Выходит джентльмен. – Привет из Англии. Выключите, пожалуйста, свет. Свет выключают. Через три минуты: – Можно включить свет. Господа, подойдите за своими бумажниками. Выходит биндюжник. – Здрасте. Мы воры – я и Жора. Мы из Одессы. Свет включать и  выключать не надо. Жора, раздай гражданам их трусы.

      Согласно Этимологическому словарю русского языка Семенова слово «франт»: польское – frant (пройдоха). Чешское – franta (хитрей). Слово «франт» попало в русский язык из западнославянских языков, а именно – из чешского при польском посредничестве. Широкое распространение слово «франт» получило в XVII веке., первоначально оно означало «шут». Современное значение данной языковой единицы – «человек, который одевается всегда нарядно и по последней моде» или «щеголь».

    Вспомним Ф.М. Достоевского «Село Степанчиково»: «Это был еще молодой человек, для лакея одетый прекрасно, не хуже иного губернского франта. Коричневый фрак, белые брюки, палевый жилет, лакированные полусапожки и розовый галстучек».

   Иногда франт воспринимается в пренебрежительном контексте не заслуживающего уважения, одобрения человека. Этот франт-приятель отъявлен мотом, сорванцом. Грибоедов. Иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд. Чехов.

    В одном прогресс являет он –

    Наш милый франт, что все мельчает,

   Лет в двадцать волосы теряет,

   Тщедушен, ростом умален

   И слабосилием наказан.

   Некрасов. Медвежья охота.

      Мода завладевает душой франта. Она его царица. Ей он фанатично предан. Придавая большое значение людским оценкам, франт всё сделает, чтобы произвести благоприятный внешний эффект на окружающих.  Для него удовольствие пофорсить, покрасоваться перед окружающими. Это поднимает его самооценку. В своих собственных глазах франт ощущает, как растёт его значительность и важность.

     Социальный окрас франтовства всецело зависит от склада личности его представляющего.  Если франтовство не мешает человеку оставаться самим собой, а способствует его личностному росту, такое франтовство можно только приветствовать. Например, смелый франт может иметь собственные взгляды и выражать их в одежде и в своём внешнем облике. В то же время, франт может стать рабом моды. Можно всю жизнь прожить в  страхе отстать от моды, сделать франтовство единственным интересом жизни, забыть о семье, об образовании, лишь бы выглядеть франтом.  Особенно это характерно для глухих провинций. Такое франтовство по своей природе порочно, ибо подталкивает человека в сторону деградации.

    Деградирующему франту полезно думать в контексте этого высказывания Майкла Крайтона в «Парке Юрского периода: «Я очень ценю свою жизнь и свое время и не желаю тратить его попусту, на раздумья об одежде. Я не хочу думать каждый день о том, что же мне надеть на следующее утро. И вообще, по-моему, в мире нет ничего скучнее моды. Разве что профессиональный спорт. Подумать только — взрослые люди играют друг с другом в мячик, а весь остальной мир платит бешеные деньги за то, чтобы им поаплодировать. Но в целом мода даже скучнее спорта. И утомительнее».

     Как говорил великий Иоганн Вольфганг Гёте:

Мода терпит сумасбродства
И не любит естества.

   Словом, если франтовство приводит к потере естества, оно порочно. Если франтовство способствует раскрытию естества, оно благотворно.