RSS Feed

Фривольность

12.03.2013 by petr8512

Сэр Роджер, крупный феодал,
Он всю округу … удивил:
Двоих сирот усыновил

И в тот же вечер дуба дал.

Фривольные стихи

           Фривольность  как качество личности – склонность проявлять игривую легкомысленность, делать двусмысленные  намеки на эротическую тематику, допускать определенные отклонения в поведении, занятиях, находящиеся на грани дозволенного моральными устоями общества.

          Фривольность, подобно канатоходцу, балансирует без страховки по канату морали, влево, вправо наклон и упадешь в аморальность. Только обладая завидным чувством равновесия, можно уверенно шагать по зыбкой основе морали, не опасаясь свалиться в похотливые объятия пошлости и вульгарности. Визитная карточка фривольности – это поток воздуха из вентиляционного люка метро, задирающий пышную юбку Мерлин Монро. В этом забавном эпизоде присутствуют все качественные особенности фривольности: тут тебе и игривая легкомысленность, и безобидная эротичность, и видимость моральности, и претензия на естественность.  Когда Брэд Питт обнимает свою жену Анджелину Джоли перед фотокамерами на официальных выходах в свет и то и дело чересчур страстно прижимает к себе ненаглядную, а то и вовсе хватает ее за попку, никому и в голову не придет обвинять его в аморальности.

        Так происходит, потому что фривольность дружит с естественностью, которая живет в соответствии со своей природой (мужской или женской) и проявляется в поведении и общении посредством натуральности и безыскусственности.  Стремление к естественности, как к балансу своей природы с социализацией, создает надежную «подушку безопасности» между фривольностью и эротикой, порнографией.

         Фривольность, чтобы стать признанной реалией, проходит, зачастую, тяжелый путь  через рвы предрассудков, крепостные стены заблуждений, ловушки предвзятостей и капканы предубеждений. Когда французский художник – реалист Гюстав Курбе написал картину «Происхождение мира», она была воспринята как художественная провокация и более 120 лет не выставлялась. На картине крупным планом выписан женский лобок. Рихард Мутер писал: «Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или  разговаривают». Но были и осуждающие мнения. Александр Дюма-сын писал: «От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок по имени Гюстав Курбе? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного “я”?”   В настоящее время эта работа экспонируется в музее д’Орсе в Париже.

       У Рубенса есть картина «Отшельник и спящая Анжелика», на которой художник преобразил банальный сюжет о попытке совращения красавицы развратным старцем. Одно время она считалась фривольной. Согласно сюжету Анжелика пробивается к морю, расспрашивая у всех и каждого, как туда добраться. И тут ей попадается отшельник. Старик воспламеняется при виде молодой красавицы. В его голове зреет план: заманить, уговорить, соблазнить! Он ей что-то объясняет, а сам (о, коварный!) призывает на помощь адские силы. К нему приходит хоровод чертенят, одного из которых старик уговаривает вселиться в лошадь, на которой едет Анжелика. И этот бес сначала тащит молодицу в море, а потом – на берег, в обозначенное этим подобием дьявола место. Когда Анжелика выплывет на берег, он изображает из себя само смирение, и Анжелика понемногу приходит в себя. Она начинает рассказывать ему о  своих приключениях, а он, не долго думая, достает какое-то зелье и брызгает ей в глаза. В итоге на картине: Роскошная подушка. Ярко-красное покрывало. Газовая накидка. Старик действительно древний: горбатый, с впалыми щеками. Она разметалась так, как будто ей жарко. А он – в своей отшельнической робе с капюшоном. Ну, куда с холодной кровью к такой горячей красавице? Сейчас, в эпоху однополых браков, полного бесстыдства и вседозволенности картина Рубенса выглядит безобидным творением классика, затрагивающего проблему очищения от греха.

      Жизнь доказывает, что многие наши убеждения – это не вовремя выявленные заблуждения. Кроме того, не секрет, что мы живем в эпоху деградации человечества. Но поскольку все на свете относительно, то для фривольности наступает золотой век. На Западе мораль стала тождественна исполнению законов. Можно делать все, что не запрещено законом. Нравственность и совесть отдельной личности не в счет. Еще полвека назад фривольность боялась соскользнуть с каната морали и попасть в цепкие руки полиции нравов. Сегодня ей дан зеленый свет. По широкой столбовой дороге демократии (демонической «кратии»), украшенной гирляндами толерантности, она вместе со своими гадкими подружками – пошлостью, вульгарностью, распутством, безверием, бесстыдством, стремительно мчится в тупик невежества и деградации. Пролетит несколько лет и то, что сегодня считается порнографией, будет именоваться легкомысленной фривольностью. Женщины будут смотреть сериалы, напичканные сексуальными оргиями, и ждать, когда же герои, наконец, поженятся. Под порнографией будет пониматься связь с собаками, козами и коровами. Ныне фривольные стихи, типа: «С пакетом прискакал гонец, Чтоб сообщить, что всем … пора, В путь отправляемся с утра. Прощайте, мама и отец», – будут изучать в школе, потому что одебиленное поколение уже будет не в состоянии понять Пушкина, Чехова и Толстого. В детских садах детишки будут декламировать на новогодних утренниках: «Спросил сынуля, – Бать, а бать, Мне уже можно баб … из снега Лепить и в салочки побегать, Ведь мне уж скоро стукнет пять?»