RSS Feed

Искусность

20.04.2014 by petr8512

Ветер и волны всегда на стороне самых искусных мореходов.

Эдвард Гиббон.

Искусные льстецы обычно не менее искусные клеветники.

Наполеон Бонапарт

Мастерство рождает искусность; дисциплина рождает мастерство.

Роберт Фрипп

       Искусность как качество личности – способность хорошо знать своё дело, обладать высоким мастерством и умением.

      В одном селе девушки и женщины решили показать свое мастерство. Договорились, что в воскресенье все придут на сельскую площадь, и каждая принесет самое лучшее, что она сделала своими руками: вышитый рушник, кружева, полотно, скатерть, одежду. В назначенный день все девушки и женщины пришли на площадь. Принесли множество изумительных вещей. У стариков и старух, которым общество поручило назвать самых искусных мастериц, глаза разбежались: так много было талантливых женщин и девушек. Жены и дочери богачей принесли вышитые золотом и серебром шелковые покрывала, тонкие кружевные занавески, на которых были вывязаны удивительные птицы. Но победительницей стала жена бедняка Марина. Она не принесла ни вышитого рушника, ни кружев, хотя все это прекрасно умела делать. Она привела пятилетнего сына Петю, а Петя принес жаворонка, которого он сам вырезал из дерева. Приложил Петя жаворонка к губам — запела, защебетала птичка, как живая. Все стояли на площади, не шелохнувшись, всех очаровала песня, и вдруг в голубом небе запел настоящий, живой жаворонок, привлеченный пением с земли. «Тот, кто творит умного и доброго человека, — самый искусный мастер», — таково было решение стариков.

      Искусность становится достоянием того, кто вкладывает в своё дело душу. Когда человек находит своё предназначение, работа превращается для него в праздник. За своим занятием искусники не замечают бега времени, забывают о еде и отдыхе. Энтузиазм, воодушевление и вдохновение всецело охватывает их сердца. Неподдельный интерес заставляет постоянно думать о совершенствовании своего профессионального мастерства.

      Для искусности характерна позиция ученичества. Человек, по отзывам окружающих, уже является бесспорным мастером, докой в своём деле, а ему всё неймется, он упорно не желает сходить с платформы ученичества, повторяя: – Познание бесконечно. Век живи – век учись.  Я никогда не смогу достичь совершенства, но стремиться буду к этому всю свою жизнь.

      П.П. Бажов в «Каменном цветке» рассказывает об искусном мастере Даниле: «А он придет домой и сразу к станку, да до утра и сидит, а с солнышком опять в лес да на покосы. Листки да цветки всякие домой притаскивать стал, а все больше из объеди: черемицу да омег, дурман да багульник, да резуны всякие. С лица спал, глаза беспокойные стали, в руках смелость потерял. Прокопьич вовсе забеспокоился, а Данилушко и говорит: – Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.

        Прокопьич давай отговаривать: – На что она тебе далась? Сыты ведь, чего еще? Пущай бары тешатся, как им любо. Нас бы только не задевали. Придумают какой узор – сделаем, а навстречу-то им зачем лезть? Лишний хомут надевать – только и всего. Ну, Данилушко на своем стоит. – Не для барина, – говорит, – стараюсь. Не могу из головы выбросить ту чашу. Вижу, поди ко, какой у нас камень, а мы что с ним делаем? Точим, да режем, да полер наводим и вовсе ни к чему. Вот мне и припало желание так сделать, чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать».

        Имя Антонио Страдивари (родился в 1644 году в маленьком городке близ Кремоны) у большинства людей ассоциируется с невероятной искусностью в изготовлении скрипок. Прежде чем найти своё призвание гений скрипки испробовал много профессий. Антонио изучал живопись и рисунки великих мастеров, занимался резьбой по дереву, пробовал стать скульптором и музыкантом. Однажды, недовольный игрой своей скрипки он разобрал ее, изучил и выбросил. На хорошую скрипку у него не было денег. Тогда, будучи 18-летним юношей, он поступил учеником к знаменитому скрипичному мастеру Николо Амати. К сорока годам он был богат и знаменит. Но, даже добившись успеха, признания и став мастером своего дела, Антонио опасался своего конкурента Джузеппе Гварнери. До сих пор ученые пытаются разгадать тайну скрипок Страдивари, так как Антонио, унес свои секреты с собой в могилу, посчитав, что никто ни из его сыновей, ни из его учеников не был достойным обладать этими сокровищами.

      Его биограф Михаил Родионов рассказывает, что будущий автор скрипок, каждая из которых уходит с молотка за 4 – 5 миллионов долларов, начинал свою карьеру мальчиком на побегушках у Амати.  Первое серьезное дело, которое стали поручать Страдивари, — изготовление струн. В доме мастера Амати их делали из… внутренностей ягнят. Антонио старательно вымачивал кишки в какой-то странно пахнущей воде (потом мальчик узнал, что этот раствор — щелочной, созданный на основе мыла), сушил их и затем скручивал. Так Страдивари стал потихоньку узнавать первые секреты мастерства. Например, оказалось, что не все жилы подходят для перерождения в благородные струны. Самый лучший материал, усвоил Антонио, это жилы 7—8-месячных ягнят, выращенных в Центральной и Южной Италии. Оказалось, что качество струн зависит и от района пастбища, и от времени убоя, от свойств воды и еще от массы факторов…

     У мальчика голова шла кругом, а ведь это было только начало! Потом наступил черед дерева. Тут Страдивари понял, почему синьор Амати иногда отдавал предпочтение невзрачным на вид деревяшкам: неважно, как выглядит дерево, главное — как оно звучит! Николо Амати уже несколько раз показывал мальчику, как способно петь дерево. Он слегка притрагивался ногтем к кусочку дерева, и оно вдруг отдавалось едва слышным звоном! Все сорта дерева, рассказывал Амати уже подросшему Страдивари, и даже части одного ствола отличаются по звуку друг от друга. Поэтому верхнюю часть деки (поверхность скрипки) надо изготавливать из ели, а нижнюю — из клена. Причем самые «нежно поющие» ели — те, что выросли в Швейцарских Альпах. Именно эти деревья и предпочитали использовать все кремонские мастера.

    Мальчик превратился в подростка, а затем стал взрослым мужчиной… Однако за все это время не было и дня, чтобы он не оттачивал свое мастерство. Друзья только изумлялись такому терпению и смеялись: мол, Страдивари так и умрет в чужой мастерской, навсегда оставшись еще одним безвестным подмастерьем великого Николо Амати… Однако сам Страдивари оставался спокоен: счет его скрипкам, первую из которых он создал в 22 года, уже пошел на десятки. И пусть на всех стояло клеймо «Сделано Николо Амати в Кремоне», Антонио чувствовал, что мастерство его растет и он наконец сможет сам получить почетное звание мастера. Правда, к тому времени, когда он открыл собственную мастерскую, Страдивари исполнилось 40. Тогда же Антонио и женился на Франческе Феррабочи, дочери богатого лавочника. Он стал уважаемым скрипичных дел мастером. Хотя Антонио так и не превзошел своего учителя, но заказы на его маленькие, покрытые желтым лаком скрипки (точь-в-точь такие же, как и у Николо Амати) приходили со всей Италии. А в мастерской Страдивари уже появились первые ученики, готовые, как и он сам когда-то, ловить каждое слово учителя. Богиня любви Венера тоже благословила союз Антонио и Франчески: один за другим на свет появились пятеро черноволосых ребятишек, здоровых и бойких.

    Страдивари уже начал мечтать о спокойной старости, как в Кремону пришел кошмар — чума. В тот год эпидемия унесла тысячи жизней, не пощадив ни бедных, ни богатых, ни женщин, ни детей. Старуха с косой не прошла и мимо семьи Страдивари: от ужасной болезни скончались его любимая супруга Франческа и все 5 пятеро детей. Страдивари погрузился в бездну отчаяния. У него опустились руки, он не мог смотреть даже на скрипки, к которым относился как к собственным детям. Иногда он брал одну из них в руки, проводил смычком, долго вслушивался в пронзительно-печальный звук и клал, обессиленный, обратно.

    От отчаяния Антонио Страдивари спас один из его учеников. После эпидемии мальчика долго не было в мастерской, а когда появился, он горько заплакал и сказал, что больше не может быть учеником великого синьора Страдивари: его родители умерли и теперь он сам должен зарабатывать себе на пропитание… Страдивари пожалел мальчишку и взял его к себе в дом, а через несколько лет и вовсе усыновил. Снова став отцом, Антонио вдруг заново ощутил вкус к жизни. Он с удвоенным рвением принялся за изучение скрипки, ощутив острое желание создать что-то необыкновенное, а не копии, пусть даже и превосходные, скрипок своего учителя.

       Этим мечтам суждено было сбыться не скоро: только в возрасте 60 лет, когда большинство людей уже уходят на заслуженный отдых, Антонио разработал новую модель скрипки, которая и принесла ему бессмертную славу. С этого времени у Страдивари начался «золотой период»: он создал лучшие по концертным качествам инструменты и получил прозвище «супер-Страдивари». Летящий неземной звук его творений до сих пор никто не воспроизвел…

     Созданные им скрипки звучали так необыкновенно, что это тут же породило множество слухов: поговаривали, что старик продал душу дьяволу! Ведь обычный человек, пусть даже обладающий золотыми руками, не может заставить кусок дерева издавать звуки, подобные пению ангелов. Некоторые люди всерьез утверждали, что дерево, из которого сделаны несколько самых известных скрипок, — это обломки Ноева ковчега.