RSS Feed

Неуемность

24.12.2013 by petr8512

Великие пристрастия неизбежно ведут к большим потерям.

 А неуемное накопление оборачивается огромной утратой.

Знай меру – и не придется испытать стыд. Умей остановиться — и не столкнешься с

опасностями и сумеешь прожить долго.

Лао-цзы

Неуемная жажда денег ведет к бедности.

Евгений Киндинов

     Неуемность как качество личности – неспособность уняться, успокоиться, остановиться; склонность проявлять чересчур деятельный характер, полноту сил, неутомимость и неугомонность.

     Учительница старой советской закваски, закончив чтение, спрашивает первоклашек: – Итак, дети, чему нас учит “Сказка о рыбаке и рыбке”? Машенька? Малюсенькая первоклашка отвечает: – Сказка учит нас, что неуемный рост потребления в современном капиталистическом обществе, безудержная гонка за прибылью, неуемность желаний эксплуататорского класса неизбежно приведут человечество к экологической и гуманитарной катастрофе!

     Неуемность также свойственна человеческой природе, как способность дышать и мыслить. Чувства и ум имеют абсолютно неуемную, ненасытную природу. Соответственно и желания человека имеют абсолютную неуемно-ненасытную природу.  Поскольку человек представляет собой духовную сущность, душу, постольку он имеет безграничные желания. Его желания и потребности постоянно возвышаются.

      Экономистам хорошо известно о действии всеобщего экономического закона возвышения потребностей. Он действовал во всех общественно-экономических формациях и силу его проявления может увидеть каждый по сегодняшней потребительской корзине, по перечню товаров и услуг, необходимых для нормального существования и развития личности. К примеру, сегодняшний перечень потребностей молодого человека трудно представить без компьютера, мобильного телефона, телевизора. Еще тридцать лет назад этот перечень был значительно беднее.

     Иными словами, человек никогда не уймется и не насытится тем, чего он хочет. Неуемность, как и желания человека, бесконечна. Однако неуемность бывает разной. Если она присуща целостной личности, значит, происходит органичное удовлетворение физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей. Когда человек неуемно удовлетворяет только физиологические потребности – ест, спит, занимается сексом, значит, это дисгармоничный человек. Никому не придет в голову корить человека за неуемное удовлетворение духовных потребностей. Например, если человек любит и уважает людей, желает всем счастья, радуется окружающим, то рост его желаний в духовной сфере может только приветствоваться. При этом ему нужно не забывать и о других потребностях, в том числе и физиологических.   

     Будда Гаутама, рассматривая неуемность человеческих желаний в связке со страданиями, пишет: «Существуют две истины – о страдании и возникновении страдания. Главная причина страданий – в неуемности человеческих желаний. Однако эти желания не ведут к счастью. Они либо неисполнимы, и это приносит печаль, либо исполняются, и тогда мы убеждаемся в эфемерности своего счастья, а страх потери лишает его смысла. Но мы продолжаем желать вновь и вновь, и именно эта ненасытная жажда толкает нас от одной вереницы страданий к другой».

     Душа по своей природе неуемна и ненасытна. Ей присуща любовь, вечность, знание и неуемное стремление к счастью. Душа всегда хочет больше счастья. Желая найти новый  вкус счастья, она побуждает человека развивать свой разум, самосовершенствоваться, поднимать потенциал своей личности.

     Неуемность души, чувств и ума призван контролировать разум. В жизни человека все хорошо, если перед принятием решения разум потирает руки, а душа радостно хлопает в ладоши. Например, ум говорит разуму: – Погода так и шепчет: «Займи, но выпей!»  Разум говорит: – Нельзя, ты за рулем. Чувства и ум не унимаются: – Подумаешь, сто грамм никто не заметит. Разум упорно стоит на своем: – Ты же  знаешь, что на ста граммах не остановишься и придешь домой на рогах, а завтра, когда придется идти на работу пешком, с больной головой, будешь ругать себя, на чем свет стоит. Словом, разум стоит на страже неуемного стремления человека к удовлетворению чувственных наслаждений.

      Хороша или плоха неуемность – вопрос риторический. Неуемность становится пороком, когда ей присущи такие характеристики, как: односторонность, чрезмерность, наличие идеализаций, союз с порочными качествами личности, дисгармоничность, склонность придавать кому-то или чему-то избыточную значимость и важность. Например, человек алчно накапливает деньги, сидит, как скупой рыцарь, на сундуках с золотом и неуемно стремится приобрести очередной золотой слиток. С него довольно сознания о своем могуществе, поэтому он и не тратит денег на удовлетворение других своих потребностей. Так и умирает от голода на сундуках с золотом.   

     Когда в удовлетворении потребностей наличествует целостность и гармония, неуемность становится добродетелью. Например, человек алчет знаний. Если он будет грызть гранит науки без устали, не зная отдыха, значит, его неуемность порочна, ибо идет возвышение одной потребности и пренебрежение другой. В данном примере человек пренебрегает отдыхом. Рано или поздно дисгармоничность приведет его к болезням и страданиям. Но, если человек алчет знания, не забывая при этом об отдыхе, об удовлетворении, к примеру, эмоциональных потребностей, то есть  живет полнокровной жизнью, его неуемность в области знаний будет достоинством.

     Окунемся в историю и полюбуемся неумной личностью великого Михаила Васильевича Ломоносова.  В «Слове о Ломоносове» Борис Щергин неоднократно приводит примеры благостной неуемности молодого гения: «Со всяким желанием, со всею охотою устремился Михайло в столицу. Здесь надеялся найти новых учителей, новые науки. Приглашенные в Россию распространять новейшее образование немецкие профессора палец о палец не колотили в этом деле. Однако наш Михайлушко ликует. Дорвался до физики, до геометрии, до математики!… Нох ейнмаль, еще раз погодите радоваться, молодой человек! Преподаватели приехали в Россию «один десяток лет назад», и они не успели выучить «ни один русский слов…».

   Учителю наплевать, что его не понимает ученик, а ребятам больше, что ли, надо!… «Вас ис дас?… – кислый квас» – и все тут. Но, оказалось, «на Руси не все караси, есть и ерши». Не смыслит учитель, с чего надо начать, но смыслит ученик Ломоносов. Учебники написаны по-немецки: Михайло сам их переводит ночами, сидя за словарем. Мало-помалу становятся понятнее и разглагольствования немца-профессора на кафедре. Ближе и желанные науки. Нет худа без добра! Скупой немец посадил золотую рыбку науки у себя в пруду. Разумный ученик немецкою же сетью уловил эту рыбку и унес домой на развод».

      При этом неуемность Ломоносова в сфере знаний не носит односторонний, дисгармоничный характер. Миша не похож на затворника науки. Он не забывает  о своих физиологических и эмоциональных потребностях: «Жили без родительского надзора. Пирушки, попойки, драки были за обычай. Наш Михайлушко после московского монастыря» питерских казарм присвоился к молодецкому веселью с полным удовольствием. На пирушках Михайло имел чин Бахуса, в венке из плюща восседал на винной или пивной бочке. Карлы, Гансы, Фрицы венчали «Бахуса», пели и пили, потом убирались восвояси, а трактирщик ставил вино в счет осовелого «Бахуса». Если попервости Михайло стеснялся товарищей-немчиков, то теперь и в лектории и в лаборатории сыпал им плюхи и подзатыльники: ничего, что он один, а их сотня. Этим методом старался подкрепить правильность своих научных доводов».

      Учитель Ломоносова – немецкий физик Вольф писал: ««Я любил видеть в лектории этот высокий лоб, этот взгляд, сияющий разумом. Но, ах! Как часто этот лоб украшается зловещею шишкой и фонарь под глазом светит ярче «сияния ума»… Царственный друг мой, император Петр Первый, успокаивая мою тревогу относительно количества вина, употребляемого его величеством зараз, говорил: «Пьян да умен – два угодья в нем!» Увы! Вижу справедливость сего изреченья на русском моем ученике. А в немецких буршах я многое понял, одного не понимаю: молодость – это крылья; юность – это боевой конь! Зачем же этому естественному скакуну эта презренная плеть, этот рабский кнут, это проклятое вино? У тех, кто пьет, впустую уходит прирожденный пафос и творческая мысль не переходит в дело…  Впрочем, моего русского ученика пьяным я не видал. Хитрая бестия!»

       Иными словами, контролируемая разумом неуемность, в компании с чувством меры, гармоничностью в удовлетворении всех потребностей, с присутствием в поступках нравственности и совестливости представляет несомненное достоинство личности.  Бесконтрольная неуемность, когда человека, совершающего непотребные действия,  невозможно унять, успокоить и остановить, бесспорно, является пороком.