RSS Feed

Неустойчивость

25.06.2014 by petr8512

Он менял свои принципы с луной, политические взгляды — с погодой,

религию — с рубашкой, но все же надо сказать, он не нашел своего

призвания — ему следовало быть флюгером.

Марк Твен.

Слово «счастье» похоже на «сейчас», а потому оно не может быть чем-то постоянным.

Людмила Гурченко

Я бы не сказал, что женщины не имеют характера, —

просто у них каждый день другой характер.

Генрих Гейне

       Неустойчивость  как качество личности –  неспособность иметь прочное миропонимание,  твердую линию в своих намерениях, взглядах, в поведении; склонность поддаваться чужим влияниям, проявлять шаткие принципы и убеждения.

      – Доктор, у меня стул какой-то неустойчивый! – Да у меня у самого, вон, стол шатается! Присядьте на диван…

     Коль неустойчивость стала качеством личности, значит, однозначно можно говорить, что для ее носителя характерна патологическая слабость воли, которая может быть проявлена в достижении целей, учебе, труде, исполнении своих обязанностей, долге.  Такой человек не может похвастать настойчивостью, постоянством и обязательностью. Ему присуща повышенная внушаемость и импульсивность. Словом, перед вами незрелая личность, неспособная к устойчивому поведению, которая ярко проявляет неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным влияниям.

     Зачастую неустойчивость становится поставщиком волонтеров – алкоголиков и наркоманов. Она, как губка, впитывает всё плохое. Хаотичный ум неустойчивости и ненасытные чувства настроены на немедленное получение удовольствий и развлечений.

     Ум сам по своей природе неустойчив, не постоянен и изменчив. Человек, проявленным качеством которого является устойчивость, находит и «ловит» свой ум. Он не понаслышке знает о самоконтроле, аскезах и самоанализе.  Вожделенный ум пасует перед ним. Благодаря разуму он ставит его под надежный контроль, возвращает под сень своего истинного «Я».   

      Как пробуждается разум?  Человек переключается с режима работы ума на режим работы разума, когда осознает неустойчивость мира. В материальном мире все временно, тленно, бренно и неустойчиво. Не дано никому справиться с  могущественным противником – временем. Бесполезность и тщетность усилий приводит многих людей в уныние и тоску. Всё рушится в сознании. Для многих людей понимание неустойчивости мира становится настоящей трагедией. Платформа ума рассыпается, как глиняный дом при сильном землетрясении. Всё, что человек делал, будет уничтожено, стёрто с лица Земли.

     Но, переходя на платформу разума, человек понимает, что раз в материальном мире всё временно и неустойчиво, значит, нужно искать постоянство и устойчивость в духовном развитии. Деньги и материальные блага с собой в другую жизнь не заберешь. Зато заберешь хорошие качества личности, которые обязательно проявятся в новом воплощении, зато отработаешь плохую карму и заработаешь на будущее приличный запас благочестия. В новой жизни он принесет удачное рождение в хорошем месте, в приличной  семье.  Чем больше запас благочестия, тем больше у человека на личном счете удачи и успешности. Поэтому, если человек стоит на платформе разума, если он понимает саму суть человеческой жизни,  тогда он её сохраняет, делает устойчивым явлением бытия. Человек осознает: – Я умру, как тело, потом вновь рожусь, продолжу свой путь развития с той же точки, на которой я остановился. Уже становится не так страшно от неустойчивости мира.

      Иными словами, нужно в этой жизни стремиться наращивать «мускулы» разума, искренне желать и делать всё возможное, чтобы приблизиться к Совершенству – Богу.

     Мало иметь в жизни свой путь — надо уметь держаться пути. Философ Вячеслав Рузов пишет: «Первое, что мы должны принять – это некоторый путь. То есть я этот путь принимаю, я начинаю идти по этому пути, он конечно, сначала, немножечко неустойчивый, для меня может быть не понятный, но, пока я иду, ко мне приходит понимание, куда я иду, зачем, могу как-то корректировать свой путь. Мы никогда сначала прямо не идем, сначала всегда немножечко шатаемся, налево, направо, неустойчиво, есть некоторая неустойчивость. Как ребенок, он пытается ходить, но сначала не может – падает, ну и что, не страшно. Но, если я пытаюсь идти, и я понимаю эту саму концепцию, саму концепцию, куда я должен идти, в чем миссия состоит. Жизнь – это миссионерство по своей природе, т.е. я должен что-то нести. Я или несу высокое или я несу непонятно что».

    Способность преодолевать неустойчивость называют твердостью или целеустремленностью. То есть, тот, кто умеет преодолевать неустойчивость, однозначно проявляет целеустремленность.

      Душевная незрелость человека, прежде всего, проявляется в душевной неустойчивости, легкомыслии. Это видно, когда проявляется неустойчивость переживаний, интересов, намерений, увлечений, поступков. Неустойчивость враждует с самодисциплиной и обязательностью, она редко доводит до конца начатое дело, отвергает длительные, скучные усилия.

     Детская структура воли неустойчивости лишает ее способности делать не то, что хочется в данный момент, а то, что нужно, при этом приходится делать и то, что в данный момент совершенно не хочется. Неустойчивость – раба острого желания минуты. Человек, ставший рабом непоседливых чувств, не может жить по устойчивому плану. Главной мотивацией неустойчивости является получение удовольствий. Она готова оправдать любое своё желание, вытесняя все, что этому противоречит. Человек с неустойчивым характером способен «заходиться», терять голову в пламенной вспышке какого-то чувства. Если нет яркости и разнообразия впечатлений, неустойчивости становится скучно, она быстро пресыщается однообразной деятельностью.

      Психологи считают, что у людей – носителей неустойчивости как качества личности, нет твердых внутренних принципов, недостаточно развиты чувство долга и другие высшие человеческие мотивы. В результате люди такого типа постоянно стремятся к сиюминутным удовольствиям и развлечениям. Что именно будет служить предметом развлечений, зависит от особенностей компании, в которой находится человек с неустойчивым характером, от уровня развития его личности, от других причин. Это может быть бряцание на гитаре, многочасовые бессодержательные разговоры – обсуждаются особые случаи, позволяющие посмеяться, испытать превосходство перед другими, причем превосходство низкого пошиба, связанное с насмешками и т. п.

     На неустойчивость невозможно опереться. Глупо на нее и полагаться. Она выйдет на минутку покурить, а вернется через несколько суток: пьяная, разболтанная и довольная. Самоустранившись от своих обязанностей, она может забыть о жене и детях. Может взять деньги на молоко, а придти с пивом.

     Примечателен случай с Сергеем Есениным, описанный В. Катаевым. Есенин собирался съездить в Константиново навестить мать. На вокзале его провожали трое молодых писателей, и Есенин, которому было скучно ехать одному, вдруг уговорил их всех поехать с ним, красочно расписав радость матери и красоту родного села. Все трое согласились, хотя до этого ни у кого и в мыслях не было куда-либо ехать. Взяли билеты, а поскольку до отхода поезда оставалось еще два часа, пошли пить пиво. Скоро деньги кончились, тогда один из писателей предложил сдать свой билет, так как ему, в общем-то, и ехать нельзя. Но потом кончились и эти деньги, в результате все, включая Есенина, сдали свои билеты, продолжали пить и никуда не поехали.