Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Объективность Объективный

Смотреть на мир наш объективно,
как бы из дальней горной рощи —
хотя не менее противно,
но безболезненней и проще.

Автор афоризма:

Эксперт излагает объективную точку зрения. А именно свою собственную.

Автор афоризма:

Sine ira et studio. Без гнева и пристрастия.

Латинская поговорка

        Объективность  как качество личности – способность не позволять личным предпочтениям, симпатиям, ограничивающим убеждениям и предрассудкам влиять на оценку кого-то или чего-то; смотреть на всё отстраненно, с разных точек зрения, сторон, быть справедливым, беспристрастным, лишенным предвзятости и субъективного отношения к кому-либо или чему-либо, несмотря на  личные интересы и выгоду.

       Генерал, чьё войско пересекало некую страну, далеко опередил его и в какой-то момент, совершенно заблудившись, очутился в крошечной деревушке. Жители тут же окружили его, и он начал отдавать им приказы. Он велел накормить свою лошадь — однако никто и пальцем не пошевельнул. Он отдавал распоряжения о конюшне, о воде, о попоне — никто и с места не сдвинулся.— Если вы сию же минуту не подчинитесь, — завопил генерал, — я поступлю с вами со всей строгостью! В ответ на это деревенский староста произнёс: — Ты не кажешься мне очень сильным. Каким образом ты можешь нам что-нибудь сделать? У тебя ничего не выйдет. — Я буду лютовать, — закричал приведённый в бешенство генерал, — на то у меня есть Цепь Командования! — А что такое Цепь Командования? — Ну, я говорю полковнику, он — майору, тот — капитану, этот — лейтенанту. Лейтенант — сержанту, в чьём распоряжении взвод солдат. Они поставят вас к стенке и расстреляют. Вот так: пиф-паф!    — Ну вот, теперь ты, наконец, сказал что-то дельное, — произнёс староста. — Этот сержант — видно, он действительно обладает властью. Покуда же мы видели только тебя. Вот если бы нам с самого начала довелось иметь дело с твоим сержантом — это что-нибудь да значило бы.

        Объективность – это способность пропустить информацию через разум, не запятнав ее грязью эгоизма. Объективность – это умение отстраненно проанализировать входящую информацию и, минуя цезуру эго, сделать на основе обработанной информации беспристрастные выводы. По боку личные интерпретации, предубеждения и предпочтения. В сторону узкомыслие, личную выгоду и эгоизм. На первый план – правдивость, разумность и здравый смысл.

        Главный враг объективности – ложное эго, эгоизм. Эго пытается колонизировать чувства, ум и разум. Оно пытается держать под непроницаемым покрывалом душу и совесть человека. Оставшись в одиночестве, оно разбухает от гордыни и полностью душит всякую способность человека к объективности. Академик И. П. Павлов писал: «Не давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру объективности».

       Гордыня в буквальном смысле слова душит объективность. К примеру, беседуют два человека. Если беседа протекает в спокойном русле, эго каждого дремлет. Стоит одному из них включить гордыню, моментально «ощетинивается» эго его собеседника. Оно готово к бою. Начинается противостояние, спор. В споре каждый хочет, прежде всего, доказать свою значимость. О поиске истины  спорщики зачастую забывают. Объективность и спор – несопоставимые понятия.

      Заметили, как легко разговаривать с простым, открытым, искренним человеком и, как тяжело общаться с высокомерным, надменным, эгоистично настроенным? Там, где гордыня правит бал, объективность не найти.

       У объективности, помимо гордыни, много врагов. Это и влюбленность, и страх, и корысть, и родство, и дружба, и симпатия, словом, длинный ряд «объективных» причин, которые всё, что попадает в рамки человеческих интересов, превращают в вакханалию предвзятости и тенденциозности. Лоренс Питер пишет: «Взвешивая чужие промахи, мало кто из нас не положит руку на чашу весов». Франк Хаббард утверждает: «Труднее всего написать положительную рекомендацию человеку, которого очень хорошо знаешь». Эпиктет учил: «Если ты хочешь быть беспристрастным судьей, смотри не на обвинителя или обвиняемого, а на самое дело».

      Объективность возможна при чистом сознании. Когда душа и разум свободны от пут корысти и эгоизма, они совместно принимают решение, после чего душа радуется, а разум довольно «потирает руки». Умея отделить желаемое от действительного, объективность верно и непредвзято воспринимает действительность. Безусловно, объективное восприятие мира – это всего – навсего состояние сознания отдельного индивидуума. Поэтому каждый человек может по-своему трактовать отдельные события и ситуации. Всё в мире относительно. Вспомним притчу о белой лошади.

     У одного старого крестьянина сбежала его единственная лошадь, он ее искал, но найти не мог. «Бедный, какое у тебя горе!» — вздыхали односельчане. «О чем вы? — отвечал крестьянин, — у меня нет горя, я просто ищу лошадь, которая убежала!». Через какое-то время лошадь сама прибежала к нему, да не одна, а привела с собой сильного молодого коня. «Какая у тебя радость! — охали односельчане. — Не было лошади — а вот появились сразу две». «О чем вы? — удивлялся крестьянин. — Что праздновать? Просто в моем стойле стоят теперь две лошади, и я иду их кормить». Но вот сын этого крестьянина поехал кататься на новом скакуне, упал и сломал ногу. «Бедный, — снова охали соседи, — какое несчастье!» «Я не вижу несчастья, — отвечал крестьянин, — просто у сына сломана нога, и ее надо лечить». Тут началась война, всех молодых мужчин забрали воевать, и только сын старого крестьянина остался дома…

       Иными словами, объективность зависит от человеческого восприятия. Тем не менее,  несмотря на индивидуальный субъективизм, объективность дарит людям возможность адекватно воспринимать окружающую действительность. Если все люди говорят, что нельзя опускать в кипяток руку – это объективная информация. Если этому противятся единицы, пусть удостоверятся в обратном опытным путем.  Объективность позволяет человеку жить в гармонии с внешним миром и с самим собой.

      Объективность принято связывать с журналистским ремеслом. К сожалению, в пятую власть прорывается множество продажных журнашлюшек, для которых объективность – пустой звук. От настоящего журналиста требуется точная подача фактов, без примесей своего эгоизма, эмоциональности и выгоды. Во втором положении Международных принципов профессиональной этики журналиста сказано: Верность журналиста объективной реальности. Первейшая задача журналиста — гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности. Журналист излагает факты добросовестно, сохраняя их подлинный смысл и не допуская искажений. Он максимально использует свои творческие способности для того, чтобы общественность получила достаточно материала, позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире. Так, чтобы происхождение, природа и сущность событий, течение и положение дел были поняты как можно более объективно.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

[an error occurred while processing the directive]

.