RSS Feed

Правдолюбие

04.03.2016 by petr8512

Правда должна приводить к позитивным изменениям. Если правда приводит к

негативным изменениям, может это и не правда вовсе, а просто наша бескультурность.

Вячеслав Рузов

Правдолюб, как и камикадзе, гибнет из чувства долга…

Виктор Чайка

Всю жизнь мы проводим с неправдой в борьбе…
Мы любим лишь правду!!! Да не о себе!

Наталья Розбицкая

Правдоискатели – это правдолюбы-профессионалы.

Валентин Домиль

       Правдолюбие   как качество личности – неспособность врать; склонность, что видишь, то и говорить, резать правду матку; крайне сильная тяга к грубой, голой правде.

    Когда-то неподалеку от одной деревни жил один правдолюб–аскет. Он дал обет всегда говорить только одну правду. И он прославился как человек, не совравший ни разу. Но однажды его правдолюбие привело к греху, к большим проблемам: невинные люди спасались от разбойников в лесах и вошли в лес рядом с жилищем этого аскета. Вскоре появились разбойники и спросили у правдолюба: – Какой дорогой пошли эти люди? Ты же правдолюб. Ты же говоришь только правду. Скажи нам правду.

     Правдолюб сказал: – Ну, они только что вошли в лес. Вон там, неподалеку за деревом. Я всегда говорю только правду, да, действительно, вы были правы. Они там пошли. Разбойники зарезали этих невинных людей и забрали все их драгоценности. Правдолюб попал в ад и очень страдал, хотя выполнил свой обет. Но что-то было не так. Он играл свой обет. Он не применил разум и сердце в этом случае.

   Правдолюбие вне разумности, практичности и доброты – глупость, торжество эгоизма, греха и упрямства. Прежде чем говорить правду, нужно включить разум и сердце. Зрелая, благородная личность перед любым серьёзным решением представляет себя, как на ладошке у Бога, поэтому осознаёт, что мало быть принципиальным, мало точно следовать правилам, нужно чётко понять: действительно ли я действую благородно, порядочно и благочестиво, действительно ли это доброе дело, не превратилось ли оно в погоне за грубой правдой в свою полную противоположность – глупость и грех.

       Перед взысканием правды нужно хорошо подумать, посоветоваться с мудрыми, авторитетными людьми, чтобы ясно осознать, будет наша правда благом или вредом, благочестием или греховностью, проявлением своего эго, жаждущего самоутвердиться в своей значимости и важности.  Если не видишь в рассказывании правды благородства и доброты, лучше оставь затею, остановись и подумай, что делаешь. Когда говоришь правду, бездумно играя в принципы, в обеты, клятвы, правила и предписания, невольно превращаешься в закоренелого фанатика глупости и тупизма.

       Правдолюбие в невежестве умеренным не бывает, оно твердолобо, эгоистично, жестоко и упрямо. Правду всегда нужно пропускать через разум, сердце и совесть. То есть фильтровать, пропускать через сито, как это делал Сократ.

     Однажды к Сократу пришел знакомый и сказал: — Я сейчас расскажу тебе, что услышал об одном из твоих друзей. — Подожди минутку, ответил Сократ, — прежде чем ты расскажешь мне что-либо, это должно пройти через три сита. – Три сита? – переспросил знакомый. – Да, — продолжил Сократ, прежде чем говорить о моем друге, ты должен профильтровать то, что собираешься рассказать. Первое сито – Правда. Скажи, ты абсолютно уверен, что это правда? – Нет, — ответил знакомый, — я сам услышал об этом от других. – Значит, ты не уверен правда ли это. Теперь второе сито — Добро. То, что ты собираешься рассказать о моем друге, содержит что-то хорошее? – Наоборот. – Это нечто очень плохое. – И так, ты хочешь рассказать мне нечто, что может оказаться неправдой, да еще и что-то плохое. Однако, у твоих вестей все еще есть шанс пройти третье сито – Полезность. Смогу ли я извлечь какую-либо пользу из сказанного тобой? – Не так, чтобы очень… — ответил знакомый. – Что ж, если то, что ты хочешь мне рассказать, — ни правдивое, ни хорошее, ни полезное, то зачем мне это знать?

        Правда должна быть нравственной. Бывают случаи, когда голая правда не приносит ничего, кроме вреда и зла. Доброта всегда должна стоять на первом месте, поэтому иногда и ложь может быть оправдана. Трудно понять, где граница, за которой правда превращается во зло и грех. В одной ситуации нравственно одно, в другой – другое.

      Прежде чем говорить правду, нужно глубоко влезть в себя и чётко понять мотивацию, для чего нужно рубить правду матку, всегда нужно уяснить, для чего я говорю эту, по моему мнению, правду, какие мотивы мной движут.  Каждый раз нужно остановиться и понять, что сейчас происходит, в какой особенной ситуации я очутился, под влиянием какой энергии я сейчас нахожусь: благости, страсти или невежества. Это очень важно, ибо эти энергии  создали время место и обстоятельство и теперь, поняв это, я должен поступить благородно и порядочно.

     Правда только тогда становится добродетелью, когда она пронизана добротой и милосердием. Уколоть шприцём можно и с любовью и с садизмом. Смертный приговор можно прочитать так, что смертник не почувствует несправедливости. Поэтому говорить правду надо учиться, учиться и учиться. Это настоящее искусство, это часть культуры.

     Можно даже  огласить обвиняемому приговор о пожизненном заключении без эгоизма, унижения и  гордыни, и ему будет легче. Гордыня, в отличие от правдивости, вызовет у жертвы приговора ощущение несправедливости, злость и ненависть. Слова, свободные от гордыни, всегда приятны, какими бы горькими они не были. Когда один человек говорит другому смиренным голосом: «Прости, но я обязан сообщить эту неприятную для тебя новость. Что делать, такова моя работа». Даже эти горькие слова несут другому человеку благо, духовную отдушину. Правдивость и означает говорить то, что несет благо людям.

      Нельзя человека оскорблять своим правдоискательством. Психолог Вячеслав Рузов говорит, что фактически вся культура и состоит из умения говорить правду так, чтобы не оскорблять. Это основное правило! Основной закон культуры! Если уж ты решил сказать правду, скажи ее так, чтобы не оскорбить другого человека. Это не так, что я теперь правдолюб и режу правду-матку налево и направо. Всё, что вижу то и говорю: – Что-то вы сегодня плохо выглядите. Что-то у вас кривая улыбка. Я вижу на Вашем лице гнев, вожделение, зависть, злобу, подозрение.

   Правда не всегда приятна. Она не должна быть сентиментальной.  Бывают ситуации, когда правда по определению не может быть приятной. К таким не очень приятным ситуациям может относиться  проповедь. Мудрец Шрила Прабхупада говорил, что если правда слишком приятна и не приносит желаемого результата, то такая правда перестает быть правдой, как, когда в блюде слишком много сладкого. Если правда слишком приятная, она перестает быть полезной, толку от нее никакого нет, результата нет. Такая правда перестает быть правдой. Если слишком много сахара,  правда перестает быть правдой.

     Правда – это когда её приняли на себя, переварили и в результате пришли  к позитивным изменениям. Когда правда приводит к негативным подвижкам, это и  не правда вовсе, а просто пир нашего эгоизма, неделикатности и  бескультурья.

     Правдолюб любитель грубой, голой правды. Грубая правда – это оголённый провод истины,  осквернённый нашим разбухшим эгоизмом. Грубой, голой правде выдаёт мандат ложное эго, то есть она делегируется эгоизмом, недоброжелательностью, нелюбовью к людям и банальным бескультурьем. Эгоист обижает людей своим знанием правды,  они бегут от него, как чёрт от ладана. Словом, человек должен быть правдивым, но, в то же время, он должен быть культурен, уважителен, деликатен и доброжелателен, то есть должен говорить слова, приятные людям, говорить слова, несущие им благо, говорить слова, не вызывающие у них беспокойство.

     Правдивость настоящая – это аскеза для речи. Это не означает рубить и резать словами. Правдивость как качество личности – склонность понимать и принимать правду другого человека, не выпячивая и доказывая свою, обеспечивать бескорыстное объективное предоставление информации ради блага других людей.

       Молодожены договоpились, что будут говоpить дpуг дpугу лишь пpавду, какой бы гоpькой она ни была… Вот муж поехал один отдыхать в санатоpий. Едет в поезде назад, домой и думает: — Вот какой я веpный муж. За 24 дня даже не посмотpел ни на одну женщину! В это вpемя с веpхней полки вдpуг свешивается изящная ножка. Hе удеpжался мужик — потpогал за пяточку. Hожка не убpалась. Осмелел он, потpогал повыше, потом еще выше, еще выше… В общем, на пеpвой же станции сошли они с поезда, сняли номеp в гостинице. И все завеpтелось… Потом муж думает: — Hадо же ведь сообщить домой пpавду. А то она ждет, волнуется. Как сказать правду и не убить ею? И шлет он жене телегpамму: «Ехал домой, подвеpнулась нога, лежу в постели, обнимаю, целую. Твой муж».

      Подлинная правдивость несравненно далека от невежественного правдолюбия, ибо состоит в намерении понять правду в сердце другого человека, временно забыв  о своей.    В беседе, полемике, дискуссии либо споре противостоят не две личности, а две правды. Кричать, что я правдолюбец и доказывать с пеной у рта свою правду – не означает проявлять правдивость, скорее это желание показать свою значительность и важность.

     В материальном мире, где торжествует эгоизм и корысть, каждый знает свою правду, но, в тоже время, не догадывается, что это не правда, а ложь. Как муха навеки остается в янтаре, так в большинстве наших слов прочно сидит эгоизм, который говорит то, что ему выгодно. Абстрагируйтесь от людей, и вы увидите, что разговаривают два Эго. Ни два сердца, ни две души и ни две совести, а именно два Эго, стремящиеся реализовать свои корыстные мотивы и утвердиться в собственной значимости.

     В отличие от правдолюбия, правдивость немыслима без доброты и живет только в условиях бескорыстия. Правдивость дышит в затылок доброте. Какой смысл бескорыстному человеку быть неправдивым?  Правдивый человек равнозначен бескорыстному человеку. Искажать истину и лгать, предрасположен человек, ведомый корыстными целями. В отличие от него правдивость преподносит факты в режиме «всё как есть», но для блага людей. Это очень важное дополнение, ибо бывают факты, которые не идут во благо человека. Правдивость не означает говорить приятные для слуха вещи, наоборот, она прямо изложит факты, и люди извлекут из этого пользу. Не зря говорят, предупрежден – значит, вооружен. Например, начальник следственного отдела говорит: «У нас завелся крот». Всем неприятно, но все поняли, что это правда и скрывать ее вредно и бессмысленно.

        Анекдот в тему. Мама, улыбайся! Сейчас отсюда вылетит птичка! — Сынок! Пришло время сказать тебе всю правду! Птички в фотоаппарате нет. Бабы Яги тоже нет. Бабайки не существует. Дедом Морозом каждый год одевался твой дядя. Твой папа не в экспедиции, а в тюрьме. Волчок никогда не укусит тебя за бочок, а в холодильнике не живут гномики. Аист не приносит детей, в магазине их тоже не продают, а в капусте можно найти только гусениц. Группа «Шпильки» поет под фонограмму, твой дедушка — гей, с соседом мы не боролись, а занимались сексом. Теперь, сынок, ты всё знаешь. – Хорошо совершеннолетие отпраздновал!

        Правдолюбие во многом родственна с прямотой.  Прямота как качество личности –  способность говорить без обиняков, без околичностей, без задних мыслей, без лжи и лести, прямо в глаза, ничего не скрывая; высказываться и поступать честно, правдиво, откровенно и нелицемерно.

       Правдолюбие и прямота, если в них нет болезненной избыточности, вызывает уважение. Когда они идут от гордыни, от желания потешить свое эго,  вытекают из неуважительности к людям, отсутствия доброты и любви к ним, они превращаются в порочное качество личности. Доброта и любовь к людям выше правдолюбия, принципиальности и прямоты. На первом месте любовь, доброта и сострадание к людям. Всё остальное производно от них и вторично. Правдолюбие от зла, зависти, ненависти нелюбви к людям – несомненный порок личности. Правдолюбие от любви и доброты – истинная добродетель человека.