RSS Feed

Принципиальность

03.04.2013 by petr8512

Человек рожден без всяких принципов, но со способностью их воспринимать

 Вольтер

          Принципиальность как качество личности – безусловное служение своему мировоззрению.

        Во время дождя Сторож в Зоологическому саду увидел Принципиального Человека, прячущегося под брюхом у страуса, который дремал, как ему полагается, стоя.  «Дорогой сэр! — сказал Сторож. — Если вы опасаетесь промокнуть, забрались бы лучше в сумку вон к той кенгурихе,  а страус, он ведь, если проснётся, убьёт вас одним пинком. — «Это уж не моя забота», — ответствовал Принципиальный Человек. — Он может пнуть меня и убить, если хочет, но, пока я жив, он обязан укрывать меня от дождя: он проглотил мой зонт.

          По мере взросления в личном архиве (подсознании) человека откладываются убеждения, верования, психологические установки. Какие-то предрассудки, суеверия, заблуждения и стереотипы ему внушили родители и учителя, а какие-то сверстники, книги, Интернет и телевидение. Параллельно с входящей в разум информации, в человеке формировались определенные качества личности. На основе этих составляющих выработалось мировоззрение, которое обобщило в форме принципов нормы и правила его поведения. Принципы понадобились человеку, чтобы упростить мучительный выбор в каждом конкретном эпизоде жизни. Зачем каждый раз тратить массу времени на обдумывание линии своего поведения, если подсознание с помощью принципов мгновенно подсказывает самый приемлемый путь, соответствующий его моральным ценностям? И. Е. Репин говорил: «Человек без убеждений – пустельга, без принципов – он ничтожная никчемность».

     Иными словами, принципы – это, прежде всего, производные наших убеждений. Они вторичны к убеждениям, верованиям, словом, ко всей совокупности наших представлений о жизни. Точно также принципы вторичны к нашим проявленным качествам личности. Например, перед нами два человека: один сама скромность, другой – наглость. Если оба принципиальны, то у первого человека принципы будут оправдывать, обслуживать скромность, а у второго – наглость. Первый будет говорить: «Скромность украшает человека» – это мой принцип. А наглец скажет: «Наглость – второе счастье». И тот и другой с помощью принципов будут обслуживать свое резко проявленное качество. У злого человека и принципы будут под стать злобе, у корыстолюбивого – по меркам корысти. Словом, принципы представляют собой не только обобщение убеждений в точной и короткой формулировке, но и сильно проявленные качества личности.

     Принципы – оборонительный заслон мировоззрения личности. В Древнем Риме принципом называли тяжеловооруженного воина, который обычно располагался в первых, редко – во вторых рядах римских легионов (отсюда и название). Он имел доспехи, щит, был вооружен копьем или мечом. Принципы – оборонительный пояс римского легиона, прорвать который было сложно и опасно. Видимо отсюда и произошла поговорка “пойти на принцип” – затея заведомо глупая и даже опасная.

     Принципиальности самой по себе не бывает, она всегда является слугой проявленных качеств личности. Принципиальность идет в спайке с ярко выраженными чертами характера личности. Например, принципиальность честности, принципиальность настойчивости или принципиальность жестокости или мстительности. Она всегда проявляется по отношению к чему-то или кому-то с позиции своего хозяина – проявленного качества личности.  

     Вместе с тем, человек может быть злым, коварным, злопамятным и, в то же время непринципиальным. Когда в человеке отсутствует твердая уверенность в чем-либо, то есть убежденность, когда у него нет осознанных моральных ценностей, бессмысленно говорить о каких-то твердых принципах. Обязательное, необходимое условие принципиальности – наличие в личности «стержня», «внутренней арматуры», на которой и крепятся принципы в целях обеспечения целостности и устойчивости всей конструкции. Если в человеке нет прочного жизненного ориентира, твердого духовного основания, он не сможет быть всецело принципиальным.

        Жизненным кредо, убежденностью может обладать не только Добро, но и Зло. Медузно-аморфное легкомысленное существо, не имеющее твердых убеждений, осознанного жизненного кредо, может быть только беспринципным. Поэтому сознание отказывается воспринимать безвольную, малодушную, вздорную или капризную принципиальность. 

        Например, у женщины проявленное качество бережливость. Она не скупая, не жадная, а именно бережливая. По жизненной тематике «дать в долг» у нее сформировались убеждения, неоднократно проверенные практикой: «Хочешь потерять друга, дай ему в долг», «Даешь руками – берешь ногами», «Взаймы деньги давать, что волка накормить». «Долги собирать, что по миру идти: бери, что дают, да кланяйся!» На основе этих убеждений сформировался принцип: «Никому не давать взаймы и не брать самому». Теперь ее бережливость вооружена принципиальностью. В то же время, она не сформировала твердых убеждений относительно высокомерных, надменных, строптивых и чванливых людей. Повезло ей в жизни, не сталкивалась с представителями гордыни, а сама скромная и застенчивая. Нет твердых убеждений – нет и принципов. Может она быть принципиальной относительно высокомерия, надменности и ханжества, если даже не знает, что означает ханжество? Нет. Принципиальность обслуживает проявленные качества личности, а то, что проявлено, досконально известно человеку. 

        К примеру, человек, совершивший в военных условиях смелый поступок, не обязательно должен быть принципиальным. Чтобы быть принципиальным, нужно иметь сформировавшееся мировоззрение хотя бы в области проявленного качества, а если ему восемнадцать лет, истоки смелости могут иметь  другую природу – любовь к Родине, чувство воинского долга и многие другие причины. В сфере этого качества могут быть примерно такие убеждения: «Смелого пуля боится»,  «Смелость – это дрессированная трусость», «Смелость города берет», «Последнего и собаки рвут», «Не будь овцой, так и волк не съест», «Смелость – холодный ум, горячее сердце, железная воля». Когда человек может о своем проявленном качестве «лекцию прочитать», он осознанно вырабатывает относительно своих убеждений один или несколько частных принципов. Убежденному не трудно быть принципиальным. «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке, писал Д. И. Писарев, – Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове». На основе своих убеждений человек формирует принципы смелости: «Дерись до конца», «Настоящее поражение – это поражение, с которым ты согласился», «Все получится – ты изначально родился победителем». Теперь он обладатель принципиальной смелости.

       Принципиальность – это адвокат проявленных качеств личности.  Моральная окраска принципиальности зависит от того, чьи интересы она обслуживает. Наличие принципиальности еще ничего не говорит о моральной характеристике человека, ибо касается лишь формы проявления его убежденности и способа поведения (последовательности). Мы не знаем конкретное содержание моральных  принципов, принятых человеком. Абстрактная принципиальность ничего не скажет об общественной направленности мировоззрения человека. Перед нами может оказаться принципиальный фанатик, террорист или маньяк. Маньяков как раз и ловят на принципиальность. Иными словами, принципиальность  может быть в руках, как Добра, так и Зла.  Принципиальное зло ужасно и чудовищно.  Принципиально отстаивая свои изуверские убеждения, мстительный и злопамятный Гитлер, высокомерный и лицемерный Муссолини стали виновниками гибели миллионов людей.

         Принципиальность в руках Зла может быть инструментом манипуляций, лжи и преступлений. Принципиальность лжи построит так взаимоотношения с окружающими, что они наивно будут считать, что она из «принципа» отказывается совершить какое-то действие или оказать помощь. Ложь никто не осудит – ведь у нее принципы!!!  Принципиальность грабителя так искусно обрисует мотивацию его действий в благородных принципах, что он возгордится своей ролью Робин Гуда.

       Принципиальность на службе Добра должна осознавать, что с жизненными переменами могут претерпеть изменение и частные принципы. Для верующих людей библейские заповеди служат моральными принципами. Одним из принципов морали считается максима «поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступили с тобой». Библейские заповеди для всех одинаковые, но все люди разные, у каждого человека есть свой перечень проявленных качеств личности, есть среди них и добрые и злые люди. У обладателей принципиальности, то есть людей со «стержнем»,  могут  быть и частные, не моральные принципы, согласно которым, индивид корректирует своё частное поведение, обслуживая наиболее проявленные качества личности.

      Принципиальный человек не должен превращать свои принципы в догму, препятствие для своего личностного роста и ограничитель развития. Если убеждения изменились, значит, необходимо изменить и принципы. Принципы призваны помогать, а не тормозить, личность на пути к цели. Это осознанный и вдумчивый подход диалектика к  своей принципиальности. Не нужно опасаться обвинений окружающих в беспринципности, они это делают из непонимания или невежества. Беспринципность – отстаивать и следовать принципам, в которые давно не веришь. Уинстон Черчилль говорил: «Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения». Кто никогда не меняет принципов, больше заботится о своей репутации принципиального человека, чем об истине. Проявить гибкость относительно своих принципов – это житейская мудрость.   В этом контексте притча показывает, как нужно осознавать свои принципы.

    Мастер спросил одного ученика: «Если ты найдешь на дороге кошелёк с деньгами, как поступишь? «Буду искать владельца и верну». – «Ты добр, но глуп», – ответил мастер. Задал второму этот же вопрос. Тот ответил: «Себе заберу». – «Ты искренний, но не хороший человек». Спросил третьего. Тот сказал: «Откуда мне знать, каким я буду, когда найду кошелёк? Может, буду сильно нуждаться в деньгах и возьму себе. Или пожалею того, кто потерял и буду его искать, чтобы вернуть деньги. Да мало ли что может быть…» – «Ты мудр», – сказал мастер и поклонился.