RSS Feed

Признательность

10.03.2013 by petr8512

Признательность всегда отмечалась как высокая утонченность,

 как признак возвышенного мышления.

Н. К. Рерих

         Признательность как качество личности – склонность проявлять высокую утончённость чувств, возвышенное мышление и сердечное благоволение за оказанное благодеяние или за уже имеющиеся жизненные  блага.

       Признательность означает осознать сердцем пользу благого деяния и выразить её посредством благодарности в вербальной или невербальной форме.  Признательность – сущностное качество личности, оно находится глубоко внутри – в чистом сердце и благородном разуме. Для выражения признательности, порой, не нужны слова. Чистое сердце и благородный разум, признав благодеяние, без слов говорят благодетелю: «Я признаю тебя, верю тебе, в тебя и в твою помощь». Благодарность – это проводник признательности во внешний мир – к сердцам людей. Сущность является, признательность является через благодарность. Алгоритм действия таков: благое дело (или уже имеющееся положение, состояние) зажигает в сердце огонь добра, тепло которого приходит к людям в форме благодарности.

      Признательность и благодарность неразлучники, как неразлучны причина и следствие, сущность и явление, содержание и форма. Благодарность, как внешнее выражение признательности, свидетельствует о том, что благое дело или доброе отношение замечено, признано и по достоинству оценено. Отвечая на добро сердцем – внутри и благодарностью – снаружи, личность проявляет благородство, человечность и честь.

     Непризнательный человек – нечеловечен, он сам себе преграждает путь. Признательность – основа справедливости. Когда человек понимает и осознаёт, что каждое его целесообразное действие не исчезает бесследно, но несёт за собой огонь сердца – признательность, он становится решительным, инициативным и энергичным. Непризнательный человек – неудачник, от которого фортуна отворачивается при первых же признаках проявления непризнательности.

      Непризнательность, будучи сутью неблагодарности, является одним из самых страшных грехов, который невозможно искупить ничем. Когда б все люди знали, какие тяжкие последствия следуют за их непризнательностью, они б серьёзно призадумались, насколько важна чистота сердца и в целом чистота сознания. Признательность – непреодолимая преграда для невежественного ума. Возвышенное мышление и всё самое светлое и чистое может признать человек, в котором живет благочестие, благородство и бескорыстие. Человек, у которого Эго пропитало ум, чувства и разум, становится непроницаемым для флюидов признательности. Кто сгорел, того не подожжешь. Любой благой поступок оставляет его равнодушным и безучастным. Эгоист считает, что так и должно быть, что ему все должны, что ничего особенного в благодеянии нет. Он обесценивает добрый поступок, проявленный к нему, мыслями: «Ему это ничего не стоило», «У него и так этого было много».

       От непризнательного человека навсегда уходит удача. Когда невежество удивляется, почему ему «не прёт», почему такая «невезуха» и «непер», пусть вспомнит о своей непризнательности и черной неблагодарности. Помимо этого, его жизнь наполняется страданиями, бедами и несчастиями. Даже то, за что он не проявил признательности, исчезает из жизни, как утренний туман. Ведь невежественный человек, по сути, и не знает, как воспользоваться благодеянием. Он его либо пропьёт, либо прокутит, либо проиграет.  Все ситуации жизни дружно становятся поперёк его пути. В наказание за непризнательность он может потерять память.

      Классический пример непризнательности – история с десятью прокаженными, исцелёнными Христом. Он  повстречал их на своём пути в Иерусалим. Прокажённые обратились к нему с просьбой помиловать, исцелить их. “Увидев их, – пишет Лука о Христе, – Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились”… Но, увы, только один из десяти вернулся поблагодарить за исцеление. Иисус задал вопрос: «Не десять ли очистились? Где же девять?» У девяти из десяти отсутствовало чистота сознания. Грязные изнутри, они были грязные и снаружи.

     Обратный случай описывает А. П. Чехов: «Я знал одного признательного немца. Впервые встретил я его во Франкфурте-на-Майне. Он ходил по Dummstrasse и водил обезьянку. На лице его были написаны голод, любовь к отечеству и покорность судьбе. Он жалобно пел, а обезьянка плясала. Я сжалился над ними и дал им талер. — О, благодарю вас! — сказал мне немец, прижимая к груди талер. — Благодарю! До могилы я не забуду вашего подаяния! Во второй раз встретил я этого немца во Франкфурте-на-Одере. Он ходил по Eselstrasse и продавал жареные сосиски. Завидев меня, он прослезился, поднял глаза к небу и сказал: — О, благодарю вас, мейн герр! Я никогда не забуду того талера, которым вы спасли от голода меня и мою покойную обезьяну! Ваш талер тогда дал нам комфорт! В третий раз встретил я его в России. Здесь он преподавал русским детям древние языки, тригонометрию и теорию музыки. В свободное от уроков время он искал себе место директора железной дороги. — О, я помню вас! — сказал он мне, пожимая мою руку. — Все русские люди нехорошие люди, но вы исключение. Я не люблю русских, но о вас и вашем талере буду помнить до могилы! Больше мы с ним не встречались».

       Признательность – не удел высоких умов, изысканности и манерности. Её обладателем как качеством личности может стать любой человек с чистым сердцем и благородным разумом. Животные, не пораженные бациллами эгоизма, способны испытывать признательность и выражать благодарность в доступных им формах. Выражение «животная неблагодарность» – несправедливое выражение. Подтверждение этому следующая история.

      Однажды старик, отправился в лес для санитарной чистки дальнего участка. У самого участка, на лесной тропинке, он неожиданно натолкнулся на лосиху. Лесной гигант  стоял поперёк дороги, словно поджидая кого-то. Человек поначалу испугался, потом попытался убежать, но лосиха преследовала его с трубным криком, при этом сохраняя дистанцию между ними. Тогда старик остановился. И животное тоже остановилось. Было видно, что лосиха хочет, что бы человек последовал за ней. Все прояснилось, стоило пройти немного дальше, к болоту на краю леса.

       Оказалось, что лосёнок по неосторожности забрёл в трясину и уже изрядно увяз. Ситуация была весьма драматичной и времени на размышление не оставалось. Человек бросился на помощь, однако, действовать следовало очень осторожно. В ход пошло всё: от топора, до брючного ремня и брезентовой куртки. Пока старик, соорудив опору из нескольких срубленных стволов и пропустив куртку под брюхом лосёнка, изо всех сил тащил из трясины неразумное лесное дитя, его мать “помогала” трубным криком. Как только лосёнок оказался на твёрдой земле, лосиха бросилась вылизывать его, а старик, прихватив мокрую куртку и топор, поспешил уйти. Но, пройдя немного, он неожиданно услышал чьё-то сопение у себя за спиной. Обернулся и увидел, что за ним шли оба потерпевших. Благодарные животные догнали старика и, выражая ему свою признательность, провожали его до того места, где признаки поселения людей были уже явно ощутимы.

 

 

 


Яндекс.Метрика Украина онлайн Рейтинг@Mail.ru