Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Сила воли

Исправиться вообще никогда не поздно, лишь бы было

искреннее желание и нашлась бы сила воли.

Автор афоризма:

Сила воли слабых называется упрямством

Автор афоризма:

Сила есть, и воля есть, а силы воли нет!  Шутка.

      Сила воли как качество личности – способность осуществления произвольных действий в преодолении трудностей  в соответствии с определенными намерениями и поставленными  целями.

        На войне цели воина – сокрушить врага и выжить. А. П. Довженко в рассказе «Воля к жизни» писал о том, как, будучи на фронте во время Великой Отечественной войны вместе со своим другом врачом-хирургом, он как-то обратился к тому с вопросом: «Скажи мне, друг, вот ты проработал на фронте почти полтора года, ты резал тысячи людей, скажи, нашел ли ты, купаясь ежедневно в котле людских страданий, что-нибудь новое, неведомое, какую-нибудь тайну в человеке на войне или ты дальше своего ножа не видел и ничего не нашел?..» И хирург ответил: «Нашел!.. Воля!.. Человек на войне это воля! Есть воля, есть человек! Нет воли — нет человека! Сколько воли, столько и человека! Вот что я нашел!»

            Воля и цель –  неразлучные сестры. Личная воля должна быть в одной упряжке с какой-то высокой целью.  Нет воли без цели и цели без воли. Целеустремленность, сама по себе, представляет собирательное волевое качество, отражающее сознательное стремление человека к достижению целей. Разумная воля идет к своей цели. Если мы идем к своей, а не к чужой, цели по правильно выбранному маршруту жизнь становится праздником. Путь к своей цели вызывает прилив сил и доставляет нам истинное удовольствие.  Как точно выразился Конфуций: «Найдите себе занятие по душе – и вам не придется работать ни дня».

          Казалось бы, какая связь между своей целью и волей? Если дорога к своей цели – сплошная фиеста и праздничный карнавал, то, причем тут воля? Чтобы получить право заниматься любимым делом, идя к своей цели, нужна твердая воля. Зачастую, чтобы добиться права реализовать свое истинное предназначение, требуются неимоверные волевые усилия. Большинство проявляет «волю»,  выполняя ненавистную работу. На первый взгляд они кажутся волевыми личностями, но это только видимость. Когда человек смиряется с неблагоприятными обстоятельствами жизни, это говорит о его безволии. Раб обстоятельств живет в неволе. Он находится в неволе от оценок внешнего мира – «А что скажет княгиня Марья Алексеевна?» Разве может воля быть инструментом для насилия самого себя? Каждое утро ненавистный будильник отправляет человека на ненавистную работу, которая уже достала до самых печенок. Он оправдывает себя, что так живут все и не предпринимает волевых усилий для перемен в своей жизни. Все свои волевые усилия он направляет на подавление своих истинных желаний. Воля, как один полюс личности, слабеет, зато набирает силы другой полюс – безволие. Воля, подавляющая личность – это безволие.

     Посмотрите на свое окружение. Безвольные люди. Сотая часть из них идет на работу с радостью, а возвращается с удовольствием. Остальные ждут, не дождутся окончания рабочего дня, чтобы скорее напиться и забыться. Принуждение самого себя работать через силу не дает человеку воплотить свою волю. Люди, реализующие свою цель, живут в гармонии с самими собой и с внешним миром. У них есть самое важное – свобода воли. Слово «воля» имеет и другое значение – свобода. Не случайно, что человеческое качество и свобода звучат одинаково.  Нельзя быть волевым человеком, если ты лишил себя свободы выбора.  Невольникам остается только завидовать им и ждать, как шакалам, чтобы злорадно закричать: «Акела промахнулся».

        Воля, не подкрепленная делами, перерождается в безволие.  «Не существует больших талантов без большой воли, — писал Оноре де Бальзак, — Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант — это развитая природная склонность, то твердая воля — это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над прихотями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает». Когда журналистка на вопрос Улановой: «Что вы делаете, когда у вас не пишется?»- ответила: «Откладываю бумагу в сторону», балерина заявила: «Напрасно. А вы попробуйте хоть страничку одним усилием воли заставить себя написать, увидите — вторая пойдет легче, а с третьей придет и вдохновение». И это действительно так: в любимом деле воспитывается воля.

     Воля без разума опасна. По словам Гегеля: «Разум воли – нравственность». Фанатикам, террористам – смертникам обычно присуща сильная воля, которая помогает им без колебаний совершать изуверские дела и чудовищные преступления. Они не страшатся наказания. Преследования общества только закаляют их. Для террористов Халтурина, Каляева, Ульянова смерть на эшафоте была бы не наказанием, а самой высшей наградой и, наоборот, сохранение жизни – самым позорным наказанием. Железная воля современных «Рахметовых», не подкрепленная гуманным разумом, делает их опасными для общества. Взгляните на Рахметова: рассудителен и спокоен, хладнокровен до безрассудства; он испытывает свою волю, лежа ночь на гвоздях остриями вверх. “На половине семнадцатого года он вздумал, что нужно приобресть физическое богатство, и начал работать над собой… На несколько часов в день он становился чернорабочим по работам, требующим силы: возил воду, таскал дрова, рубил дрова, пилил лес, тесал камни, копал землю, ковал железо; меняя работу, Рахметов разрабатывает разные группы мышц. “Он даже прошел бурлаком по Волге, от Дубовки до Рыбинска…” В соревновании с бурлаками он перетягивал двоих-троих, “и товарищи его по лямке окрестили его Никитушкой Ломовым” в честь знаменитого бурлака-силача. Это прозвище очень льстило юноше. Физическое здоровье необходимо. “Это может пригодиться”,— говорил он». И пригодилось. Нам хорошо известно, как железная воля без гуманного разума может ввергнуть страну в гигантское по своим масштабам кровопролитие.

      Воля без разума опасна, а разум без воли – бессилен, если на пути возникают трудности. Воля нужна разуму для воплощения своих замыслов. Иначе это будет пустой упертостью. В 60-е годы А. Н. Косыгин предложил провести  экономическую реформу, которая резко развернула бы страну в сторону рыночных отношений. Но ему не хватило воли. А жаль,  сейчас мы были бы в тройке самых сильных экономик мира. Китай пошел по пути косыгинских реформ и в ближайшие годы станет первой экономикой мира. Любопытно в этой связи мнение Дэн Сяопина, высказанное им после сообщения о кончине Косыгина китайскому журналисту, гостившему у Дэна: «Я предполагаю, что, если бы Косыгину и его сторонникам позволили бы «развернуть» реформы, СССР начал бы преобразования намного раньше нас». Вот уж поистине «нет пророков в своем Отечестве».

       Воля всегда связана с внутренним намерением человека преодолеть, прорваться, покорить, завоевать место под солнцем. Внутреннее намерение – это война с внешним миром с помощью воли, то есть в лобовую атаку, на таран, на абордаж. Цель внутренним намерением достигается путем противостояния окружающему миру и продавливания своей линии. Не менее важное место занимает воля во внутреннем мире человека в борьбе между умом и разумом. Ум говорит: «Хочу», а разум, напрягая волю, отвечает: «Нельзя». Человек, живущий в гармонии с собой и с внешним миром, в воле практически не нуждается. Он видит свою цель и идет к ней с праздником в душе. Дорога к цели для него счастье. Насиловать себя волевыми усилиями — нет никакой надобности.

      Развитие воли важно осуществлять в купе, в котором помимо воли должны находиться разум, взрослость и мудрость. Общими принципами развития воли служат душевное здоровье, снятие страхов, постепенность и поддержка, отказ от позиции жертвы. Примером «развития воли» служат эти юмористические эпизоды:

 — «Три  дня пробыла на диете. Ночью захотела пить, подошла к холодильнику, дальше все как в тумане… Очнулась, когда запивала шоколадку борщом!»;    — Стоит мужик над стаканом с водкой, думает: «Не хочу пить, не хочу пить». Выпил.  «Какая сила воли, —  не хотел, а выпил».

         Идеализация и воля. Избыточная значимость (идеализация) воли может привести к негативным последствиям. Волевые люди тоже «плачут». Достаточно вспомнить Мартина Идена, героя одноименного романа Джека Лондона: человека несгибаемой воли, взобравшегося на литературный Олимп.  Все цели достигнуты благодаря ежедневной работе над воспитанием силы воли. Где же дальше можно применить мощный аккумулятор воли? Все личностные амбиции удовлетворены. И сила есть, и воля есть, но на душе пустота, и он добровольно уходит из жизни. Цель оказалась чужой и ложной. Мартину Идену надо было найти свою, а не чужую, цель, которая превышала бы возможные пределы его жизни. Например, закрыть в литературе тему о любви, то есть написать такой роман, после которого ни у кого не возникло бы желания с ним потягаться. Стремление к совершенству бесконечно. Поэтому такая цель изначально невыполнима, но стремиться к ней надо. Людям нужно ставить перед собой недостижимые при их жизни цели. Дорога к  целям, находящимся за границами жизни,  гарантирует нам счастье и спасает от разочарования.

    Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/


				
[an error occurred while processing the directive]

.