RSS Feed

Статусность

20.01.2016 by petr8512

Понятие статуса личности – это не что иное, как ответ социума

на вопрос: Ты кто такой? И ответ личности на вопрос: Я кто такая?

В. Фесюк

А ты кто такой, скажи, пожалуйста? – А ты кто такой?

– Нет, кто ты такой, я спрашиваю?! – А ты кто такой?!

«Золотой телёнок», Паниковский, Балаганов.

Человек должен определиться, в каком он статусе.

Руслан Нарушевич

       Статусность как качество личности – способность находить ответ на вопрос («кто я такой?») через видение своего положения в обществе, своих социальных ролей, своей весомости, престижности, значимости, репутации и авторитетности.

      Социальный статус человека – вещь довольно объективная, отражающая его роли и положение в обществе.  Например: – пол, -возраст, -образование, – деятельность, – специальность, – интересы, – карьера, – доход, – наличие собственности, – семейное положение, – судимость – мировоззрение, – социальная (политическая) активность, – известность, – связи и некоторые другие критерии.

    Приходит мужик в публичный дом, снимaет себе бaрышню и зaнимaется с ней сексом. Тут, откудa ни возьмись, оперативно влaмывaется полиция с облaвой. Всех построили в коридоре и проводят дознaние: — Ты кто? Проституткa?  — Нет, что вы! У меня высокий социальный статус. Я – финансовый директор. – А ты кто? Я – мaссaжисткa! — А ты? — А я делaю педикюр!  — А ты? – Я менеджер. – А ты?   — Я главный бухгалтер. А ты? Я начальник сметно-договорного отдела и отдела инвестиций. Мужик не выдерживaет и говорит: — Нет, вы только посмотрите нa этих статусных  крaсaвиц! Сейчaс окaжется, что статус  проститутки  только у меня!

     Социологи утверждают, что каждый человек является членом различных социальных групп и соответственно обладателем множества различных статусов. Вся совокупность статусов человека называется статусным набором. Тот статус, который сам человек или окружающие его считают основным, называется главным статусом. Это, как правило, профессиональный или семейный статус или статус в той группе, где человек добился самых больших успехов.

    Статусы подразделяются на предписанные (получаемые в силу рождения) и достигаемые (которые приобретаются целенаправленно). Чем свободнее общество, тем менее важными становятся предписанные статусы и более важными — достигаемые. Человек может обладать разными статусами. Например, его статусный набор может быть таким: мужчина, неженатый, кандидат технических наук, специалист по компьютерному программированию, русский, горожанин, православный и т.д. Ряд статусов (русский, мужчина) получен им от рождения — это предписанные статусы. Ряд других статусов (кандидат наук, программист) он приобрел, приложив к этому определенные усилия, — это достигаемые статусы.

    Несмотря на некоторую объективность, статусность как качество личности находится под влиянием трёх энергий: благости, страсти и невежества.

    Статусность в благости – стремление осознать, кто я такой, зачем я здесь, для чего живу, каково моё предназначение, к реализации каких целей я должен идти, чтобы придать своей жизни смысл.

    Статусность в страсти  – стриптиз своей весомости и престижности. Статусность человека, находящегося под влиянием энергии страсти, наводит на мысль, что в нём прописалась гордыня. Статусность в страсти и в невежестве  любит демонстрацию, стремится выставляться напоказ.  Статусность обеспеченного человека – способность чётко обозначать свою социальную позицию, демонстрировать финансовое состояние, достаток и проявлять умение себя подать.

      Статусность в невежестве, например, бомжа – алкоголика не нужно демонстрировать, всё расскажет траур под ногтями, вонь, рваная, нестиранная одежда и манера общения. Человек может иметь высокий социальный статус и, в то же время, быть рабом невежества и безнравственности.

     В романе Александры Марининой «Взгляд из вечности» есть диалог, который много расскажет нам о статусности: «Для начала запомни еще одну непреложную истину: ни одно существо, у которого есть мозг, не станет платить за то, что ему не нужно.

– Ну, это ты хватил! – не согласился Камень. – Мне Ворон сто раз рассказывал, когда мы сериалы смотрели, как люди, особенно женщины, мотаются по магазинам и делают дурацкие покупки, совершенно им не нужные. Приобретают вещи, которые потом годами валяются на полках, пылятся и только место занимают. У людей даже слово специальное для этого придумано, шопингомания или что-то вроде того.

– Прямолинейно мыслишь, – Змей сморщил лоб, выражая тем самым неудовольствие. – Да, человек купил ненужную ему вещь и заплатил за нее деньги. Но зачем он это сделал? – И зачем? – повторил вслед за ним Камень. – В момент покупки он испытывал удовлетворение или даже удовольствие. Ему необходимо было сделать покупку, чтобы достичь какой-то своей цели, например, самому себе казаться не хуже других, тех, которые эту вещь уже имеют. Или даже бери выше – ему хотелось казаться лучше тех, кто такую покупку себе позволить не может. Ему или ей хотелось чувствовать, что он или она тоже не лыком шиты и могут купить брендовую шмотку.

   – Какую-какую? – переспросил Камень, услышавший незнакомое слово. – Брендовую. Это у людей такое слово для обозначения продукции известной фирмы. Среди человеков очень часто попадаются такие, кто вообще покупает только брендовые вещи, потому что это якобы свидетельствует о его успешности, богатстве, о его высоком статусе. В общем, у людей в головах полно мифов по поводу этих брендов и фирм, и вот, совершая покупки, они зачастую просто тешат собственное самолюбие и мелкое тщеславие. А эта потеха – дорогая, она денег стоит. Ты что же думаешь, какая-нибудь фифочка покупает пятую или десятую шубу, потому что ей зимой на улицу не в чем выйти? Нет, она платит деньги исключительно за то, чтобы чувствовать себя не хуже прочих фифочек из своего окружения. И тот факт, что она эту шубку наденет, может быть, всего два-три раза, а потом повесит в шкаф, вовсе не свидетельствует о том, что она заплатила деньги за то, что ей не нужно. Шуба как таковая ей не нужна, это правда, а вот приобретение шубы – очень даже нужно, и за это она готова платить. И платит».

     Статусность в страсти подчинена действию закона степени информированности. Его суть описана Александрой Марининой в романе «Взгляд из вечности»: «Сообщество человеков устроено таким образом, что чем выше статус, тем больше информации человеку доступно. Таким образом, статус является залогом информированности, а информированность, в свою очередь, является свидетельством статуса. Если я знаю больше, значит, мое положение выше, понятно? И не путайте информированность с образованностью, а информацию со знанием, это разные вещи. Знание доступно любому, а вот информация дается в соответствии со статусом. Вы замечали, как люди любят делиться информацией? Не знаниями, а именно информацией. Задумывались, почему?

  – Ну и почему же? – нетерпеливо спросил Ветер. – Да потому, что когда один человек сообщает другому информацию, он тем самым как бы говорит: я уже обладаю этими сведениями, а ты еще нет, значит, мой статус выше. Этим он тешит свое самолюбие, он в таких ситуациях сам себе кажется более значительным и важным. У людей это называется «сплетничать». Чем больше человеку хочется самому себе и окружающим доказать, что он что-то собой представляет, тем больше он любит сплетничать, то есть делиться информацией о других людях. Причем чаще всего это происходит неосознанно, на подсознании…

    – Это все тот же закон действует, – отпарировал Ветер. – Дескать, не забывайте, я знаю вашу тайну, и только потому, что я добрая и хорошая, я ее никому не разглашаю, хотя могу. Вы от меня в этом смысле зависите, и это означает, что вы слабее, а я – сильнее».