RSS Feed

Суесловие

14.06.2013 by petr8512

      Суесловие – склонность говорить много и  попусту, искажая подлинную суть слов; склонность проявлять неверность слову, употреблять слова не в их собственном, а в обыденном, расхожем смысле.

     Молоть языком, бросать слова на ветер, изменять и перевирать их суть – все это зона компетенции суесловия. Бесспорно, наиболее востребованный объект суесловия Бог, ибо редко кто удерживается в беседе  или споре, с пеной у рта доказывая свою точку зрения, не вспомнить о Всевышнем.  При этом забывая  третью заповедь – не поминай всуе… Не суесловь о Боге. Это, видимо, истощает веру (а вера – это связь) с Богом. Когда человек говорит конкретно, собранно, в точном соответствии вкладываемого в речь смысла с произносимыми словами – это истая речь. Когда же он мелет языком, говорит многословно и попусту, то есть суесловит, поддаваясь мании языка, потоку слов, а не их сути, то слова, лишенные содержания, становятся пустышками – энергия речи уходит в пространство, минуя разум слушателей.

     Для этого феномена у В. И. Даля припасено слово «иссуесловиться» –  избожиться, исклясться; потерять веру. В плетении словес легко можно потерять связь между формой и содержанием слов. Изовраться в своих речах можно до такой степени, что для понимания их смысла потребуется шифровальщик. Один политик, читая написанную речь о тоталитаризме, по своему невежеству стал произносить неологизм «тоталиризм». Переводчик был в замешательстве – он не мог с ходу обнаружить связь между лиризмом и политическим режимом, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества.

     Суесловие как неверность слову делает своими сподручными востребованные популярные лозунги. Сколько досталось лозунгу «Свобода и независимость республике» в лживых лицемерных речах национальных политиков бывших республик СССР.  Изрядно истрепав слово «свобода», бессовестно спекулируя на его притягательной силе, они, ограбив народ, оставили его наедине с фактическим содержанием проповедуемой свободы. Очнувшись от дурмана суесловных речей лицемерных политиков, народ увидел, что он действительно оказался «свободен» от сбережений, заработной платы, от еды, права на отдых, защиты государства от криминалитета и от возможности воспитывать детей. Тары-бары-растабары о независимости сделали людей независимыми от морали и нравственности, бросив их в омут бесчестия, вседозволенности, разврата, порнографии и невежества.

     В пустозвонстве, суете суесловия находит приют набирающее с каждым годом силу невежество. Когда никто не хочет слушать, что ни говори, все равно до разума не доходит. Все хотят говорить сами и не особенно вслушиваются в сторонние голоса. Да и не приученный активно слушать других людей, человек сам не слышит свою болтологию. А когда не улавливаешь волны сотрясения воздуха от своего словоизвержения, невозможно контролировать смысл пустых слов. Вакуум не пощупаешь, пустое оно и есть пустое.

     Невежество – золотой век суесловия. Дело в том, что у невежества собственный эгоизм перекрывает разум  и, тем самым, начисто уничтожает возможность критически воспринимать какую-либо входящую информацию. Поскольку процесс оболванивания масс  с помощью телевидения и СМИ приобрел грандиозные размеры, контроль  чистоты слова сведен к нулю. Люди уже не ищут в словах оратора истинный смысл, который он в них вкладывал и, каждый по-своему, воспринимает произносимые слова. Люди слышат то, что хотят услышать. В словесном пространстве царит хаос, неразбериха и беспорядок. Всеобщая небрежность в обращении со словом приводит к их употреблению не в их сущностном значении, а в обыденном, общепринятом.

    Например, лектор убеждает слушателей: «Быть богатым – естественное право каждого человека. Нельзя жить по-настоящему полноценной и полнокровной жизнью, не будучи богатым. Бедные – это обуза для родных и для общества в целом. Человек, желающий прозябать в бедности – не нормален. Богатство дает возможность удовлетворить все запросы человека». В своем суесловии он даже забыл упомянуть, что богатство гораздо шире финансового благополучия, оно не ограничивается изобилием у человека материальных  ценностей, таких, как деньги, лимузины, самолеты, недвижимость и личное имущество. С таким же правом к этому понятию можно также отнести состояние души, духовное богатство, богатство взаимоотношений, доступ к здравоохранению, образованию и культуре. Лектор вкладывал в свои слова истинный многогранный смысл понятия «богатство», но люди ушли в твердом убеждении, что речь шла только о деньгах и материальных благах.

     У Л.Н. Толстого есть притча о рыбах в воде. Маленькая рыбка спрашивает большую рыбу – маму: “Что такое вода?”. “Чтобы узнать, что такое вода, надо вынырнуть из нее”, – отвечает мать. Так и со словом. Каждое слово станет частью твоей жизни, если ты знаком с ним не понаслышке. Чтобы узнать значение слова «мед», нужно его отведать, и тогда уже не спутаешь с сахаром. Слово нужно пропустить через чувства, чтобы тонкое тело ума навсегда запомнило его качественные особенности и едва уловимые нюансы. Даже понятия, которые невозможно увидеть, потрогать, понюхать, становятся достоянием личного архива человека только когда они прошли через фильтры души и разума.

     Суесловие не дружит с точностью, ясностью, чистоплотностью, четкостью и убедительностью. Большей частью оно ненамеренно проявляет неверность слову. Беспечно относясь к нраву слов, оно считает, что можно фривольно их размешивать, нисколько не заботясь о конечном результате их смешения. А в результате получается адский коктейль, несравнимый с такими его аналогами как «Шило», «Сучий потрох» и «Слеза комсомолки».