RSS Feed

Угодность

07.05.2016 by petr8512

Не советуй угодное, советуй лучшее.

Солон

Истинному иноку подобает совершать угодные Господу дела.

Богаче всех богатых и славнее всех славных тот, кто живет

 в вере Христовой и творит дела, угодные Господу.

Петров, Аввакум

Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен.

Оптинские Старцы

      Угодность  как качество личности – способность соответствовать чьей-либо воле, желанию, вкусам; быть  нужным, полезным, желательным.

       Брат сказал одному из старцев: — Есть два брата. Один не покидает своей кельи, где молится, постится шесть дней кряду и предаётся всякого рода умерщвлению плоти. Другой же заботится о больных. Который из двоих ведёт жизнь, более угодную Богу? Старец ответил: — Даже если брат, постящийся шесть дней кряду, подвесит себя за шею, он всё равно не сравнится с тем, который заботится о больных.

      Угодность как качество личности становится понятным, если рассматривать её в трёх аспектах: в благости, в страсти и в невежестве.

       Угодность в благости, прежде всего, стремится быть богоугодной, то есть стремится   совершать поступки, которые, несомненно, получили бы одобрение  Бога. Она живёт благочестиво, в строгом соответствии с Божьими заповедями. Угодный в благости отдаёт жизнь Богу, понимая и осознавая, что только так от неё будет  какой-то толк. Человек живёт в поисках Бога, стремится по качествам личности приблизиться к нему, знает, что этот путь бесконечен, и, тем не менее, упорно и настойчиво идёт  к Абсолютной Истине.

     Человек, угодный в благости,  порядочен и благочестив.  Следуя Божественным заповедям, он идет по жизни ни на минуту не теряя связь с Всевышним.    Он уже на Земле учится быть Богом. Каждый свой поступок он соизмеряет с Богом. У него не возникает иллюзии, как у аквариумной рыбки, что его никто не видит. Да и ему не нужно прятаться. Все его мысли и поступки проходят через представительство Бога  в человеке – совесть. Имея чистое сознание, он устанавливает крепкую связь с Богом. Богоугодный человек  совестлив. Его душа верная единомышленница сверхдуши – совести.

     Угодный в благости человек живет под влиянием энергии благости. Он не может обидеть тех, кто находится рядом. Уважительный и доброжелательный к людям, он ярко проявляет такие качества своей личности как бескорыстие, доброту, сострадание, милосердие  и заботливость о людях. Его не нужно понукать, он сам стремится с любовью, бескорыстно помогать и заботиться о людях.

       Угодный в страсти  склонен к льстивости, подобострастию, низкопоклонству, подхалимству. Он стремится быть угодным ради того, чтобы реализовать свои корыстные планы. При этом нельзя путать угодливого человека с угодным. Угодливый – чрезмерно услужливый, льстивый, заискивающий. Примеры: угодливый  взгляд; угодливая улыбка; угодливый смех, тон; угодливая интонация; угодливое поддакивание, согласие; угодливые толки. Угодный — соответствующий чьей-либо воле, желанию, вкусам. Примеры: угодный человек; угодные действия; угодное мнение; угодные порядки; угодный начальству, хозяину, другу.

      Угодный в благости и страсти искренне желает быть нужным, полезным,  желательным и  востребованным, словом, хочет быть тем, без которого трудно обойтись, в ком есть потребность, необходимость, надобность. Мотивация действий угодного в благости и в страсти могут быть разными, но формы проявления одинаковыми.

   Как-то спросили у одного мудрого старика: — В чём смысл жизни? Старик огляделся, подобрал лежащую неподалёку палку, опёрся на неё и сказал: — Несколько секунд назад и у этой палки не было смысла для существования. Теперь смысл есть.

     Совершенно правильно заметил Ганс Христиан Андерсен: «Приносить пользу миру — это единственный способ стать счастливым». Иными словами, хочешь стать счастливым, будь угоден миру.

   Есть такая притча: — Скажите, Учитель, угодна ли Богу жизнь человека, который не делал добра, но и зла не совершал? — спросил ученик, имея в виду самого себя. Учитель улыбнулся и ответил притчей: — У одного хозяина было три работника, каждому из которых он дал по мешку зерна: полмешка каждому в пищу, а остаток — на посев. Через год они вернулись. Первый — с полупустым мешком зерна. То, что предназначалось съесть, он съел, а то, что нужно было посеять, осталось в мешке и испортилось, так что пришлось это негодное зерно выбросить. Второй пришёл с пустым мешком, ибо часть зерна проел, а остальное съели мыши. А третий бережно относился к полученному дару и большей частью зерна засеял своё поле, с которого собрал целый воз отменного зерна. Как ты думаешь, кто из работников угодил своему хозяину? — спросил Учитель. — Конечно, тот, который посеял семена и собрал урожай. — Так что ж ты спрашиваешь, угодишь ли ты Господу своим пустым мешком?

     Словом,  угодный человек – тот, кто действует на благо другим.

    Тот, кто работает над собой, самосовершенствуется, угоден мирозданию. Человек – разумная форма существования. Тот, кто не развивает свой разум, подписывает себе вердикт: «Нет оснований быть в человеческом теле».  Мы приходим в этот мир, чтобы работать над собой, самосовершенствоваться, чтобы найти свой оптимальный путь к Богу. Прожигатели жизни не угодны мирозданию.

     Мирозданию  угодны только те, кто постоянно развивают свой разум, кто раз покаявшись, уже никогда не повторяют ошибки, никогда не встают на те же «грабли».

      Приходит мужчина в храм на исповедь: — Святой отец, я согрешил: шел я как-то недельки две назад по улице и вдруг смотрю — небо тучами заволокло, подумал к дождю, пошел к куме на чай… и согрешил с кумой. — Бог простит, сын мой. Проходит несколько дней. — А вот вчера иду по парку и опять небо тучами занесло, подумал к дождю, пошел к теще на чай и… согрешил с тещей. — Бог простит, сын мой. Проходит ещё неделя. — Но и это еще не всё, буквально два дня назад иду по городу и снова небо тучами затянуло, подумал к дождю и решил к тестю на чай зайти и… согрешил с тестем. Святой отец (подошел к окну и говорит): — Иди-ка ты отсюда, сын мой, подобру — поздорову, а то, я смотрю, небо тучами затянуло.

     Угодный в невежестве стремится достичь нужности посредством страха, зависимости, раболепия и пролазчивости.

   Угодность в невежестве воспринимается в негативном свете, ибо она связана с взаимоотношениями, основанными на проявлении самых низменных качеств личности.  Вместе с тем, глупо искать мужа, которому была бы не нужна услужливая, радушная, желающая и умеющая угодить, жена. Когда в угодность ему все сделано, он будет ценить и уважать жену, и, наоборот, когда в доме нет никакого угодства, он будет проявлять недовольство. Иными словами, всякий будет приветствовать угодность жены в контексте понимания Владимира Даля: «сделать так, как другому любо, угодно, приятно или нужно».