Его из деревни гонят, а он просится в старосты.
Лучше плакать кстати, чем смеяться не вовремя.
Учит рыбу плавать.
Пословицы
Уместность как качество личности – способность вполне соответствовать месту, обстановке.
Один дервиш зашёл в дом щедрого человека и обнаружил там общество писателей, обменивавшихся шутками. Чувствовалось, что собравшиеся усиленно занимались интеллектуальными упражнениями. Кто-то пригласил его принять участие в беседе. — Мой слабый ум способен только на одно двустишие, — сказал дервиш. Все стали просить его говорить.
Дервиш сказал: — Мучаясь от голода, я смотрю на стол
Подобно тому, как холостяк смотрит на дверь женской бани.
Хозяин сразу же сказал, что мясо скоро будет готово. — Для голодного человека простой хлеб ничем не хуже мяса, — ответил дервиш.
Своевременная уместность – дефицит жизни. Есть такая шутка, в которой, как известно, доля шутки: «Уместность – это ум, проявленный в нужное время в нужной местности». Вспомним рассказ А. П. Чехова «Злой мальчик» и оценим речь молодого человека с точки зрения её уместности: «Иван Иванович Лапкин, молодой человек приятной наружности, и Анна Семеновна Замблицкая, молодая девушка со вздернутым носиком, спустились вниз по крутому берегу и уселись на скамеечке. Скамеечка стояла у самой воды, между густыми кустами молодого ивняка. Чудное местечко! Сели вы тут, и вы скрыты от целого мира — видят вас одни только рыбы да пауки-плауны, молнией бегающие по воде. Молодые люди были вооружены удочками, сачками, банками с червями и прочими рыболовными принадлежностями. Усевшись, они тотчас принялись за рыбную ловлю.
— Я рад, что мы, наконец, одни, — начал Лапкин, оглядываясь. — Я должен сказать вам многое, Анна Семеновна… Очень многое… Когда я увидел вас в первый раз… У вас клюет… Я понял тогда, для чего я живу, понял, где мой кумир, которому я должен посвятить свою честную трудовую жизнь… Это, должно быть, большая клюет… Увидя вас, я полюбил впервые, полюбил страстно! Подождите дергать… пусть лучше клюнет… Скажите мне, моя дорогая, заклинаю вас, могу ли я рассчитывать — не на взаимность, нет! — этого я не стою, я не смею даже помыслить об этом, — могу ли я рассчитывать на… Тащите!»
Уместность – дочь соответствия и разумности. Своевременная и целесообразная, удобная и допустимая, находчивая и позволительная, уместность всегда думает, какая будет реакция людей на её поступки, к каким последствиям приведут её слова и действия, как скажется её поведение на людях.
Говорят, что однажды ученик спросил Будду, почему тот не говорит всем абсолютную истину и, к тому же, порой даёт совершенно разные ответы на один и тот же вопрос. В ответ Будда рассказал историю о том, как однажды во время праздника к царю, проезжавшему по улицам города, подошёл бедный человек, прося о помощи — он и его семья не ели уже несколько дней. Царь был в хорошем расположении духа и, чтобы показать, насколько он щедр, велел дать нищему не горсть золотых монет, а мешок золота.
Человек был несказанно рад, а толпа прославляла щедрость и величие царя. Слуги принесли мешок с золотом и взвалили его на спину истощённого голодом бедняка, который, шатаясь, побрёл домой. Но мешок был так тяжёл, а человек так слаб, что бедняк, не выдержав тяжести ноши и не дойдя до дома, упал и умер.
Уместность высказываний дороже красноречия. Человек, имеющий в арсенале своих качеств личности уместность, умеет проявлять уместные чувства, владеет уместным подходом к людям, знает, как задавать уместные вопросы и давать уместные ответы, понимает, когда уместно обратиться к другому человеку. Не надо проявлять эмоции там, где они неуместны, и немедленно проявить их там, где это безопасно и уместно.
Уместность – функция разума. Разумный человек знает, какие слова уместны при данных обстоятельствах. Иногда лучше плохо промолчать, чем хорошо заговорить.
Как-то тёмной ночью один суфий, идя по дороге, услыхал крик о помощи, доносившийся со дна заброшенного сухого колодца. — Эй, что случилось? — закричал суфий, заглянув в колодец. — Видите ли, я языковед, — ответил голос. — Не найдя в темноте дороги, я, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу отсюда выбраться. — Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и верёвку, — ответил суфий. — Постойте минуточку, — закричал языковед, — вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. — Ну, что ж, если для вас слова важнее их смысла, вам лучше будет побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, — ответил суфий и пошёл своей дорогой.
Человек порой из зависти притязает на то, что для него неуместно, что противоречит его природе. Об этом у Лафонтена есть басня:
В любви и дружбе жили нос со ртом.
Но как-то раз заспорили о том,
Что носу-бедолаге никогда
Не достаётся вкусная еда,
Что рот, мол, вкусно ест и сладко пьёт,
А носу ни кусочка не даёт,
Что это не по-дружески.
И вот
Делиться с другом согласился рот,
И при содействии губы и языка
Засунул в нос севрюги полкуска.
А, кстати, это был как раз банкет,
Вот только кстати был он или нет,
Но что случилось за столом потом,
Мы не опишем ни пером, ни ртом.
А нос с тех пор имеет мрачный вид
И рту завидовать отнюдь не норовит.