RSS Feed

Холопство

09.02.2015 by petr8512

Холоп в неволе у господина, а господин у своих затей.

Пословица

[Хрущов:] Так, государь отец наш. Мы твои Усердные, гонимые холопья.

Пушкин, Борис Годунов.

В зубы холопа примерного, Якова верного, походя дул каблуком. Некрасов.

« Извиняюсь, что это вы все — холоп да холоп! Какой я вам холоп? Что это за слово такое? »

Михаил Булгаков. Иван Васильевич

Оказывается картина “Иван Грозный убивает своего сына” была написана

после картин “Сын пришел пьяный”, “Сын не пришел ночевать” и “Сын женился на холопке”.

 

     Холопство как качество личности –  склонность пресмыкаться перед кем-либо, быть готовым на всё из раболепия, низкопоклонства.

     Молодой баpин едет по поместью в коляске. Внезапно взгляд останавливается на кpестьянине в поле, котоpый как две капли воды похож на самого молодого баpина. – Тпpуууууууу! Эй, холоп! Подь сюда. А ну говоpи: – Мать твоя в поместье у моего батюшки не pаботала ли когда-то? – Да нееет, баpин, не pаботала… А вот отец мой – да! Конюхом у Вас pаботал…

       Холопство будет процветать, пока в обществе много людей с рабской душой. Холопство не искоренить, оно будет существовать повсюду, если социум снисходителен к раболепию и низкопоклонству.

    Приехав в Петербург, Суворов хотел видеть государя, но не имел сил ехать во дворец и просил, чтоб император удостоил его посещением. Раздраженный Павел послал вместо себя – кого? гнусного турка, Кутайсова. Суворов сильно этим обиделся. Доложили, что приехал кто- то от государя. “Просите”,- сказал Суворов; не имевший силы встать, принял его, лежа в постели. Кутайсов вошел в красном мальтийском мундире с голубою лентою через плечо. – Кто вы, сударь? – спросил у него Суворов. – Граф Кутайсов. – Граф Кутайсов? Кутайсов? Не слыхал. Есть граф Панин, граф Воронцов, граф Строганов, а о графе Кутайсове я не слыхал. Да что вы такое по службе? – Обер-шталмейстер. – А прежде чем были? – Обер-егермейстером. – А прежде? Кутайсов запнулся. – Да говорите же. – Камердинером. – То есть вы чесали и брили своего господина. –  Точно так-с. – Прошка! – закричал Суворов знаменитому своему камердинеру Прокофию.- Ступай сюда, мерзавец! Вот посмотри на этого господина в красном кафтане с голубою лентой. Он был такой же холоп, фершел, как и ты, да он не турка, так он не пьяница. Вот видишь куда залетел! И к Суворову его посылают. А ты, скотина, вечно пьян, и толку от тебя не будет. Возьми с него пример, и ты будешь большим барином. Кутайсов вышел от Суворова сам не свой и, воротясь, доложил императору, что князь в беспамятстве.

    В «Социальной структуре Древней Руси » холопылюди, право владения которыми у господ не было ничем ограничено (фактически они были рабами в русском феодальном обществе). Известны на Руси с 10 в. Холопы не имели своей собственности и в любой момент могли быть проданы или отданы любому лицу. За действия холопа нес ответственность господин. Вместе с тем, в отличие от рабов античных, холопы могли быть «посажены» на землю в качестве крепостных. Холопами становились в результате пленения, самопродажи, продажи за долги или за преступление, через женитьбу или замужество на холопе или холопке. В реальной жизни холопы состояли из двух категорий: слуги феодала, входившие в состав его личной челяди и дружины (из их среды выходила княжеская администрация и даже видные представители господствующего класса)); вторую категорию составляли пашенные холопы («страдники»), холопы-ремесленники. На протяжении 16 века, в связи с распространением крепостного права, роль холопов уменьшалась. С 17 века наиболее массовым становится «служилое» холопство. Часть его, получая за «службу» землю в условное держание, вливались в состав господствующего слоя, становясь как бы холопами великого князя. Другая часть в 17 – 18 вв. была «положена в тягло» (т.е. подати, натуральные налоги или повинности крестьян и посадских людей в 15 – 18 вв.), слившись с массой крепостных крестьян.

      Холопство – обыдляченная часть общества, не имеющая чести, совести, долга, достоинства и желания самостоятельно думать. Господин зачастую позволяет своим холопам подворовывать из государственной казны. За это они прислуживают своему хозяину и сохраняют до поры до времени преданность. Практически холопство бесполо,  ибо в его природе нет ничего ни мужского, ни женского.  Писемский в «Людях сороковых годов» пишет: «Но он все-таки холоп в душе – двадцать лет (его прежней деятельности) не могли пройти для него безнаказанно: они непременно приучат его мелко думать и не совсем благородно чувствовать».

    Холопство – готовность к любым унижениям, лишь бы сохранить своё место, свой статус.

   -Скажи ка холоп, а ты сможешь без рук съесть яблоко? -Ссссмогу!  -Хорошо…отрубите ему руки!

    Барин (рано утречком, в постели еще, жалобно): – Ох! Петрушка! Пе-тру-шка-а-а! Ой! Плохо мне! Давленье у меня! Холоп Петрушка (хмуро стягивая с себя штаны): – Ох, барин, женились бы Вы, что-ли.

    Занимаются любовью барин с боярыню. А холоп держит свечу. Ну, у барина ничего не получается. Он холопу: – А ну, стань с этой стороны (ничего не выходит). – А ну, стань стой стороны (опять ничего). – А ну, махнемся местами (махнулись). Барин холопу (держа свечу): – Ну как? (Х)- Ох, хорошо барин. (Б)- Так отож учись холоп как свечку держать.

  Жена оставила мужа с сыном дома. Звонит мужу с работы: – Как вы там, мои мужчины? – Царь спит, холоп игрушки собирает!

        Холопство – талант к приспособленчеству. Приспособленчество  как качество личности – склонность двурушничать, менять свои взгляды, убеждения в зависимости от конъюнктуры, обстоятельств, к которым приспособленец приспосабливается, с целью замаскировать свои порочные качества личности, свои мнения и оценки, чтобы сорвать какой-то куш, извлечь выгоду.

        Сталин во время домашних вечеринок часто задавал такой вопрос: – Ну, что расстреляем Никитку к чёртовой матери или пусть гопака спляшет? Холоп Никита Хрущев, выпив стопку, принимался плясать. Так он и доплясался до верного ленинца, первого секретаря ЦК КПСС, руководителя мощной державы.