Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Абсолютный слух

Чем больше прислушиваешься к слухам, тем хуже слышишь себя.

Автор афоризма:

Не совершенствуй слух — не будешь слышать фальши!

Автор афоризма:

Тайны поддерживаются слухами.

Автор афоризма:

Абсолютный слух лишает многих хороших друзей.

Автор афоризма:

— Значит, Андрей, Вы планируете поступать в нашу музыкальную школу?— Да.

— У вас слух есть? — Ну мы же как-то ведём диалог…

    

А

бсолютный слух как качество личности – способность к точному определению высоты звуков без соотнесения их с другими прослушиваемыми или пропеваемыми звуками, имеющими известную высоту.

   Однажды оркестровую репетицию проводил молодой, но слишком заносчивый дирижер, который хотел похвастаться своим исключительным слухом и музыкальностью. Только оркестр доиграет произведение до середины, как дирижер манерным жестом останавливает музыкантов: — Второй гобой, я вас прошу в тутти в пятой цифре сыграть вашу фразу чуточку тише и более связно: та-та-та… Все сначала! Начали еще раз, увлеклись, разогнались — а дирижёр опять стучит папочкой по пюпитру: — Альты, внимание, у вас в шестой цифре есть ноты фа-ля. Сыграйте их с легонькими акцентами!
Оркестр играет,— его опять останавливают. Наконец, музыкантам это надоело, и ударник на общем пианиссимо, что есть силы, стукнул в большой барабан. Маэстро удивленно моргнул глазами и спросил:  — Кто это сделал?

     Абсолютный слух – редкое качество личности. Им обладает один из десяти тысяч человек. У музыкантов такая способность встречается чаще: соотношение приблизительно 1:100. Среди знаменитых музыкантов, имеющих абсолютный слух — Моцарт и Бетховен

        К характерным особенностям абсолютного слуха следует отнести: его малую распространенность; обнаружение его в детском возрасте; легкость и скрытность от наблюдения процесса его формирования и развития; существование двух видов абсолютного слуха: пассивного и активного; множественность и рассеивание величины ошибок при узнавании звуков; короткую длительность реакции узнавания звуков; низкую звуковысотную чувствительность; наличие 12 опознавательных эталонов. Часть особенностей абсолютного слуха объяснялась врожденным характером этой способности. Другая оставалась без объяснения.

    — Говорят, что у твоего сына абсолютный слух. — Да, он может по звукам клавиш мобильника, домофона и банкомата
определять любую комбинацию цифр.

    В музыкальных консерваториях Японии приблизительно у 70 % музыкантов есть абсолютный слух. Возможно, столь большой процесс объясняется тем, что абсолютный слух более распространен среди людей, которые росли в среде с тональными языками (Мандарин, кантонский диалект, вьетнамский язык). Абсолютный слух также более распространен у тех людей, которые рождаются слепыми, имеют синдром Уильяма, или страдают аутизмом.

     Сумерки, дождь стучит. По окрестным ручьям посвистывают выдры. А Сергеич — пусть и новичок в охоте, но у него абсолютный музыкальный слух. Стал подсвистывать. Сначала робко. А как начали выдры откликаться, разошёлся — просто альфа-самец. — Не свисти! — хмуро посоветовали охотники. А он не послушал. Наутро увидели распотрошённые рюкзаки. Выдры сожрали всё сливочное масло. У всех. Но обгадили только один рюкзак. Сергеича…

      Музыкант Георгий Баранов высказывает интересную мысль: якобы абсолютный слух — тяжелая патология. Обычно встречается у пианистов, постоянно привязанных к 440 Гц. Если настройщики нормально работают, это профессиональная болезнь, сильно осложняющая жизнь своему обладателю. Гораздо чаще музыканты просто «колотят понты»:      — «Вы знаете, у меня ведь абсолютный!» Некоторые вообще доходят до полного, абсолютного маразма, утверждая, что у них «врожденный абсолютный слух»!

    Чтобы понять, насколько смешны и нелепы эти заявления, достаточно принять во внимание всего лишь пару моментов: момент исторический — нота «ля» 300 лет назад звучала гораздо ниже, затем — постепенно повышалась; момент географический — в некоторых странах другой стандарт «ля» — 435 Гц, а в некоторых залах Америки — рояли наоборот, настраивают выше. Абсолютный слух — развивается в результате привязки звуковысотной системы к определённой частоте — например, 440 Гц. Это несчастные люди. Попадая в какую-нибудь школу или клуб с расстроенным фортепьяно, они испытывают реальные физические мучения. Но таких людей, слава Богу, не так уж много. Гораздо больше понтярщиков (-щиц), идя на поводу у распространённого заблуждения, повсюду спешащих гордо заявить — «я — абсолютник (-ница)».

Всё просто. Нормальный музыкант имеет относительный слух и способен моментально построить звуковысотную систему от любой «ля» и комфортно себя в этой системе ощущать. Вот и всё. Остальное — от лукавого.

    Один мужчина пишет: «У меня есть один знакомый, он учится в музыкальном колледже, у него абсолютный слух. Это дар, и он, действительно, в какой-то степени мешает ему воспринимать не только музыку, но и другие звуки по сравнению с тем как их воспринимают другие люди. Из-за того, что он знает нотную грамоту, все звуки и музыку он воспринимает с точки теории музыки. Он сразу вычленяет ноты, мотивы, фразы и т. д. Его мозг вместо того чтобы наслаждаться музыкой начинает ее анализировать, из-за этого он не может в полной мере насладиться ею. Он слышит на какой ноте гудит пароходоный гудок, и как пищит комар в начале леса и в конце, слышит на какой ноте скрипит патрон когда в него вкручивают лампочку».

     Анекдоты в тему. Молодой грузин поступает в Тбилисскую консерваторию. Всем, кому надо, деньги уже даны. Он благополучно проходит все экзамены. Остаётся сольфеджио. Ему говорят: – Это совсем просто. Мы нажимаем на фортепиано клавишу, а вы угадываете. Он отворачивается от экзаменаторов, слушает взятую ноту, потом тычет пальцем в одного из преподавателей: – Ты нажал!

    Мужик устраивается на работу в консерваторию. Его послушали — все хорошо! Владение инструментом превосходное, слух абсолютный, играет эффектно, в общем — мечта любого оркестра. Берут: — Отлично, будем вас оформлять. Как ваша фамилия? — Иванов — Иванов? Хм… Странно… А имя? — Иван — Иван?!! Удивительно, непостижимо…. А отчество? — Моисеевич — Ах, как глубоко бывает зарыт талант.  

   Вступительные экзамены в училище им. Гнесиных…. -То есть вы пришли поступать в училище имени ГНЕСИНЫХ с фамилией ИВАНОВ? — Да. — Ираида Арчибальдовна, запишите — Иванов. КАРАНДАШОМ запишите! Как ваше имя, молодой человек? — Гусейн — ГУСЕЙН? ! — Вот что Гусейн — К этому пюпитру прикасался сам МОДЕСТ МУСОРГСКИЙ. МОДЕСТ, Гусейн, понимаете? Модест! По этим коридорам вальяжно фланировал сам Цицак фон Мицацян! ..На чем хотите играть, Гусейн Иванов? — На виолончели. — На виолон-ЧЁМ? Представляете, в органном зале Эвелина Рудольфовна объявит: Ференц Лист, 13-ая сюита, за виолончелью — Гусейн ИВАНОВ?!!! Вы хотя бы гей? — Нет!! ! — (с чувством) На что вы надеетесь, молодой человек?!!! Ну, ничего, дадим мальчику последний шанс. Как ваше отчество? — Апполинарьевич! — А В МАЛЬЧИКЕ ЧТО-ТО ЕСТЬ! Где вы живете, о, сын славного Апполинария? — В Химках. — ВОН! Вон из искусства! И Евдоксию Маркеловну в коридоре тоже заберите….

Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

[an error occurred while processing the directive]

.