Дружелюбие (Дружественность) как качество личности – способность видеть других, как своих близких, искренне проявлять дружеское расположение, чистые чувства к внешнему миру; стремление к мирному доброму сосуществованию, к спокойному решению возникающих конфликтов.
Жили-были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит — а у соседа уже дорожка проложена. На третий день снегу намело — по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок… А у соседа — дорожка уже ровная, прямая — просто загляденье! В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает: — Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать? Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся: — Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Дружелюбие – это свободное излияние любви ко всему окружающему миру. Дружелюбие – это видеть в живом мире родственную духовную природу и относиться к нему соответственно этому пониманию. Дружелюбие – это безадресная раздача любви. Оно свободно, как ветер. Оно ни от кого и ни от чего не зависит. В дружбе присутствует зависимость. Друг может превратиться в свою противоположность – стать врагом. Дружелюбие выплескивается изнутри человека, оно не зависит от внешних факторов, не адресовано никому. Дружелюбие — это фонтанирующая из человека любовь ко всему миру.
Дружба предполагает взаимоотношения, определенные правила, законы и обязательства. Дружелюбие, если оно проявлено в человеке, — это истинная природа его и только его личности. Оно не может обернуться враждебностью, как в дружбе. Дружелюбие – это разговор души с внешним миром. Цель любого разговора – доставить радость. К чему начинать разговор, если он не несет добра и радости. Это уже не разговор, а выяснение отношений, допрос в режиме «Зачем?» и «Почему?» Когда душа посредством проявления дружелюбия разговаривает с миром, она изливает на него любовь, уважение, взаимопонимание, доверие и согласие.
В рядах великой наполеоновской армии, отступавшей от Москвы, находился один германский принц, которого любили все солдаты за дружелюбие и благородство характера. Однажды морозною ночью усталые, замерзшие и голодные солдаты расположились на ночлег в развалинах какого-то помещичьего двора. Утром проснувшись, принц обнаружил, что чувствует себя обогретым и бодрым, хотя вокруг свистел и завывал холодный ветер. Он окликнул своих людей, но никто из солдат не ответил на его зов. Взглянув по сторонам, он увидел своих солдат засыпанных снегом, тогда как сам он был покрыт их плащами. Солдаты поняв, что никто не выдержит этой суровой ночи, решили спасти своего командира. Принца нашли русские, и он был спасён. Это было ему наградой и благодарностью от солдат за его доброе и правдивое сердце, за его дружелюбие.
Дружба от ума, а дружелюбие от души. Ошо пишет: «Само слово “дружба” не из лучших (слово “дружелюбие” поднимается к луне, к солнцу) — потому что оно только от ума. Оно ограничивает — вы можете дружить лишь с немногими людьми. Но дружелюбие — безбрежно: вы можете быть дружелюбны к деревьям, к горам, к звездам. В дружбе скрыта и зависимость тоже. Все такие слова как “родство”, “дружба”, — поверхностны. Любящее отношение, дружелюбие, имеет совершенно иной смысл. Когда вы говорите о дружбе — это очень незначительная вещь, вид рабства и зависимости от личности, с которой вы дружите». В отличие от дружбы, дружелюбие ничего не берет, оно только раздает. Дружелюбие – это открытое, доверительное и доброжелательное отношение к людям.
Дружелюбие – это коллекционирование достоинств в окружающих людях. С кем бы оно ни встретилось, сразу начинает сканировать в человеке добродетели. Озлобленность коллекционирует низменные качества личности. Не успев представиться и толком познакомиться, оно уже нацелено на негативные стороны личности. В отличие от озлобленности, почерк дружелюбия — поиск положительного в другом человеке. Это напоминает «тихую охоту» — собирание грибов. По лесу ходят два грибника, но один собирает съедобные грибы, а другой считает, что все грибы съедобные, просто некоторые из них едят только раз.
Дружелюбие – это фундамент семьи. Если в семье отсутствует дружелюбие, любовь становится невозможной. Когда люди лицемерно говорят о любви и, в то же время, испытывают напряженность с дружелюбием, значит, семья строит свой дом на зыбучих песках. Без дружелюбия невозможно строить какие-то отношения между супругами. Поэтому супругам излишне говорить о высоких чувствах любви друг к другу, если после трех минут общения между ними начинается скандал. Уважительность и дружелюбие в семье шагают нога в ногу, и их синхронный шаг приводит к любви, взаимопониманию, доверию и согласию.
Примером дружелюбия, как это ни странно для его профессии, был великий русский полководец М.И. Кутузов. И дело не в том, как «дружелюбно» он принял армию Наполеона. Дружелюбие и доблесть – сестры. В обоих качествах личности есть сила и отсутствие злобы, ненависти. Разум, воинская доблесть и дружелюбность Кутузова были признаны и товарищами и начальством уже в первые годы его военной службы, которую он начал 19 лет. Он воевал в войсках Румянцева, под Ларгой, под Кагулом, и тогда уже своей неслыханной храбростью заставил о себе говорить. Он первым бросался в атаку и последним прекращал преследование неприятеля. В конце первой турецкой войны он был опасно ранен и лишь каким-то чудом (так считали и русские и немецкие врачи, лечившие его) отделался только потерей глаза. Екатерина велела отправить его за казенный счет для лечения за границу. Эта довольно длительная поездка сыграла свою роль в его жизни. Кутузов с жадностью набросился на чтение и очень пополнил свое образование. Вернувшись в Россию, он явился к императрице благодарить ее. И тут Екатерина дала ему необычайно подходившее к его природным способностям поручение: она отправила его в Крым в помощь Суворову, который исполнял тогда не очень свойственное ему дело: вел дипломатические переговоры с крымскими татарами. Нужно было поддержать ШагинТирея против Девлет-Гирея и дипломатически довершить утверждение русского владычества в Крыму. Суворов, откровенно говоривший, что он дипломатией заниматься не любит, сейчас же предоставил Кутузову все эти щекотливые политические дела, которые тот выполнил в совершенстве. Тут впервые Кутузов обнаружил такое своё качество личности как дружелюбие. Он обнаружил умение обходиться с людьми, разгадывать их намерения, бороться против интриг противника, не доводя спора до кровавой развязки; и, главное, достигать полного успеха, оставаясь с противником лично в самых «дружелюбных» отношениях. Суворов был в восторге от такого дружелюбия будущего великого полководца.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/