Неуемность как качество личности – неспособность уняться, успокоиться, остановиться; склонность проявлять чересчур деятельный характер, полноту сил, неутомимость и неугомонность.
Неуемность также свойственна человеческой природе, как способность дышать и мыслить. Чувства и ум имеют абсолютно неуемную, ненасытную природу. Соответственно и желания человека имеют абсолютную неуемно-ненасытную природу. Поскольку человек представляет собой духовную сущность, душу, постольку он имеет безграничные желания. Его желания и потребности постоянно возвышаются.
Человек никогда не уймется и не насытится тем, чего он хочет. Неуемность, как и желания человека, бесконечна. Однако неуемность бывает разной. Если она присуща целостной личности, значит, происходит органичное удовлетворение физиологических, эмоциональных, интеллектуальных и духовных потребностей.
Когда человек неуемно удовлетворяет только физиологические потребности – ест, спит, занимается сексом, значит, это дисгармоничный человек. Никому не придет в голову корить человека за неуемное удовлетворение духовных потребностей. Например, если человек любит и уважает людей, желает всем счастья, радуется окружающим, то рост его желаний в духовной сфере может только приветствоваться. При этом ему нужно не забывать и о других потребностях, в том числе и физиологических.
Душа по своей природе неуемна и ненасытна. Ей присуща любовь, вечность, знание и неуемное стремление к счастью. Душа всегда хочет больше счастья. Желая найти новый вкус счастья, она побуждает человека развивать свой разум, самосовершенствоваться, поднимать потенциал своей личности.
Неуемность души, чувств и ума призван контролировать разум. В жизни человека все хорошо, если перед принятием решения разум потирает руки, а душа радостно хлопает в ладоши.
Разум стоит на страже неуемного стремления человека к удовлетворению чувственных наслаждений.
Хороша или плоха неуемность – вопрос риторический. Неуемность становится пороком, когда ей присущи такие характеристики, как: односторонность, чрезмерность, наличие идеализаций, союз с порочными качествами личности, дисгармоничность, склонность придавать кому-то или чему-то избыточную значимость и важность. Например, человек алчно накапливает деньги, сидит, как скупой рыцарь, на сундуках с золотом и неуемно стремится приобрести очередной золотой слиток. С него довольно сознания о своем могуществе, поэтому он и не тратит денег на удовлетворение других своих потребностей. Так и умирает от голода на сундуках с золотом.
Когда в удовлетворении потребностей наличествует целостность и гармония, неуемность становится добродетелью. Например, человек алчет знаний. Если он будет грызть гранит науки без устали, не зная отдыха, значит, его неуемность порочна, ибо идет возвышение одной потребности и пренебрежение другой. В данном примере человек пренебрегает отдыхом. Рано или поздно дисгармоничность приведет его к болезням и страданиям. Но, если человек алчет знания, не забывая при этом об отдыхе, об удовлетворении, к примеру, эмоциональных потребностей, то есть живет полнокровной жизнью, его неуемность в области знаний будет достоинством.
Контролируемая разумом неуемность, в компании с чувством меры, гармоничностью в удовлетворении всех потребностей, с присутствием в поступках нравственности и совестливости представляет несомненное достоинство личности. Бесконтрольная неуемность, когда человека, совершающего непотребные действия, невозможно унять, успокоить и установить, бесспорно, является пороком.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/