Он такой угрюмый, необщительный. — Даже глазами делает так — морг—морг.
Необщительность как качество личности – не расположенность к общению, к образованию эмоциональных связей, как в своей группе, так и за ее пределами.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у царя два сына. Младший жил в отдельном дворце, имел большую псарню, владел лучшими лошадьми в той стороне. А старший жил при дворце отца. Очень завидовал он брату и обвинял царя, что любит тот только младшего. «Почему?» — удивлялся отец и уверял царевича, что любит сыновей одинаково. И не выдержал однажды старший сын и воскликнул: — У брата есть всё, что только можно пожелать, ты выполняешь любое его желание. Тем временем как у меня нет и сотой доли того, чем он владеет. И после этого ты говоришь, что любишь меня не меньше! — Да, но я ведь никогда не отказывал тебе в просьбе. Если тебе так необходимы эти предметы роскоши, надо было сказать мне об этом. Я же не могу знать всех твоих потребностей.
Довольно часто необщительность объясняется индивидуально-психологическими особенностями личности. Например, интроверт концентрирует внимание на своём внутреннем мире. Как писал К. Юнг: «Его собственный мир — безопасная гавань, заботливо опекаемый и огороженный сад, закрытый для публики и спрятанный от любопытных глаз». Интроверты, как правило, необщительны, склонны к самоанализу, социально пассивны и достаточно трудно адаптируются в социуме. Разум, ум и чувства интроверта обращены вовнутрь, на мир собственных переживаний, они мало контактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства. Интроверты зачастую скрытны, их трудно узнать близко, они склонны скрывать свои эмоции и не любят, когда вмешиваются в их личную жизнь. Интровертам свойственны повышенная, порой не имеющая оснований тревожность по поводу малейших житейских проблем, своего здоровья, повышенная чувствительность и обострённое чувство опасности.
Если большинство людей страдают от своей необщительности, считая ее крупным недостатком, то другие погруженность в себя считают благом. Великий немецкий философ Иммануил Кант был из разряда таких людей. Дружбу он считал «коньком сочинителей романов». Но даже необщительный Кант признавал, что «человек — существо, предназначенное для общества (хотя и необщительное), и в развитом общественном состоянии он чувствует сильную потребность делиться с другими (даже без особой цели)»; поэтому сущность «моральной дружбы», по Канту, — «полное доверие между двумя людьми в раскрытии друг перед другом своих тайных мыслей и переживаний». Людям, по Канту, от природы свойственна так называемая «необщительная общительность», т. е. им, с одной стороны, присуща склонность к общению, с другой — «сильная склонность уединяться (изолироваться) … желание сообразовывать все только со своим разумением».
Другой немецкий гений — Людвиг ван Бетховен в восемь лет заработал свои первые деньги — он дал публичный концерт, а к двенадцати годам мальчик свободно играл на скрипке и органе. Вместе с успехом к молодому музыканту пришли замкнутость, потребность в одиночестве и необщительность. Встретив свою первую любовь — юную аристократку, итальянку по происхождению Джульетту Гвиччарди, он даже не сумел объясниться ей в любви. При этом он полгода давал ей уроки фортепьяно. Бетховен был уверен, что девушка его любит не меньше, чем он ее: «Эта чудесная девушка так сильно любима мною и любит меня, что я наблюдаю поразительную перемену в себе именно из-за неё». На пике чувств влюбленный композитор приступил к созданию «Лунной» сонаты. Она посвящена графине Гвиччарди и была начата в состоянии великой любви, восторга и надежды. Однако необщительность сыграла с Бетховеном злую шутку. Не видя никаких подвижек в отношениях, Джульетта завела роман с графом Робертом фон Галленбергом, который тоже увлекался музыкой и сочинял весьма посредственные музыкальные опусы. Однако Джульетте Галленберг казался гениальным, чем наивная девушка не замедлила поделиться со своим учителем. Тот, разгневанный, попросил юную графиню больше не приходить к нему. «Я презрел её, — вспоминал много позже Бетховен. — Ведь если бы я захотел отдать этой любви мою жизнь, что же осталось бы для благородного, для высшего?» А ученица-аристократка, став графиней Галленберг, покинула Вену и уехала в Италию. В душевном смятении в октябре 1802 года Бетховен покинул Вену и уехал в Гейлигенштадт, где написал знаменитое «Гейлигенштадтское завещание»: «О вы, люди думающие, будто бы я злобен, упрям, невоспитан, — как вы ко мне несправедливы; вам неведома тайная причина того, что вам кажется. Сердцем своим и разумом я с детства предрасположен к нежному чувству доброты, я всегда был готов к свершению великих дел. Но подумайте только, что вот уже шесть лет я нахожусь в злосчастном состоянии… Я совершенно глух…»
Обычно необщительный человек производит впечатление нелюдимого, понурого, вялого в общении, отгороженного, пассивного и инертного. Казалось бы, нужно приложить максимум усилий к воссоединению с общительностью, но, имея психологию жертвы, необщительная личность, зачастую, не желает ничего менять, учиться секретам общительности. Таким людям кажется более привлекательной позиция недовольства, осуждения и жалоб на жизнь. Жалея сам себя, необщительный человек ощущает внутренний комфорт – не нужно принимать решений, брать на себя ответственность, напрягаться. Делая это из года в год, он привыкает не ставить перед собой амбициозные цели, не принимать вызовы жизни. Его удел – тосковать и надеяться на кого-то.
Вот один из многочисленных отзывов людей о необщительности: «Страшная штука эта необщительность. Именно из-за неё приходилось терпеть постоянную травлю в школе, из-за неё же в университете всегда хожу один, отдельно от всех, и всегда все узнаю последним — меня или избегают, или это я всё преувеличиваю, уже и не сказать — наконец, именно из-за неё за восемнадцать годов жизни я так и не сумел обрести друга или хотя бы просто человека, который тебя поймет. Смешно сказать, даже в телефоне, которым пользуюсь вот уже два года, у меня записаны только мать, отец и старшая сестра (к слову, вполне нормальная, «общительная» девушка). Конечно, я понимаю, что всё это не такие уж и важные вещи — знакомства, общественное мнение — смерть, если говорить глобально, всё равно всех приравняет, но неприятно порою осознавать, как много приходится упускать в этой жизни. Нет, не будьте необщительными, это плохая черта».
К счастью, необщительность лечится воспитанием в себе своей противоположности – общительности. Но претворить свой замысел в одиночку – затея трудновыполнимая и фантазийная. Нужно, как говорил Максим Горький, «идти в люди», чтобы те вытащили «страдальца» из болота необщительности. Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил сам себя из болота за волосы: «Однажды, спасаясь от турок, я попробовал перепрыгнуть болото верхом на коне. Но конь не допрыгнул до берега и мы с разбегу шлёпнулись в жидкую грязь. Нужно было выбирать одно из двух: погибнуть или как-то спастись. Я решил спастись. Но как? Ничего под рукой не было. Но голова-то у нас всегда под рукой. Я рванул себя за волосы и таким образом вытащил из болота себя вместе с конём, которого сжал обеими ногами, как щипцами».
Закомплексованный необщительный человек, склонный себя жалеть, сам себя «за волосы» не вытащит, нужно идти к деятельным, жизнерадостным, коммуникабельным людям, учиться у них, держаться в их окружении. Человек постепенно становится таким, каково его окружение. Скажи мне каково твоё окружение, и я скажу кто ты. Энергичное, инициативное, бодрое окружение превратит, со временем, человека, желающего измениться, в общительную личность. Для необщительности общение губительно. Под лежачий камень вода не течет. Кто хочет расстаться с необщительностью, должен решительно взяться за учёбу, как быть общительным человеком.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/