Нераскаянность как качество личности – неспособность осознать свою вину, испытывать глубокое чувство сожаления по поводу своего дурного, ошибочного поступка и навсегда наложить табу на весь спектр однотипных поступков.
Однажды повстречались в лесу олень и волк. Олень стал объяснять волку, что тому установлена плохая карма, ведь он пожирает живых существ. Он же, травоядный олень, ведущий добродетельную жизнь, достигнет вечного блаженства. Олень не понимал, что вместе с растительной пищей он уничтожает огромное количество мелких живых существ, поэтому не мог раскаяться в содеянном. После смерти он получил плохое перерождение. Волк же действовал с естественной необходимостью, испытывая при этом постоянное раскаяние, поэтому достиг блаженства.
Нераскаянность – склонность забывать о своих грехах. Нераскаянность – странная, избирательная забывчивость – проявлять девичью память к своему непотребству, подлости, лжи и вероломству. Сделал гадость, но стыда не чувствуешь, муки совести не испытываешь.
Истинно раскаявшийся никогда не забывает о грехах, в совершении которых раскаялся. Например, человек раскаивается, то есть сожалеет, что никак не может бросить пить. Он принимает на себя вину за пьянство, испытывает глубокое чувство сожаления по поводу своей одной, но пламенной страсти к зелёному змию, но не может навсегда наложить табу на приём алкоголя. Включает свой оправдательный механизм и говорит: Для пьянки есть такие поводы: Поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьба и развод, мороз, охота, Hовый год. Выздоровленье, новоселье, печаль, раскаянье, веселье. Успех, награда, новый чин. И просто пьянка — без причин!
Или: Всё может быть, всё может статься
Жених с невестою расстаться
Мать может сына разлюбить
Но, чтобы мы не сели пить,
Вот этого не может быть.
Нераскаянность – это игнорирование своей порочности. Нераскаянность – это нежелание уходить от дурных поступков по всему однотипному спектру жизнедеятельности. Раскаяние предполагает комплексный уход от всех видов дурного поведения в данной сфере жизни. Раскаяние в пьянстве одновременно подразумевает отказ от всех одурманивающих разум веществ. То есть раскаяние – это табу на весь спектр однотипной порочной деятельности. Частичное раскаяние не переводит личность к другому уровню сознания. Наоборот, оно может способствовать усилению его дурных наклонностей. Например, раскаялся в курении, но стал алкоголиком.
Ещё Шарль Бодлер писал:
Упорен в нас порок, раскаянье — притворно;
За всё сторицею себе воздать спеша,
Опять путем греха, смеясь, скользит душа,
Слезами трусости омыв свой путь позорный.
Жил как-то волк; он растерзал множество овец и поверг в смятение и слёзы многих людей. Наконец, не знаю почему, почувствовал он вдруг угрызения совести и стал раскаиваться в своей жизни; решил измениться и более не убивать овец. Чтобы всё было по-настоящему, он отправился к священнику и попросил его отслужить благодарственный молебен. Священник начал службу, а волк стоял и плакал в церкви. Служба была длинная. Волку случилось зарезать немало овец и у священника; поэтому священник со всей серьёзностью молился о том, чтобы волк изменился. Но вдруг, волк выглянул в окошко и увидел, что овец гонят домой. Он начал переминаться с ноги на ногу; а священник всё молится, и молитве не видно конца. Наконец волк не выдержал и зарычал: — Кончай, поп! А то всех овец домой загонят и оставят меня без ужина!
Нераскаянность как проблема с памятью – это стремление скорее вычеркнуть из памяти всё плохое, что сделано себе и людям. Человек не может раскаяться, если он забыл о своих предосудительных поступках. Нераскаянность – знак того, что дурные поступки находят в памяти чёрную дыру. Психолог Вячеслав Рузов утверждает: «Память естественным образом вернется, если мы научимся раскаиваться. Естественным образом вернется. Тогда мы такое вспомним. Вспомним всё, ибо с этим надо будет что-то делать. Потому что, если мы это не помним – мы с этим не работаем. Мы должны помнить, что мы делаем, тогда мы больше так не будем совершать. Если я не помню, что я совершал – я опять заново это буду совершать. Но если я помню – я уже так не смогу поступить».
Необходимо отличать покаяние от раскаянья, то есть сожаления о своих грехах.. Покаяние — это сокрушение о своих падениях в Боге, пред лицом Божиим. Преподобный Исаак Сирин писал: «Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем. Покаяние есть дверь милости, отверстая усильно ищущим его. Этой дверью входим в Божию милость; кроме этого входа не обретем милости».
В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние многообразно, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности (“в рай мне все равно не попасть”). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. “…Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его” (Мф 11:12).
Иными словами, нужно меньше грешить, чтобы потом не каяться и не раскаиваться. Слова «Пойду, покаюсь – Бог все простит» не должны являться оправданием вашего не благочестивого поведения. Да и что такое покаяние – это перемена ума, перемена образа мыслей, а вслед за ним и своего поведения. Если в покаянии и раскаивании нет искренности, и это пустые слова, если вы не осознали в полной мере, что поступили неправильно, если не дали себе слово изо всех сил пытаться не повторять каких-то ошибок вновь, то грош цена такому раскаянию. Нужно каяться, чтобы вырвать из сердца грех, давая обет себе изменить свой характер в лучшую сторону, а не думать: «Я согрешил, помолюсь Богу, Он простит все мои грехи, и я попаду в Рай».
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/