Полузнайство

Для мудреца вокруг тысяча загадок, для глупца или полузнайки — всё ясно.

Индийская пословица

          Полузнайство  как качество личности – склонность к поверхностному, верхоглядному, неглубокому знанию, к плохому, недостаточному пониманию своего дела, своего предмета;  проявлять отсутствие основательных познаний.

    Ученик спросил Учителя: — Что я смогу изучить, если приеду в монастырь на один день?  — Приезжай — ответил учитель — Вокруг монастыря бродит много тигров. Я научу тебя подзывать их свистом. После некоторого раздумья ученик решился спросить еще раз:  — А что же дальше…? — Не знаю — ответил учитель.  — Раз ты приезжаешь на один день, значит тебя устраивает полузнайство.

     Полузнайство – форма существования невежды. Полузнайство – бич поверхностного познания. Полузнайками становятся те, кто удовлетворяется неглубоким, верхоглядным взглядом на действительность, при этом думая, что они достигли сущностного уровня её понимания. Полузнайство – жалкое зрелище, ибо оно обнаруживает ограниченность личности в контексте развития разума, нежелание вгрызаться в сущность явлений и процессов.

       Полузнайство считает, что оно постигло все секреты мироздания, что его учить не надо. Полузнайка – это человек, думающий, что он знает всё. Избавь Бог вас слушаться советов полузнайки. Думая, что он профессионал своего дела, можно такого натворить со своим здоровьем, что потом настоящие специалисты будут долго удивляться, как можно так изощрённо над собой издеваться.

       Полузнайка самонадеянно думает, что познание мира закончено в его лице. Тема закрыта. Всё в нём объяснено до самого предела. Глупо дальше дёргаться и напрягаться. Всё уже изведано, открыто и разведано.

        Полузнайство применительно к истине так же ей соответствует, как соответствует брачным отношениям полумуж или полужена. Ни рыба, ни мясо, ни там, ни сям.  Разум, чтобы воспарить к вершинам человеческого духа, должен прорвать пелену поверхности и познать глубинные тайны жизни, скрытые  от поверхностного взгляда. Познание бесконечно. Докопаться до самых глубин, конечно, невозможно, но, как говорится, стремиться к этому надо. Если человека устраивает легковерное, фанатичное полузнайство, если он скользит по поверхности явлений, если он игнорирует поиск их сути, пусть готовится к жизненным испытаниям.

      Человек, обладающий истинным знанием, знает, что он ещё ничего не знает, понимает, что процесс познания бесконечен.

Related Post

       Дмитрий Лихачёв  пишет: «Отсюда особая осторожность подлинно знающих людей, осознающих зыбкость человеческих знаний, и рядом с ними чрезвычайная самоуверенность полузнаек. Самоуверенность и агрессивность, крайняя ненависть к осторожным культурным людям, которые представляются им просто нерешительными или даже умышленно сопротивляющимися.

      Полузнайке кажется, что он знает всё, и, прежде всего, рецепты благополучия человечества, быстрый выход из временных затруднений. Полузнайке кажется, что ученый или просто культурный человек — плохой проводник его самоуверенной политики, но еще и укор его невежеству, — укор крайне оскорбительный для полузнаек, уверенных в своем «всезнайстве».

      Агрессивный полузнайка ищет панацей от всех общественных бед — то в сплошной и насильственной коллективизации, то в более элементарных вещах вроде «ветвистой пшеницы», свиноводстве, кролиководстве, массовых посевах кукурузы, плотинах, различного рода гигантских предприятиях, в уверенности, что в природе все можно менять (это еще Салтыков-Щедрин заметил). Отсюда естественный рост командно-административных методов управления. Отсюда же грубость с подчиненными, нежелание малокультурных людей (полузнаек) менять раз принятое решение («лобная психика»). Отсюда же существовавшее в свое время пристрастие полузнаек к «командной», военной или полувоенной одежде, к военной и милицейской терминологии в языке.

     Некультурность видна во всем облике полузнайки, в его поведении. Принципиальная агрессивность во всем — в мировоззрении, в отношении к гласности, в отношении к природе, к истории, к различным течениям в искусстве (особенно к тем, которые не сразу понятны и требуют от человека несвойственной полузнайкам восприимчивости). Агрессивность идет рука об руку с уверенностью, что все инакомыслящие — враги, а если не враги, то принадлежат к народностям, искони не обладающим какими-либо свойствами или обладающим только дурными. Отсюда же уверенность, что все недостатки от злых свойств каких-то народностей или от таинственных многовековых заговоров, тайных обществ…

     Одним словом, полузнайка ведет себя так, как будто бы он находится в полузнакомом ему лесу в сумерках: стволы деревьев он принимает за разбойников, жаждущих на него напасть, он не видит дороги и с радостью бросается на все, что покажется ему дорогой или тропинкой. А самое главное — цель для него оправдывает средства, ибо он верит только в им самим сконструированное будущее и для него не существует ни прошлого, ни уроков истории. Он движется на ощупь и вот-вот станет на четвереньки, чтобы душить и уничтожать любое препятствие: «ликвидировать», «пускать в расход». Он верит в «высшую меру», точнее, в убийство, как в наиболее действенный способ борьбы с преступностью.       Итак, полузнайство, полуинтеллигентность воспитывает определенные, очень опасные черты характера, поведения, отношения к окружающему миру — людям и природе, к истории, памятникам культуры и искусству. В наиболее кризисных ситуациях полуинтеллигентность создает…  сообщество таких же полузнаек с психологией стадности, «вождизмом» (наиболее агрессивный из полузнаек легко становится вождем, или, точнее, вожаком стаи). Итак, полузнайство опаснейшая социальная болезнь.

     Но если полузнайство — болезнь, болезнь, приводящая к самоотравлению, то, может быть, эту болезнь можно всё же лечить? Это чрезвычайно трудно. Никто из полуинтеллигентов, или полузнаек, не осознает себя таковым. Они окружают себя людьми такого же невысокого интеллектуального уровня, среди которых чувствуют себя вполне сносно».

      Александр Иванович Куприн не мог терпеть полузнайство. Биографы писателя отмечают, что до начала творческого пути, Куприн сменил множество профессий: он был боксером, борцом в цирке, землемером, актером, учителем, рыбаком, рекламным агентом, воздухоплавателем, шарманщиком, продавцом газет и все это в силу того, что ему просто было интересно попробовать себя в новой роли. Интерес к жизни бросал Куприна всегда в гущу событий, он буквально ненавидел дилетантство, полузнайство и чувствовал себя несчастным, если вдруг обнаруживал, что чего не умеет. Как-то в Одессе газетный репортер Трецек познакомил Куприна с начальником пожарной команды и тот час после этого писатель принял участие в тушении пожара, проведя ночь в дыму и пламени. По словам Куприна, он хотел бы сделаться лошадью на несколько дней, или рыбою, или растением. Желание испытать все на себе, заставляло Куприна попробовать профессию конокрада, шпиона и санитара в морге. Побывал знаменитый писатель даже вором-карманником.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

Поделиться
Автор:
petr8512

Recent Posts

Криводушность Криводушный человек

Кривой не беда, а горе криводушный. Русская пословица        Криводушность как качество личности –  склонность…

3 дня назад

Упоротость Упоротый человек

 Дурость ходит в паре с упоротостью! Александр Солдатов          Упоротость (Упоротый человек) как…

5 дней назад

Крысятничество Крыса

  Может быть кто-нибудь уже скажет чиновникам на понятном им языке? Что крысятничать из общака страны…

2 недели назад

Откладывание жизни на потом

Жизнь нужно проживать сейчас; её нельзя без конца откладывать. Ирвин Ялом           Откладывание жизни…

8 месяцев назад

Здоровый эгоизм

             Эгоисты делятся на три разряда: «эгоисты, которые сами живут…

11 месяцев назад

Удобный человек

    Быть удобным – значит научиться говорить "нет" своим желаниям и потребностям, жить желаниями других людей.…

11 месяцев назад