Наигранное прекраснодушие встречается довольно часто, чуть ли не на каждом шагу.
Джейн Остин. Гордость и предубеждение
[Полковник] принадлежал к числу тех людей, для которых самодовольное
прекраснодушие застилает все происходящее перед их глазами.
В.Г. Короленко, Федор Бесприютный.
Прекраснодушие как качество личности – склонность видеть всё в розовом свете, замечать во всём только приятное, прекрасное, всё идеализировать, приукрашивать; отличаться возвышенно-сентиментальной, идеалистической настроенностью, связанную с идеализацией чувств и человеческих взаимоотношений.
Сержант Гордон, чемпион части по стрельбе, в этот вечер был настроен прекраснодушно. — Сегодня знаменательный день в моей карьере мастера пулевой стрельбы, — сообщил он друзьям. — Вильгельм Телль родился пятьсот лет назад. Он был моим кумиром, когда я был мальчишкой. Я помню, как мы с моим закадычным дружком уходили в сад и там мой друг клал себе на голову яблоко, а я сбивал его из рогатки. Сегодня моему другу исполнилось бы тридцать четыре года.
Молодой человек спрашивает у продавщицы поздравительные открытки к Новому году. — Покажите мне что-нибудь сентиментально прекраснодушное. — Вот, пожалуйста: «Моей единственной и желанной — с вечной любовью!». — Прекрасно, дайте мне десяток!
Прекраснодушие видит мир в розовых очках. Его лозунг: «Давайте все станем хорошими, благородными и порядочными!» Прекраснодушного обманывают, обжуливают, держат за лоха, но он всё равно верит во всеобщую людскую порядочность и благородство, всё равно благожелательно настроен к людям, необоснованно наделяя их самыми лучшими, возвышенными качествами личности, в том числе взаимной доброжелательностью, любезностью, внимательностью. Прекраснодушный человек борется с «ветреными мельницами», то есть, с воображаемыми препятствиями и стремится приносить пользу людям во имя неосуществимых идеалов.
Прекраснодушных людей так часто обманывают, что хочется приставить к ним охрану. Стас Яныч пишет: «Русский человек прекрасно знает, что его всегда обманывали и прекраснодушно верит, что в следующий раз его не проведешь».
Прекраснодушие – свихнувшаяся чувствительность. Прекраснодушие – это жизнь в стране под названием Утопия, то есть, в мире иллюзий и мечтаний, где балом правит идеалистичность и сантименты. Прекраснодушная женщина смотрит до конца порнофильм только для того, чтобы увидеть свадьбу.
Типичная реакция на прекраснодушие – досада, презрение. Может сочетаться с самодовольством, самоуверенностью, эмпатией; быть следствием потери бдительности, удовлетворенности, счастья, благополучия.
Увидев мужа в прекраснодушном настроении, жена, не зная, что он сейчас больше захочет, легла голой в пельмени.
Иду по улице, улыбаюсь, настроение не просто хорошее, а прекраснодушное. Думаю: — Господи, сделай так, чтобы у всех людей вокруг стало хорошее настроение! Падаю в лужу, лежу, смотрю, вокруг люди, смотрят на меня, улыбаются, смеются, некоторые просто ржут, настроение у них, видите ли, прекраснодушное.
В человеке должна быть прекрасная душа. Но если она обманута и обусловлена пороками, её энергия радости и счастья окрашивается в цвета, не имеющие ничего общего с радужностью, весёлостью и счастьем. Душа, погруженная в чёрное марево зависти, в свинцовые тучи ненависти и злобы, прекрасностью отличаться не может.
Душа человека внушаема, её при желании манипулятора можно ввести в заблуждение. Есть великие души. На Востоке их называют «махатма». Они мудры, проницательны. Как рентген, они видят людей насквозь. Концентрируют внимание на достоинствах личности, но одновременно видят и недостатки. То есть, великим душам прекраснодушие не свойственно.
В отличие от прекраснодушного, великую душу не обманешь. Святая личность видит человека всеобъемлюще. Прекраснодушный фокусируется исключительно на добродетелях личности, порой им же самим надуманным и обманывается всякий раз в своих позитивных ожиданиях. Прекраснодушие опасно потерей бдительности, оторванностью от жизни, утратой связи с реальностью, упрощённостью всех вопросов и проблем. («Офицеры и какие-то невиданные в Совете почтенные господа в небольших репликах заявляли о том, не будет ли такой наш призыв наивностью и прекраснодушной мечтой, а еще хуже, не будет ли он источником ослабления фронта, не грозит ли он опасностью для революции…» Н. Н. Суханов, «Записки о революции», 1918–1921; «В этой мистике мечтательность и рассудочность странно сплетаются, есть в ней прекраснодушное упрощение всех вопросов, чрезмерная прозрачность и ясность». Георгий Флоровский).
Прекрасная душа чиста и жертвенна, она жаждет любить и быть любимой. Абсурдно отождествлять прекрасную природу души с прекраснодушием – наивно сентиментальной, излишне чувствительной и идеализированной. Наверняка никто не захочет, чтобы его любили прекраснодушно, то есть в розовых очках. Очень уж это ненадежно. Человек желает, чтобы любили его таким, каков он есть, а не надуманный в порыве прекраснодушия образ.
Муж приходит в себя после наркоза и начинает проявлять прекраснодушие. Его жена оборачивается к медсестре и говорит:- Я никогда не слышала, чтобы он так ласково и доброжелательно разговаривал со мной. Может, только в день нашей свадьбы. Где вы достаете такое лекарство?
Прекраснодушие – одна из форм крайностей, чрезмерностей, выраженная в идеализации людей и действительности.
Для справки. Прекраснодушие введено в русский язык М. А. Бакуниным. Прекраснодушие обозначало оторванную от живой действительности, мечтательно-возвышенную настроенность, пассивную, идеализирующую реальный мир или отказывающуюся от приятия его во имя фантастических, воображаемых идеалов. Так, Бакунин писал: «…он также начал прекраснодушною борьбою с действительностию, и прошел через долгие и мучительные испытания. Борьба и примирение с действительностью дорого стоили ему…». Прекраснодушие противопоставлялось примирению с действительностью. Оно было тормозом ”стремления ума к действительности“, нашедшего выражение в гегельянской формуле: ”Что действительно, то разумно“ и ”Что разумно, то действительно“.
Слово прекраснодушие и производное от него прилагательное прекраснодушный подхватываются В. Г. Белинским и затем широко распространяются в языке писателей 40-х годов. Например, в письме Белинского к Н. В. Станкевичу (от 8 ноября 1838 г.) : «Вердер [профессор философии в Берлине. — В. В. ] для меня теперь не понятие, но живой образ — …Чудный, святой человек! О, если бы я узнал еще, что он с грустцою от каких-нибудь воспоминаний, сердечных мистерий, что мир божий хотя и так хорош для него, что он не находит в нем ничего, что бы требовало его поправки, а между тем собственно для себя желал бы поправить что-нибудь, в то же время сознавая разумную необходимость всего и так, как оно есть… прекраснодушие. Но к чему философские маски — будь всякий тем, что есть!»
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/