Прижимистость как качество личности – склонность проявлять неуступчивость в денежных делах или практических расчетах, избегать трат, издержек, расходования чего-либо.
Маленький городок, магазин одежды, одновременно служащий и ателье пошива. Угрюмый и прижимистый клиент долго роется на полках магазина и, наконец, найдя нужную вещь, с подозрением спрашивает у продавца: — Сколько это стоит? — Что вы сказали, простите? – спрашивает продавец, близорукий, рассеянный, и, по-видимому, слегка глуховатый парень. — Я хотел узнать, сколько стоит вон тот костюм! – недовольно повторил покупатель. Разобравшись, наконец, чего от него хотят, продавец громко кричит мастеру, сидящему за стеной в соседней комнате: — Эй, Степан, сколько стоит та серая двойка, которую ты шил для презентации? — Восемьсот пятьдесят рублей, — рассеянно говорит мастер. — Семьсот пятьдесят рублей! – громко объявляет глухой продавец клиенту. Закройщик, поглощенный своим делом, не слышит его слов и не вмешивается. Покупатель быстро рассчитывается, забирает костюм и уходит. — Молодой человек! Вам надо купить слуховой аппарат, — такой, как у меня, а то вы очень быстро разоритесь, — говорит продавцу бойкая старушка, наблюдавшая всю эту сцену. Тот недовольно смотрит на нее, но ничего не отвечает. Однако когда старушка уходит, он снова обращается к мастеру, на этот раз не громким, а самым обычным голосом:
— Слушай, Абрам, и они еще будут учить нас бизнесу! Только я собирался снизить цену на этот хлам до пятисот рублей, а тут такой удачный случай!
Прижимистость – дочь жадности, наивно полагает, что ей нет равных в хитрости и изворотливости, но, как правило, сама остается обманутой и обдуренной. Где проявляется прижимистость, там тут же объявляется глупость, а за ней просчеты и бедность. Траты ввергают прижимистость в пропасть уныния, но, как известно, без расходов нет доходов. Сначала нужно умно инвестировать деньги в своё дело, а затем пожинать плоды. Прижимистость, испытывая глубокую неприязнь к тратам и издержкам, пытается получить прибыль на пустом месте – за счет неуступчивости, притеснения, жесткой экономии и безоглядной скупости.
Прижимистый человек прижимист не только с деньгами, но и чувствами. «Одна, но пламенная страсть» к деньгам забивает все остальные чувства и эмоции. Прижимистость как искаженная экономность и обезображенная хозяйственность лишена широты души, галантности и щедрости. Женщинам хорошо известно, что если мужчина не совершает галантных жестов, например, ужин в ресторане, дарит бесполезные, дешевые подарки, у него аллергия на всё, кроме гамбургеров и пиццы, ваши свидания сводятся к блужданию по городу, значит перед вами прижимистость.
Он был настолько прижимистым, что, когда ему приснилось, что он ужинает в ресторане, он поскорее проснулся, чтобы не платить.
Джон с девушкой гуляют по парку. — Чувствуешь, как вкусно пахнет шашлыками? — спрашивает девушка. — Давай подойдем поближе, — великодушно предлагает Джон, — чтобы ты смогла нанюхаться вволю.
Модный торговый центр. Идёт пара — он и она. Он её нежно обнимает и говорит: — Да, клёвые туфли! Жалко, что я прижимистый, а то бы я тебе их обязательно купил!
Биографы Великого русского певца Федора Шаляпина замечали за ним прижимистость довольно странного свойства: временами певец был необыкновенно щедр, но в отдельных эпизодах своей жизни проявлял щепетильную прижимистость.
Газетчики всегда любили подсчитывать, сколько Шаляпин зарабатывает. Ходили слухи, что он был человеком довольно прижимистым до денег. И. Бунин писал о Шаляпине: «Деньги он любил, почти никогда не пел с благотворительными целями, любил говорить: «Бесплатно только птички поют». Бунин был недалек от правды. Действительно, в первые два десятилетия своей артистической деятельности Шаляпин редко соглашался на благотворительные выступления. Но во время Первой мировой войны, когда гастрольные поездки Шаляпина прекратились, он на свои средства открыл два лазарета для раненых солдат, однако этот благотворительный поступок певец особо не афишировал. В 1917 году и после революции он часто давал благотворительные концерты, особенно перед рабочей аудиторией. (Правда, некоторые концерты были «добровольно-принудительные».) За концерты или спектакли со своим участием он всегда запрашивал огромные гонорары — и ему платили, потому что Шаляпин был уникален. Среди певцов он получал в России самые высокие гонорары.
Несмотря на очень высокие доходы, Федор Иванович отличался большой щепетильностью по поводу расходов. Ему всегда казалось, что с него непременно хотят взять лишнее. Константин Коровин вспоминает о таком случае: «В магазине Шанкс на Кузнецком мосту он увидел как-то в окне палку. Палка понравилась. Шаляпин зашел в магазин. Приказчик, увидев его, с поклоном подал ему палку. Шаляпин долго ее примерял, осматривал, ходил по магазину. — А ручка эта металлическая? — Серебряная. — Что ж стоит эта палка? — Пятьдесят рублей. — Что-то очень дорого. — Что же для вас-то, Федор Иванович, пятьдесят рублей? — имел неосторожность сказать приказчик. — То есть что значит — для вас? Что я, на улице, что ли, деньги нахожу?.. И пошло… Собрались приказчики, пришел заведующий. — Как он смеет мне говорить «для вас»?.. И Шаляпин в гневе ушел из магазина, не купив палки…» Он всегда возмущался людьми, которые считали труд артиста легким. — Они напоминают мне, — говорил он, — одного извозчика, который как-то вез меня по Москве. — А ты, барин, чем занимаешься? — спрашивает он меня. — Да вот пою. — Я не про то. Я спрашиваю, чего работаешь? Петь — это все поем. И я пою, когда скучно станет. Я спрашиваю — ты чего делаешь?
До 1917 года Шаляпин сделал довольно внушительное состояние, но после революции он был почти разорен. Деньги Федор Иванович вкладывал в ценные бумаги и акции, которые после 1917 года превратились в макулатуру. Во время революции дом Шаляпина часто подвергался неожиданным ночным обыскам. Искали золото, бриллианты, чтобы конфисковать. Однажды конфисковали серебряные ложки и вилки, а также двести бутылок французского вина. Шаляпин тогда пожаловался Зиновьеву: — Я понимаю — революция. И, в сущности, я не против обысков, но нельзя ли обыскивать меня в удобное для меня время, с восьми до девяти, например?»
А. Вертинский вспоминает: «Шаляпин любил семью и ничего не жалел для нее. А семья была немалая — десять человек детей. Он работал для семьи. Три раза он зарабатывал себе состояние. Первый раз в царской России — это все осталось там после его отъезда. Второй раз — за границей. Объездив весь мир, получая большие гонорары, он был уже почти у цели. — Еще год-два попою и брошу! — говорил он мне…» И Шаляпин соглашался петь почти везде. Его часто приглашали на званые вечера, чтобы он пел для именитых гостей, хотя это ему не всегда нравилось.
Однажды в Чикаго некий миллионер пригласил Шаляпина выступить на званом вечере. Об этом эпизоде, со слов Шаляпина, вспоминает А. Вертинский: «Один из местных миллионеров давал большой прием у себя в саду. Желая доставить гостям удовольствие, миллионер решил пригласить Шаляпина. Заехав к нему в отель, он, познакомившись, осведомился о цене. Шаляпин спросил с него десять тысяч долларов за выступление. Миллионера возмутила эта цифра. Десять тысяч за два-три романса! Это было поистине сказочно много! И вот, чтобы сохранить лицо и чтобы не задеть Шаляпина, он сказал: — Хорошо, я заплачу вам эту сумму, но в таком случае я не могу пригласить вас к себе в дом наравне с остальными гостями. Вы не будете моим гостем и не сможете сидеть за нашим столом. Вы будете петь в саду, в кустах! Шаляпин рассмеялся и согласился. В назначенный срок он нарочно приехал в самом скромном и старом своем костюме («Все равно меня никто не увидит») и пел как ни в чем не бывало. Гости, бросив накрытый стол, кинулись в сад и обнаружив в кустах Шаляпина, выражали ему свой восторг. Миллионер был посрамлен. А деньги Федор Иванович получил вперед… Все почти свои деньги, сделанные им за границей, он держал в американских бумагах. Состояние его было огромно. Но в один прекрасный день, очень памятный для многих, случился крах. Эта была знаменитая «черная пятница» на нью-йоркской бирже. В этот день многие из миллионеров стали нищими. Почти все потерял и Шаляпин. Пришлось сызнова составлять состояние, чтобы обеспечить семью. В третий раз начал Федор Иванович упорно работать. Но годы брали свое. Он устал. Сборы были уже не те. Гонорары сократились. Он уже пел подряд, город за городом. И не выбирал места своих гастролей…»
Шаляпин недурно рисовал, и не только на бумаге, но на салфетках, скатертях, — что под руку попадало. Часто, после окончания спектакля, он заезжал с друзьями в ресторан поужинать и оставлял на скатерти свои рисунки, к большому удовольствию владельца ресторана. Эта привычка — рисовать в ресторане — сохранилась у него до конца жизни. А. Вертинский так вспоминал о своей встрече с Шаляпиным в Праге: «Однажды мы сидели с ним в Праге, в кабачке у Куманова, после его концерта… После ужина Шаляпин взял карандаш и начал рисовать на скатерти. Рисовал он довольно хорошо. Когда ужин кончился, и мы расплатились, хозяйка догнала нас уже на улице. Не зная, что это Шаляпин, она набросилась на Федора Ивановича, крича: — Вы испортили мою скатерть! Заплатите за нее десять крон! Шаляпин подумал: — Хорошо, — сказал он, — я заплачу десять крон, но скатерть возьму с собой! Хозяйка принесла скатерть и получила деньги, но, пока мы ждали машину, ей уже объяснили, в чем дело. — Дура, — сказал ей один из приятелей, — ты бы выставила эту скатерть в раму под стекло и повесила в зале как доказательство того, что у тебя был Шаляпин. И все бы ходили к тебе и смотрели. Хозяйка вернулась и протянула с извинением десять крон, прося вернуть скатерть обратно. Шаляпин покачал головой: — Простите, мадам, — сказал он, — скатерть моя, я купил ее у вас. А теперь, если вам угодно ее получить обратно, пятьдесят крон! Хозяйка безмолвно заплатила деньги».
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/