Простота есть безусловное следствие сознания внутренней полноценности.
Простота как качество личности – способность проявлять прямое, ясное, прозрачное, лишенное скрытности, свободное от умственного двуличия поведение в соответствии со своим пониманием вещей.
Клерк, выйдя из канцелярии, взглянул на дворец императора с его сверкающими куполами, и подумал: «Как жаль, что я не родился в королевской семье, жизнь могла бы быть такой простой…» И пошёл по направлению к центру города, откуда слышался ритмичный стук молотка и громкие крики. Это рабочие строили новое здание прямо на площади. Один из них увидел клерка с его бумажками и подумал: «Ах, почему я не пошёл учиться, как мне велел отец, я мог бы сейчас заниматься лёгкой работой и переписывать тексты весь день, и жизнь была бы такой простой…» А император в это время подошёл к огромному светлому окну в своём дворце и взглянул на площадь. Он увидел рабочих, клерков, продавцов, покупателей, детей и взрослых, и подумал о том, как, наверное, хорошо весь день быть на свежем воздухе, заниматься физическим трудом, или работать на кого-то, или вовсе быть уличным бродягой, и совсем не думать о политике и о прочих сложных вопросах. — Какая, наверное, простая жизнь, у этих простых людей, — проговорил он еле слышно.
Простота – удивительное по силе качество личности. Свою силу она набирает в истинном терпении, из которого и берет свои истоки. Истинное терпение означает, что человек по-настоящему внутренне счастлив, что он может терпеть. Терпеливый становится простым, ибо простота не страшится некомфортных внешних ситуаций, она не сжимается от ужаса, что ей придётся спать с милым в шалаше и не впадает в депрессию от мысли, как они с мужем и ребенком будут жить в однокомнатной квартире, или у его родителей. У простого человека настолько много счастья внутри, что он знает, какие бы трудности не подбрасывала жизнь, он всё сдюжит. Поэтому простота не страдает от беспокойства и тревожности по поводу того, что происходит вокруг нее. Юкио Мисима в книге «Жажда любви» пишет: «Простота — наивысшая точка соприкосновения жизни и искусства. Тот, кто презрительно относится к простоте, вызывает только жалость… Если человек боится простоты, значит он далек от зрелости».
Простота – это понимание своей достойности. Когда ты не тревожишь чужие эго, тебя активно слушают, твои мысли достигают разума людей. Эгоист, стоит ему сказать несколько слов, сразу включает «лампочки» чужих эго, вызывая споры, возражения и несогласие. Простой человек говорит, и его хочется слушать. Шестым чувством люди улавливают, что перед ними не балаболка, а достойная личность. Лукман Хаким пишет: «Пусть твои слова всегда будут приятными, хорошими, а твое лицо простым и открытым, и тогда для людей ты будешь любимее и ближе, чем те, кто дарит им подарки».
Кроме того, простой человек доброжелательно настроен ко всем людям, даже к тем, кто над ним подсмеивался, осуждал и сплетничал. Поэтому в межличностном общении он предельно открыт, у него нет причин замыкаться, обособляться и отгораживаться. Тем более у простого человека отсутствует мотивация притворяться, лгать и лицемерить. Ему нечего перед людьми скрывать. Он чист, как девственный лес.
Какое качество личности сразу освобождает человека от зависти, гордыни, спесивости и двуличия? Правильно, простота. Простой человек без всякого специального намерения открывает сердца людей, они сами идут к нему навстречу. Простота, как одно из самых приемлемых состояний разума, блестяще сканирует в людях достоинства и пороки, то есть обеспечивает трезвый взгляд на своё окружение. Честные, искренние люди начинают доверять простому человеку. Люди в страсти, думая, что перед ними дурачок — простачок, пытаются его использовать в своих корыстных целях, развести. Люди, находящиеся под влиянием энергии невежества, злятся и оскорбляют простоту, ведут с ней высокомерно, по-хамски, презрительно и пренебрежительно.
Простому человеку не нужно особо напрягаться, чтобы понять, как и с кем нужно общаться, от кого нужно держаться подальше, а кого обходить дальней дорогой или держаться на расстоянии. Истинную простоту не обидишь и на шею к ней не сядешь. О.Г. Торсунов точно подметил наличие трёх видов простоты: «простота в благости означает, что человек настроен просто, то есть он очень открыт по отношению к миру, но если кто-то пытается над ним совершить насилие, он очень просто, опять же, честно, просто, говорит ему, что так нельзя делать. Простота в страсти означает, что человек играет в простоту. В зависимости от того, что мне нужно в жизни, как я хочу, то есть если у меня есть какая-то выгода от простоты.
Простота в невежестве, как говорят: «Простота – хуже воровства». То есть простота в невежестве – это когда человек просто-напросто простофиля, то есть он простачок такой, очень доверчивый человек, это называется доверчивостью. Когда человек очень доверчивый такой, не разбирается в ситуации совершенно, всем говорит что-то невпопад, который совершенно простоватый такой, туповатый немножко парень. Простота в невежестве означает, что человек просто недалек умом, и он, не понимая ситуацию, говорит то, что ему взбрело на ум. Вот это и называется простота в невежестве, или наивность по-другому». Анатолий Алексин в книге «Сердечная недостаточность» пишет: «Превыше всего простота! — уверял меня Геннадий Семёнович. — Не та, которая хуже воровства, а та, к которой приходишь через сложность. Я не знаю ни одного великого творца, произведения которого были бы непонятны. Непонятность иные заменяют талант. А у Пушкина, вспомните: «Пора пришла, она влюбилась…» Два подлежащих и два сказуемых. Всего — навсего! Но нам становится ясно, что от любви невозможно уйти, как от смены времён года или от другого чередования: за утром — день, а за ним — вечер. И от этого никуда не денешься!»
Истинная мудрость – простота в благости. Взять, к примеру, элитное общество. Межличностное общение там пропитано манерностью, вычурностью и скованностью. Истинного дружелюбия, открытости и искренности там не найдешь. Сплошная напыщенность, надменность, светскость, словом, олицетворенная гордыня. Человек, имеющий высокий социальный статус, и одновременно сохранивший такое волшебное качество личности как простота, он даже в этой понтовой среде пользуется расположением и симпатией. У него много настоящих друзей, глубокие, искренние отношения с ними. Случись что-то неприятное и о чванливом, заносчивом гордеце забудут на следующий день, лишь позлорадствуют и позлословят. Когда в беду попадает простой человек из «высшего» света, друзья сделают всё, чтобы вытащить его из неприятностей, будут защищать и помогать ему во всех отношениях. Простого человека невозможно бросить, его можно только потерять.
О.Г. Торсунов утверждает: «Есть три кита, которые создают отсутствие простоты. Первый кит – это тщеславие, или гордость, когда человек стремится показать себя лучше, чем он есть на самом деле. Второе – политичность, то есть когда человек пытается внушить другим людям то, чего на самом деле нет, но чего он хочет, чтобы они думали. То есть политичность означает обман в какой-то степени. И третий вид отсутствия простоты – это злоба, озлобленность. Когда человек в злобе находится, хоть он и может прямолинейно себя вести, но это простотой не назовешь, потому что злобный человек, он все равно не раскрывается как личность, он все равно зажат психически, поэтому нельзя сказать, что он по-простому себя ведет, злобный человек всегда скован, зажат и напряжен внутри».
Аркадий и Борис Стругацкие призывали: «Проще надо быть! Проще! Счастье в простом!» Генри Уорл Бичер пишет: «Искусство быть счастливым заключается в способности находить счастье в простых вещах». Путь человека к простоте труден и тернист. Сначала необходимо воспитать в себе смиренность и отказаться от гордыни. Затем нужно отказаться от насилия, культивировать в себе терпение и изживать предвзятость по отношению к другим. Отсутствие простоты создает проблемы в семье, на работе. С другой стороны, обладатель простоты удовлетворен жизнью, в нем нет и капли недовольства. Он доволен и счастлив.
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/