Самоуважение как качество личности – способность уважать самого себя, то есть адекватно оценить степень, насколько Я состоялся в плане разумности, порядочности, зрелости, целостности и гармоничности.
Как-то лиса обратилась к зверям: — Почему так несправедливо? У нас так много хороших качеств. У каждого. Почему человек признан венцом или царем над всеми животными? Это несправедливо. Звери отправились в хижину к мудрецу. Вышла корова и сказала: — Посмотрите, какая я бескорыстная. Я всю себя отдаю людям. Совершенно бескорыстно. Я ем эту траву, отдаю молоко, всю свою жизнь. Я ничего не прошу взамен. Часто ли люди проявляют бескорыстие?» Мудрец опустил голову и сказал: — Да, ты права, к сожалению. Люди очень часто не проявляют этих качеств. Тогда вышла собака и сказала: — Посмотрите, какая я верная. Я буду служить своему хозяину, он может меня даже бить, не кормить, но я буду служить ему верой и правдой. И даже готова отдать жизнь за него. Часто ли люди проявляют такие качества? Мудрец сказал: — Да, ты совершенно права. Очень редко, к сожалению, люди проявляют качество верности. Это очень печально. Вышел воробей и сказал: — Когда я вижу где-то рассыпанный мешок зерна, я не только сам буду клевать – всю стаю позову, мы все будем клевать. А человек? Он сам есть не будет, но все соберет и другим не даст. С собой весь мешок утащит. Мудрец сказал: — Да, ты прав, люди поступают очень часто не лучшим образом. И каждый из животных выходил и говорил. В конце концов, они спросили: — Ну, почему же так несправедливо, почему человек является венцом или царем над всеми видами жизни? Тогда мудрец сказал: — У человека есть единственное качество, которое отличают его от животных – это качество разумности. Только человек имеет право выбора, то есть может влиять на свою судьбу, может осознавать, что такое хорошо и что такое плохо, понимать, что такое добро и зло и что правильно и неправильно. Если человек не пользуется своим разумом, он ничем не лучше животного.
Мир стал бы намного лучше, если бы все люди себя уважали. Человек имеет право на уважение и не имеет права не уважать других. Самоуважение стоит на платформе отцовского, то есть строгого и требовательного отношения к самому себе. Оно стремится к объективному видению своих достоинств и недостатков. Его не устраивают иллюзии, видение себя в розовом свете.
Отсутствие самоуважения означает одно: человек не понял, что все люди – миссионеры, прибывшие на Землю выполнить своё жизненное предназначение, развить в себе разум и добродетели, словом, оправдать ожидания Сил Вселенной. Не уважать себя – значит жить бесцельно, растрачивая попусту, прожигая свою жизнь в бесконечном стремлении усладить свои ненасытные чувства. Человек уподобляется животному, если игнорирует свой разум, не задумывается над смыслом жизни, не задаётся вопросами: — Кто я? Зачем я живу? Куда иду? Себя не уважать – значит транжирить жизнь в пустословии, сплетнях, интригах и кознях.
Философ Дэвид Юм писал: «Всё, что мы называем героической доблестью и чем восхищаемся как величием и возвышенностью духа, есть не что иное, как спокойная и твердо обоснованная гордость и самоуважение».
Иными словами, человек не имеет права превращать свою жизнь в мусор. Бесцельная жизнь раба своих желаний – верный признак отсутствия самоуважения. Человека ждут великие дела: развитие своего разума, воспитание в себе положительных качеств личности, а он тратит свою жизнь на всякую ерунду.
Самоуважение – осознанное стремление не тратить свою жизнь напрасно. Когда человек ленится и не выполняет своего долга перед Богом, в православии это трактуется как «ненависть к своей душе». Уважающий себя человек осознаёт себя как вечную духовную сущность и видит цель своего существования в личностном росте, развитии разума, словом, в совершенствовании своей личности, в максимальном её приближении к Богу по добродетельным качествам личности.
Уважающий других – уважаемый. Если человек о себе не высокого мнения, окружающие не предложат ему ни на рубль больше.
Михаил Булгаков пишет: «Кто будет меня уважать, если я сам, сам себя не уважаю?» Окружающие не любят и пренебрежительно относятся к тем, кто не уважает себя. Ралф Эмерсон как-то отлично подметил: «Любовь есть только отражаемое другими людьми самоуважение человека». Айн Рэнд в «Источнике» блестяще высказалась в контексте самоуважения: «Чтобы сказать: «Я тебя люблю», надо научиться произносить Я… Если человек не уважает самого себя, он не может ни любить, ни уважать других… Большинство людей из кожи вон лезут, стараясь убедить себя, что они себя уважают. И, конечно, это стремление к самоуважению является доказательством его отсутствия».
Самоуважение помогает выстраивать межличностные отношения, достигать успеха на поприще своей деятельности, находиться в гармонии с самим собой и с внешним миром. Оно побуждает к действиям, личностному росту и удовлетворенности от жизни. Самоуважение необходимо для нормального психологического развития человека, оно вырабатывает у человека иммунитет к крутым поворотам жизни. Уважающий себя человек спокойно принимает вызовы жизни, выдерживает её шторма, видя в них не то, что теряет, а что приобретает.
Человек не в силах принудить других любить себя, но заставить себя уважать он может всегда. Брайан Трейси пишет: «Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы справляетесь с важными областями своей жизни. Это называется самоуважением, основывающимся на свершениях, и это является существенным элементом вашей личности. Когда вы чувствуете, что сильны в своей области, что хорошо с этим справляетесь, вы наслаждаетесь высоким самоуважением. Это чувство укрепляет остальные составляющие самоуважения, ваше ощущение собственной значимости. Если вы хорошо делаете дело, вы чувствуете себя хорошо; если вы чувствуете себя хорошо, вы хорошо делаете дело. Одно зависит от другого».
Уважающий себя человек разумен, порядочен, целостен, гармоничен и зрел. Это пять составляющих самоуважения. Как, к примеру, не уважать себя за порядочность – способность следовать моральным нормам Божественных заповедей, требованиям законов Мироздания; неспособность на низкие поступки, на неэтичность к соперникам в трудной для них ситуации?
Как можно себя не уважать, если адекватно видишь в себе целостную личность, то есть, личность способную поддерживать постоянную высшую связь души с Богом; способную жить в гармонии с законами мироздания; испытывать состояние внутренней полноты, изобилия, успеха и счастья; быть удовлетворённым от осознания реализации своего жизненного предназначения; не терзаться противоречиями, давлением порочных качеств личности; системно удовлетворять свои физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные потребности; быть способным отдавать и принимать любовь?
Когда человек осознаёт свою зрелость и гармоничность, у него появляются веские основания для самоуважения. Зрелость как качество личности – способность достичь полного, состоявшегося развития и взаимодействия физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной зрелости. Гармоничность как качество личности – способность жить без внутренних конфликтов в унисоне души и разума, обеспечить оптимальную слаженность физической, социальной и духовной сторон жизни между собой и внешним миром.
Самоуважение не должно превышать уважение к другим, иначе наблюдается возбуждение ложного эго, то есть во весь голос высказывается эгоизм. Недостаток самоуважения «размывает» личность, заставляя её угодливо «прогибаться под изменчивый мир». Не уважающий себя человек сомневается в своём миропонимании, своих представлениях, взглядах и принципах. Он подвержен манипуляциям, внушению и стороннему давлению. Раз он себя не уважает, то и окружающие его не уважают. Страдают межличностные отношения. Окружающие на раз-два сканируют проблемы с самоуважением и, зафиксировав его отсутствие, пренебрегают мнением не уважающим себя человека, принимают за него решения, позволяют себе неуважительное поведение, агрессию и грубость.
Иными словами, если человек осознаёт себя как вечную духовную сущность, видит цель своего существования в самосовершенствовании, адекватно идентифицирует в себе такие качества личности как разумность, порядочность, целостность, зрелость и гармоничность, он имеет безусловное право на самоуважение.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/