Самовольство (Самоволие) как качество личности – склонность действовать по своей воле, прихоти, не считаясь с другими.
Встречаются две дамы наилегчайшего поведения и начинают обсуждать вчерашний вечер. Первая говорит: — Хуже невозможно представить. Сняла курсанта. Привела к себе на хату, налила, накормила, уложила на себя — он заснул. Растолкала, положила слева — замер, смотрит телевизор. Положила справа — плачет (телевизора не видно). Фигово, однако! Вторая: — Тебе еще повезло! Я только сейчас поняла, как курсанты возвращаются в часть из самоволки. Я весь вечер мёрзла, коленки юбкой отогревала, ни одного клиента. И вдруг… Курсант, — красавец, гора мышц, Орел, бежит на меня, и еще издали кричит: » Быстро! К Забору! Я воспрянула, и, поворачиваясь в глубоком нагибе, спрашиваю:- Колготки снимать? А он орет: — Не надо, я и так через забор перелезу!»
Самовольство – дурная самостоятельность. Самовольщик, игнорируя законы, установленные правила, поступает так, как ему вздумается. Наплевательское отношение к законам оборачивается для него всевозможными неприятностями, начиная с гауптвахты, сноски незаконной, самовольной застройки и заканчивая расстрелом в военное время.
Если солдат самовольно повёл всех в атаку, как должен относиться к этому командир? Представить к награде, если атака удалась? Расстрелять, если атака захлебнулась. Беда самовольщика в этом примере в том, что он не наступает один, обязательно увлечет за собой недостаточно дисциплинированных воинов. И отступает самовольщик не один. Поддавшись панике, он самовольно оставляет боевые позиции и тащит за собой нестойких солдат.
Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Действия были самовольны. Эти три головы в ряд — символ запрета на самовольное наступление без приказа.
Философ Владимир Тарасов утверждает, что нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать самовольно без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся, не дожидаясь приказа. За ним другой, третий, вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так самовольно ушли.
Оценить ли поведение труса как дисциплинированность и наградить?! Или как трусость — и наказать? А если год прошел, а он все сидит и ждет приказа?! Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать, — это порядок. Если порядок самовольно нарушается, но можно сказать, кто самовольщик и кто самовольничает, это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил, — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно самовольничать, нарушая порядок. Вот что такое дезорганизация. Когда трус – самовольщик отступает один, он вносит беспорядок. Когда храбрый самовольщик наступает один, он порождает дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в нем. И восстановить картину мира, где страшно самовольно нарушать порядок и не страшно не нарушать.
Войско панически мечется в окружении. Никто не слушает командиров. Влетает генерал на лошади и кричит; – Вот он — провокатор! Стой, не уйдешь! И рубит пополам первого попавшегося. Все успокаиваются. Восстанавливается дисциплина и боеспособность. Потому что мгновенно восстановилась картина мира. Все нашло быстрое объяснение.
Нельзя поддаваться самовольству, иначе вас ждет дезорганизация. Вот почему из двух кандидатов, одинаково пригодных для должностей, выбирают более глупого, но дисциплинированного. Умный, но склонный к самовольству, пусть выполняет иную работу, требующую больше ума.
Анекдоты в тему. Самовольщик рассказывает своему приятелю: — Вдруг вижу — на углу стоит военный полицейский и смотрит на меня так, будто у меня нет увольнительной. — И что же ты сделал? — Я посмотрел на него так, будто она у меня есть.
Командир роты был в ярости. — Что случилось, сэр? — спросил его сержант. — Только что мне позвонил пьяный рядовой Смит и попросил продлить ему самовольную отлучку.
Владимир Иванович Даль выделял в самовольстве «всякое действие по необузданной воле своей, наперекор власти, порядку или закону. Самовольная отлучка, без спросу, или побег, бродяжество».
Синонимичный ряд самовольства – самовластие, своеволие, своенравие, самодурство и самосудство. Однако, прочитав определения этих качеств, читатель легко обнаружит существенные различия между самовольщиком и своенравцем, своевольцем или самодуром.
Самовластие как качество личности – склонность к обладанию неограниченным правом распоряжаться, повелевать, властвовать, подчинять своей воле.
Своеволие как качество личности – склонность выставлять на первый план свои прихоти, намерения, идеи, в то же время, презирая или сопротивляясь не согласующимся с ними желаниям, намерениям, идеям других.
Своенравие (своенравность) как качество личности – склонность во всех жизненных ситуациях поступать так, как вздумается, действовать, руководствуясь только своей точкой зрения, посылами своего характера.
Самодурство как качество личности – склонность проявлять немотивированное неожиданное побуждение, глупо-самоуверенное затейливое поведение, собственную прихоть, унижая достоинство других.
Самосудство как качество личности – склонность учинять над кем-нибудь, уличённым или заподозренным в каком-нибудь преступлении, самочинную расправу без ведома властей, суда и следствия.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/