Верхоглядство как качество личности – склонность проявлять несерьезное, поверхностное отношение к чему-либо, неглубокое, внешнее ознакомление с чем-либо без проникновения в суть дела.
Син Пин спросил Учителя: — Что я смогу изучить, если приеду в монастырь на один день? — Приезжай — ответил учитель — Вокруг монастыря бродит много тигров. Я научу тебя подзывать их свистом. После некоторого раздумья Син Пин решился спросить еще раз: — А что же дальше…? — Не знаю — ответил учитель. — Ты же приедешь на один день.
Верхоглядство – самодовольство ума. Верхоглядство быстрее, чем в инкубаторе, плодит самодовольных невежд. Человек удовлетворяется поверхностным неглубоким отношением к окружающей жизни и жизненным проблемам, к предметам познания. Проскользнув по поверхности новой информации, он в самодовольном состоянии ума переключается на что-либо другое. Между тем, новое знание не попало в разум, не прошло через его фильтры, то есть оно не подверглось анализу, синтезу, сравнению, сопоставлению. Оно не прошло через горнило практики. У верхогляда даже не было попыток в этом направлении.
Мудрость – это когда новая информация стала достоянием разума и, после соответствующей работы, стало частью жизненного опыта. Можно много знать, но эти знания бесплодны, если они не применяются на практике.
Верхоглядство склонно к неосновательности, скоропалительности и часто опрометчивости выводов, суждений, решений, непродуманности предложений. Оно, как правило, соответствует ситуативному поведению человека. К людям – верхоглядам окружающие относятся с недоверием, нередко с юмором и даже осуждением. Верхоглядство мешает понимать суть явлений, сдерживает развитие критичности и объективности.
Верхоглядство – сестра фанатизма и легковерия. Верхогляд, уцепившись за первую понравившуюся ему мысль, не утруждает себя сопоставлением с другим уже существующим знанием, всё слепо принимает на веру и затем, чтобы не показаться глупцом, упрямо доказывает себе и другим свою правоту. Именно поэтому верхогляды первыми попадают в ряды фанатиков и легковеров, сектантов и террористов – смертников.
Как говорил великий русский ученый К.А. Тимирязев: «Надо знать обо всём понемножку, но всё о немногом». Всё о немногом верхогляд не знает ни в одной области знания. Это отличительная черта верхоглядства. Он и в своей профессии – невежда и профан. Верхогляд – бухгалтер может за двадцать лет так и не выучить план счетов. Верхогляд – врач — хирург так и не удосужится выучить анатомию человека.
Академик А.Г. Аганбегян пишет: «Что посоветовать, от чего предостеречь молодого человека, вступающего на каменистую тропу научного познания мира? Избравший эту тропу должен понимать, что наука, как и искусство, безжалостно расправляется с серостью и посредственностью: здесь истинная мера сделанного — талант творца. В науке нетерпимы дилетантство и верхоглядство, торопливость и корысть. И, решившись ступить на нелегкий путь к вершинам познания, человек должен запастись терпением, мужеством, целеустремленностью».
Анекдот в тему. В зоопарке решили сократить штаты. Администрация долго думала, какую формулировку записать. И придумала. Слона сократить за топтание на месте, жирафа — за верхоглядство, осла — за глупость, а петуха — за разврат. Звери подали на администрацию в суд и выиграли дело. Слона восстановили за твердую поступь, осла — за твердость характера, жирафа — за широкий кругозор, а петуха — за тесную связь с массами.
В отличие от поверхностности – склонности примитивно, неглубоко, внешне, в спешке воспринимать окружающий мир, но всё-таки, что ни говори, предпринимать вялые, импотентские попытки «копошиться» в новой информации, верхоглядство на всё смотрит сверху, со стороны, проездом, словно на гигантских ходулях, будто с вершины горы. Н.Г. Помяловский в «Андрее Федорыче Чебанове» пишет: «— Быстро перелетая из города в город, не останавливаясь нигде надолго, он приобрел дурную привычку к невнимательности и верхоглядству».
Верхоглядство вообще не собирается ничего копать, и лопату в руки брать не собирается. Оно скользит по поверхности знания и, какую бы глупость не встретило, не собирается «марать руки», чтобы исправить ситуацию. В контексте этой мысли, верно заметил Евгений Кащеев: «Верхоглядство свойственно тем, кто сидит на шее».
Верхоглядство хуже незнания. Верхоглядство – прямая дорожка к невежеству и деградации. Когда снимаются запреты абсолютно на всё, гибнет не только культура, на её останках вырастает верхоглядство с его интересами: сиськи и пиписьки, где бы быстрее любой ценой срубить бабло, чтобы удовлетворить свои низменные потребности, сводящиеся к тому, чтобы выпить, закуснуть, потрахаться и уснуть.
Верхоглядства в благости не бывает. Благостный человек зрит в корень. Он осознаёт, что энергия Бога всюду. В каждом человеке он видит родственную душу. Верхоглядство в страсти заражено вирусом корысти и предвзятости. Зачастую выгодно не вникать в дело, всё спускать на тормозах. Словом ставить запятую там, где тебе сейчас выгодно: Казнить нельзя помиловать.
Верхоглядство в невежестве – восприятие мира быдлом.
И гнусно, и гадко и подло…
И страх, что заразишься свинством…
А быдло сбивается в кодлу,
И счастливо скотским единством….
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/