Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Возвышенность Возвышенный

Господство над своими страстями — свойство высшего величия духа.

Сама эта возвышенность ограждает дух от чуждых ему низменных влияний.

Нет высшей власти, чем власть над собой, над своими страстями, чем

победа над их своеволием.

Автор афоризма:

     По окончании оперы его светлость громко аплодировал. Только Вольфганг не мог понять,

радуется ли архиепископ, что опера кончилась, или она ему действительно понравилась.

Дэвид Вейс. Возвышенное и земное

     Возвышенность как качество личности – способность постоянно, ярко и полно проявлять свою духовную сущность, высокие нравственные качества, чистоту мыслей, чувств и  потребностей; стремиться к возвышенным целям.

      Сидит вся такая возвышенная барышня, в белом платье на лавочке, с лорнетом и томиком Есенина. Из кустов выпадает синий в пыль бомж. — Деееевушка, хотите яблоко? — достаёт коричневый огрызок и, пошатываясь, протягивает ей. — Фу, мужчина, не мешайте мне. Бомж порылся в карманах и достал обглоданную голову от селёдки с налипшим табаком и всяким мусором: — А хотите, я угощу Вас рыбой? Девушка, теряя терпение: — Нет, спасибо!!! Мужик демонстративно выкидывает селёдку и достаёт из кармана бутылку с какой-то недопитой бормотухой с обслюнявленным горлышком. — Позвольте угостить Вас вином! Барышня: — Уйдите, пожалуйста, Вы мне противны!!! Мужик расстроено: — Значит, никакой речи о  возвышенной любви не может и быть?…

        Возвышенность притягивает возвышенность. Далеко не всякая низменность желает стать возвышенностью. У закоренелого представителя армии невежества — деграданта не возникает желание поднять голову. Его удел – накатанная дорога вниз в пучину глубокого отупения и разрушения личности.  Резко выйти из зоны влияния энергии невежества и  сознательно стать проводником энергии благости – это равнозначно тому, как перепрыгнуть от первобытно – общинного строя в развитой капитализм.

       Иерархия природы человека начинается с грубого физического тела, затем идут чувства, ум, разум и душа. Каждой ступеньке иерархической лестницы соответствуют специфические потребности. Например, тело предъявляет физические потребности в еде, сне, сексе и обороне. Как медведю нужна берлога, мышке – норка, человеку для безопасности и уюта нужна квартира либо дом. Ему нужно питаться и отдыхать. Физические потребности находятся вдали от души. Чем ближе к душе, тем больше счастье и радость.

       Возвышенные чувства возникают с удовлетворением эмоциональных, интеллектуальных и особенно духовных потребностей. Словом, чем ближе к душе, тем лучше вкус счастья, тем мощнее возвышенность. Например, человек искренне и бескорыстно, каждый день утром и вечером в течение нескольких минут говорит: «Я желаю всем счастья». При этом представляет, как от него летят подарки всем живым существам Земли. Это одна из форм удовлетворения духовных потребностей.

        Самое божественное, титаническое, лучшее и красивое в человеке проявляется, когда открыт канал связи души с совестью – представительством Бога в человеке. У того, кто не утратил совесть, через этот канал поступают прямые рекомендации разуму, как правильно поступить в той или иной ситуации. Это проявление высшей формы интуиции. У эгоиста разум заблокирован ложным эго, поэтому его совесть глухонемая. Разум человека её не слышит и совершает непотребные, низменные поступки.

       Низменность противоположна возвышенности, она аккумулирует всё плохое и безобразное в человеке. Он тянется не к чистоте и красоте, а, наоборот – ко всему мерзкому, гнусному и отвратительному. Если возвышенность развивает разум, стимулирует личностный рост, расширяют духовные полномочия, то низменность пропитана ядом эгоизма, корысти и невежества. Возвышенность и низменность могут быть проявлены мыслями, желаниями, чувствами, эмоциями, словами, поступками. Есть люди, которые даже не замечают, когда поступа­ют некрасиво и низменно.

      Два полюса постоянно находятся в борьбе. Стоит одному расширить зону своего контроля, как это автоматически  сужает полномочия другого. Возвышенность – это постоянная борьба с низменными страстями. Однажды к преподобному пришёл инок издалека, чтобы послушать его наставление. Он начал говорить о возвышенном и труднопостигаемом. Преподобный отвернулся от него и молчал. Изумлённому иноку объяснили, что преподобный не любит разговоров о возвышенных предметах. Тогда инок стал спрашивать его о борьбе с душевными страстями. Святой обратился к нему с радостным лицом: — Вот теперь ты хорошо сказал, и я стану тебе отвечать, — и долго поучал, как следует бороться со страстями и побеждать их.

         Возвышенность – это постоянный поиск величия в повседневности.  В подготовительных материалах к «Истории Петра» Пушкин описывает Полтавский бой с бесстрастием историка: «Петр объехал со своими генералами всю армию, поощряя солдат и офицеров, и повел их на неприятеля. Карл выступил ему навстречу; в 9-ом часу войска вступили в бой. Дело не продолжалось и двух часов — шведы побежали. На месте сражения сочтено до 9234 убитыми. Голиков погибшими полагает 20 000, на три мили поля усеяны были трупами. Левенгаупт с остальными бежал, бросая багаж и коля своих раненых. Ушедших было до 16000, а с людьми разного звания — до 24 000».  И хотя цифры и факты показывают масштабность битвы, ее описание здесь не производит впечатления величия события.

       А вот описание того же боя в поэме «Полтава». Словами высокого стиля Пушкин рисует образ Петра и создает возвышенную, величавую и впечатляющую картину гигантского сражения:

Тогда-то свыше вдохновенный
Раздался звучный глас Петра:
«За дело, с Богом!» Из шатра,
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен.
Он весь, как Божия гроза.

И грянул бой, Полтавский бой!
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча…
Швед, русский — колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Вот теперь, когда чувствуется величие события, возвышенность проявляет богатую палитру своих чувств.

      Возвышенность – это неусыпный контроль  чистоты своих мыслей и желаний. Ни одна поганая мыслишка не проскользнет через фильтры возвышенного разума. В контексте этого тезиса написана притча «Масленок и Поганка».

      – Как красиво-то кругом! Сколько вез­де разноцветного и интересного, – про­изнес маленький гриб-Масленок, быст­ро выросший после дождя. Капли дождя на солнце, словно искристые бусинки, ук­рашали цветы, ветер наверху о чем-то шептался с деревьями, а иногда спускал­ся вниз и, шутя, щекотал травинками нож­ку масленка. Масленок стоял на одной то­ненькой ножке и очень боялся упасть на холодную, сырую и черную землю. Вслед за всеми растениями вокруг он спешил расти вверх и тянулся к свету теплого и приятного солнышка.

         На следующий день рядом с Маслен­ком вырос еще один совсем белый кра­сивый гриб. Но он почему-то прятался от солнца в тени травы и, казалось, не хо­тел подняться над травой, чтобы увидеть красоту природы. – Как тебя зовут? – спросил Масле­нок своего белого соседа. – Я Бледная Поганка, я самая-самая ядовитая из всех грибов, – похвастался гриб. – Даже человек, съев меня, может запросто умереть. – Странная какая-то эта Поганка, – по­думал Масленок. – Хвастается своей ядо­витостью и тем, какая она плохая и опас­ная. А сам вслух спросил: – А почему ты прячешься от солнца и не растешь как все вверх? – Мне нравится, чтобы капельки дож­дя или росы на мне не высыхали.

      – Мне тоже нравятся капельки воды, – обрадовался Масленок, – они такие кра­сивые, блестящие и очень хорошо укра­шают траву и цветы. – А мне они не из-за этого нравятся, – сказала Поганка. – Капельки воды на моей шляпке смешиваются с моим ядо­витым соком и убивают бабочек и мух, которые прилетают ко мне попить воды, а это гадкое-гадкое солнце высушивает их на мне.

        После этих слов Масленок перестал общаться со своей соседкой, у которой были отвратительные мысли и низмен­ные желания. Правильно, что ее прозва­ли Поганкой, – подумал он, – снаружи такая чистенькая, беленькая, красивая, а внутри безобразная, поганая и ядовитая. Когда в траву опять залетел ветерок, чтобы пощекотать травинками грибы, Масленок рассказал ему об ужасных мыс­лях и поступках Бледной Поганки и по­просил его каждый раз после дождя сду­вать с поганки отравленные капли.  Так и поступил ветерок, каждое утро он теперь залетал в траву, проведывал Масленка и обязательно сдувал отрав­ленные капли воды со шляпки ядовитой Поганки, чтобы ей больше не удавалось никого отравить.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

[an error occurred while processing the directive]

.