Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Закрепощённость Закрепощённый

Каждый человек так занят своими собственными целями и так много думает о своей

личности, что вряд ли забудет свое эго, если б даже сам черт был сзади него.

Мария Корелли. Скорбь Сатаны

      Закрепощенность как качество личности –  склонность целиком закабалить себя ложными психологическими установками, стереотипами, ограничивающими убеждениями, предрассудками, являющимися барьерами в общении и мешающим раскрепоститься, выражать чувства и проявлять свою индивидуальность; неспособность снять социальную маску, чуждую для какой-то ситуации.

       Евреи одного небольшого российского городка с нетерпением ожидали приезда раввина. Его приезд должен был стать для них событием огромной важности, поэтому они потратили немало времени на составление вопросов, которые намеревались задать этому святому человеку. Наконец раввин приехал. Встретившись с ожидавшими его людьми в городской мэрии, он почувствовал некую напряжённость в атмосфере встречи: всем не терпелось поскорее получить ответы на заготовленные вопросы. Раввин ничего не сказал; он просто внимательно посмотрел людям в глаза и стал напевать под нос популярную песенку. Вскоре каждый начал подпевать ему. Потом раввин запел, и все запели вместе с ним. Он стал раскачиваться из стороны в сторону, танцуя размеренными уверенными движениями. Прихожане последовали его примеру. Вскоре их настолько захватил танец и танцевальные движения, что они позабыли обо всём на свете; в толпе танцующих каждый слился воедино с остальными, освобождаясь от внутренней раздробленности, отделяющей нас от Истины. Танец длился почти целый час. Когда внутреннее напряжение полностью улетучилось, присутствующие присели и ощутили глубокое спокойствие, воцарившееся в комнате. В этот момент раввин произнёс единственные слова в тот вечер: — Надеюсь, я ответил на все ваши вопросы.

       Закрепощенность – это дискомфорт от прикрепления себя к какой-то ограничивающей глупости. Закрепощенный человек, словно под гипнозом, находится под влиянием какой-то внушенной ему ложной жизненной философии. Зачастую ему «помогли», а иногда он и сам создаёт своими ложными убеждениями и верованиями ряды «колючей проволоки» и «противотанковых ежей» между собой и внешним миром.

       Закрепощенность – это человек с украденным внутренним Космосом. Вместо индивидуальной свободы выбора – абсолютная  железность, каменность и порабощенность какими-то отжившими несуразными условностями и предписаниями.  Закрепощенный человек, словно в кабале,  — и тягостно от затруднений в межличностном общении, и не можешь освободиться от груза взваленной на себя  принципиальности и убежденности.

      Поняв суть кабалы, можно уяснить, что закрепощенность – это, прежде всего, внутренняя кабала — зависимость перед своими внутренними обязательствами.  Валентин Пикуль в романе «Слово и дело» раскрывает суть кабалы на примере Крымского ханства: «За четыре столетия Крымское ханство лишило Русь населения числом около 5 000 000 человек. … Иногда  татары сами отпускали раба русского. Для этого товарищи должны были за него перед татарами поручиться. Отпущенный же обязан собрать у родни денег для выкупа своего. Это и был знаменитый кабал! Если не смог кабала с себя снять, должен обратно вернуться – в рабство. И позор тебе, если обманешь своих товарищей. Тогда татары ступкой выдавливали им глаза. Отрезали уши и пальцы. И молотком выбивали все зубы. А ноги ломали дубинами… «Товарищ» – это слово ценилось на Руси! Тит Федоров, юный рейтар строя пешего, в жарком деле под Уманью в 1661 году «стрелен татаровья из луки по брюху». Раненого утащили татары в Крым, где пролежал год в червях и гноище. Выправился. И тягуче потекли годы… Где-то бушевали стрельцы, были Гангут и Полтава, стали на Руси брить бороды, а он жил рабом. Так прошли целых 70 лет, когда татары отпустили его в кабал. Впервые распахнулись перед ним ворота Ор-Капу, за которыми пролегла через степь сакма – дорога на Русь, дорога на родину. Он помнил город, в котором родился, – Венев… Дойдет ли старик? От Киева на попутных обозах «волокся», в Муромских лесах разбойники ему лошадь подарили. Седой человек, с улыбкой на губах пепельных, не узнавал мест. Вот и поля родимые. Вот и березы шумят, как раньше… Где же тут дом его? Семья ужинала при свечах, когда дверь открылась и предстал он перед ними – перед своими потомками. Назвал себя, вспоминая родственников, давно отживших. Сказал плача: – Кабал на мне… в сорок рублев! – Но мы же тебя не знаем, – отвечали ему сидящие за столом. Тит Федоров сказал потомкам своим: – Грех говорить тако: я же ваш прадед двоюродный. – Много таких… шляются по дорогам. – Сорок рублев… кабал на мне! Или снова в ад? – Эй, люди! Покормите дедушку со стола лакейского… Он стал чужим. Его кормили на кухне, как нищего странника. Тряслась рука древнего рейтара, несущая ложку к губам пепельным. И шумели над ним березы, которые в юности его едва от земли поднялись. Тит Федоров снова вошел в дом, поклонился хозяевам: – Прощайте уж… Мир вам всем, а я иду обратно! И пошел старик обратно той же дорогой. Но теперь он спешил. Ибо за него поручились перед татарами. Нельзя подвести товарищей. Кончились русские леса – потекла перед ним проклятущая сакма, избитая копытами, занавоженная. И парили над степью ястребы…»

       Закрепощенность – это страх перед малейшими проявлениями чувственности и эмоциональности. Человек не умеет или не желает проявлять свой внутренний мир, не способен на естественность и непринужденность выражения своих чувств и эмоций. Закрепощенная личность не может быть самой собой. В отличие от раскрепощенности, способной  снять социальную маску, чуждую для какой-то ситуации, и предрасположенной  проявлять в поведении высшие качества личности, легкость, естественность и богатство арсенала выразительных средств, закрепощенность срастается со своей маской и страшится ее снимать, когда это диктуют обстоятельства.  Её удел – казаться,  а не быть.

      Маска для закрепощенности, всё равно, что панцирь для черепахи. Анна Китаева в книге «Одержимые зоной» пишет: «Сколько можно наращивать панцирь? Не подпускать к себе близко людей, как будто боишься… Чего? А ведь и впрямь боишься, крокодилище. Боишься, что они поймут — у тебя под чешуйчатой броней мягкое брюхо, как у всех. И тебе тоже можно сделать больно. Еще как». Человек посредством закрепощенности прячет  свой страх  раскрыться внешнему миру.

     Закрепощенность – это встроенный в человека цензор – узурпатор и ретроград, суфлирующий, что делать можно, а что нельзя. Роль цензора выполняют ненасытные чувства, беспокойный ум и ложное эго. Главный союзник закрепощенности – ложное эго. Именно оно не дает «добро» снять какую-то социальную маску и раскрепоститься. Эго цепко удерживает чувства, не позволяя человеку даже смеяться. К примеру, большой начальник заходит в один из отделов поздравить с днем рождения своего подчиненного. Если он не умеет раскрепощаться, то не сможет быть в простой компании, ему будет безмерно трудно сидеть за одним столом со своими работниками и смеяться вместе с ними. Эго не позволяет. Эго запрещает снимать маску даже в бане.

       Шрила Махарадж четко и ясно отразил, как ложное эго, ум и чувства узурпируют человека, делая его носителем закрепощенности: «Отношения души и тела напоминают отношения несовершеннолетнего наследника и вороватых опекунов. Бывает, что наследником большого богатства оказывается несовершеннолетний. И опекуны, пользуясь его неопытностью, обворовывают его и сами наслаждаются жизнью. В положении ограбленного наследника оказывается и обусловленная душа. Самой ей не справиться с вероломными жуликами, которые в данном случае олицетворяют пять чувств. Ей необходима помощь «старшей» души. При её поддержке она сможет усмирить своевольных управляющих и свободно распоряжаться наследством. Душа беспомощна, как несовершеннолетний наследник, в то время как чувства-узурпаторы на правах хозяев пользуются её богатствами. Она пассивна и одинока. Внешние оболочки души: тело, ум, интеллект и ложное эго — действуют в собственных интересах, при этом душа уверена, что это друзья».

       Эти лжедрузья, сооружая искусственные препоны между внешним миром и человеком,  превращают его в свою легковерную марионетку, страшащуюся раскрепоститься перед любимым человеком и окружающими. Душа и хотела бы проявить свою радостную, добрую и счастливую природу, но «советчики» нашептывают: «Не  дёргайся.  Веди себя тихо».  Душа  закрепощенного человека напоминает клетку с попугаем, которая постоянно закрыта тканью, чтобы искусственно создать птице условия темноты. Иными словами, закрепощенность – это ночь души.

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

[an error occurred while processing the directive]

.