RSS Feed

Нравоучительство

15.01.2014 by petr8512

Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером.

Сенека

       Полицейский  читает нравоучения задержанной проститутке:

       – Шла бы ты лучше работать… – А сами-то чего не идете?

Анекдот

        Нравоучительство как качество личности –  склонность всех поучать, читать нравоучения, указывать всем, что и как надо делать, внушать другим свои нравственные правила и нормы.

       Нравоучительство – надоедливое, занудное проповедование банальных истин. Это эффективный способ ничего не добиться от воспитуемого. Лишенное уважительности к личности другого, к его праву быть другим, не таким, как ментор, нравоучительство редко учитывает момент, настроение и состояние сознания воспитанника. Одно дело, когда нравоучения ложатся на благодатную почву души и разума, другое дело, когда они натыкаются на молодое, но уже ершистое эго воспитанника. 

       Нравоучительство – это бесплодный разговор двух эго – нравоучителя и «воспитуемого». Когда общение между людьми основано на уважительности, доброжелательности и бескорыстии, их эго мирно спят. К примеру, человек делится своими впечатлениями о прочитанной книге. В его словах окружающие видят лишь одно желание – добросовестно передать, то, что хотел довести до читателей автор. В словах чувствуется беспристрастность, его не душат эмоции, он ведет себя спокойно и благожелательно. При таком раскладе эго его слушателей дремлет. Но стоит ему пробудить своё эго и начать нести отсебятину, то есть добавить своё отношение к прочитанному, усилить его своими эмоциями, как тут же эго окружающих проснутся, насторожатся и приготовятся к противостоянию.

     В этом и состоит беда нравоучительства – оно всегда будит эго воспитуемых, превращая их из смиренных слушателей в потенциальных спорщиков, оппонентов и недоброжелателей. Если человек не готов принять входящую информацию, его не убедишь никакими доводами и аргументами. Нравоучитель негодует: «Ты что, бестолочь, не понял? Я же предельно ясно всё объяснил. Уже эта стенка и то всё поняла!»  Нет. Воспитуемый всё понял, но принять не может. Его эго не в силах согласиться с доводами нравоучителя. Вот лицо нравоучителя ему не нравится и всё тут. Поэтому, хоть выпрыгивай из штанов, но  нравоучительство так и останется при своих интересах.  

       Нравоучительство – это своеобразный вид насилия над другим человеком. В нравоучительстве нет благости, бескорыстия и чистоты. В нем, как правило, присутствуют примеси: раздражительность, досада, пренебрежение, гневливость. В итоге исчезает доверие к нравоучителю и появляется избегание с ним межличностного общения.  Любое нравоучительство, даже отчасти верное, соответствующее реалиям жизни, всё равно, воспринимается в штыки. Все это знают и понимают, но продолжают наступать на грабли.

    В нравоучительстве нет сотрудничества. Это отношения сверху вниз, поэтому оно неизбежно приводит к отрицательному результату. В купе с упреками, попреками и наставлениями нравоучительство по поводу того, как человек деградирует, если не выполняет требований, о которых идет речь в бесконечном монологе нравоучителя, приводит к полному нежеланию ученика быть откровенным и открытым. Нравоучительство отбивает всякую охоту поделиться, быть чистосердечным и искренним.

     В нравоучительстве нет силы. Это бесполезный, мартышкин труд.  Успех будет тот же, что и с котом Васькой из басни И.А. Крылова «Кот и повар»:

А ты… ахти, какой позор!

Теперя все соседи скажут:

“Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню:

Он порча, он чума, он язва здешних мест!”

(А Васька слушает, да ест.)

Тут ритор мой, дав волю слов теченью,

Не находил конца нравоученью.

Но что ж? Пока его он пел,

Кот Васька все жаркое съел.

       Нравоучительство во время шокового состояния «воспитуемого» – это бездушие, глупость и величайшая бестактность. Когда человек находится в состоянии сильного стресса, испытывает большое горе или жутко о ком-то или о чем-то переживает, никакие нравоучения не помогут. Наоборот. Если близкий человек в такой момент займется нравоучительством «воспитуемого», тот воспримет это как звонкую пощечину, как глубочайший эмоциональный шрам в своей жизни и  никогда больше этого человека в сердце своё не примет. «Поэтому, – как утверждает доктор О.Г. Торсунов, –  когда человек в состоянии шока находится, будьте осторожны: можно потерять отношения полностью на годы, потерять их на годы можно. И человек с собой ничего не сможет сделать. Он если и захочет с близким человеком рядом быть, но не сможет, потому что травма сильная возникает от такого отношения. И поэтому единственное, что человек должен делать в это время, – он должен любить его, заботиться и любить и всё, и желать ему счастья, что у тебя всё будет хорошо, что всё класс, что всё получится».

       Если женщина страдает нравоучительством, она сильно рискует остаться одинокой. Психолог А.Г. Хакимов пишет: «Если женщины будут ценить решения своих мужей, они станут желанными для них. Если жена никогда не будет ценить то, что делает муж и давать ему только нравоучения, она разрушит этот брак. Мужчина не выносит наставления от женщины, это его психология. Это нужно просто знать. Вы никогда не почувствуете, женщины, что чувствуют мужчины, когда жена наставляет его. Он думает, знаете, что внутри? «Она думает, что у меня нет никаких мозгов. Она вообще не уважает меня. Она дает мне такие советы. Как будто я сам не могу принять решения».

         Поскольку нравоучительство, как правило, не подкреплено уважением к воспитуемому, постольку оно обречено на провал. У воспитуемого всегда включается мощный оправдательный механизм, который всегда сам себя оправдает. В ответ на неуважительное нравоучение:  – Не смотри порносайты, а то волосы на ладонях вырастут,  «воспитуемый» только отстранится, отношения станут еще более холодными и отчужденными.

      Отец читает нравоучения сыну по поводу плохой успеваемости: – В твоем возрасте Наполеон был лучшим учеником в классе. – Да, а в твоем он уже стал императором Франции и Королем Италии.

         Зачастую нравоучительство служит попыткой навязать другим свои проблемы, своё видение проблем. Нравоучитель по уши увяз в собственных проблемах и ему не терпится от них избавиться любыми способами. Поэтому он начинает всех поучать, строить и указывать, как надо делать правильно.

       Нравоучительство – признак невежества, это когда порочность требует от другого благодетелей. Маленький Вовочка проснулся глубокой ночью от звуков в спальне родителей и решил узнать, что это так шумит. Подойдя к спальне, он увидел, что родители занимаются любовью. Вовочка, громко и с презрением: – И эти люди запрещают мне пальцем в носу ковыряться.

       Самое интересное, нравоучительство бывает порой небезопасно. Император Нерон, прежде чем отдать приказ на самоубийство своему нравоучителю Сенеке, решил сам поупражняться в нравоучительстве. Эдвард Радзинский в «Театре времени Нерона и Сенеки» пишет: «— Гениально! — И обратился к Сенеке — Прости… Как сладостна твоя речь! Но тем, что без запинки смогу тебе возразить, я ведь тебе обязан. Ты научил меня всему, в том числе и ораторскому искусству. Неужели воспитание цезаря не заслуживает жалкого десятка вилл? Любой спекулянт у нас имеет больше! Нет, Сенека, я еще не расплатился с тобой как должно! — И, обняв Сенеку и прохаживаясь с ним по арене, Нерон добродушно говорил: — Помнишь, в дни юности, у камелька, ты рассказал мне, как некий философ взялся воспитывать ученика? Когда же пришла пора расплачиваться, ученик не заплатил. Философ повел ученика к судье. И ученик объяснил: «Этот философ обещал научить меня добродетели. Я не заплатил ему. Следовательно, нагло обманул. Следовательно, я бесчестен. Следовательно, он ничему меня не научил! А можно ли платить за ничто?» Грандиозно? Умение правильно оценить труд — черта богов и мудрых властителей. Так учил меня ты. — И Нерон приблизил лицо к лицу Сенеки и зашептал: — Я позвал тебя в Рим, чтобы по справедливости расплатиться с тобой…

  — Ах, Сенека, — продолжал Нерон, — ушли безвременно два мудрейших гражданина… Но, я вижу, ты спокоен, ты никогда не боялся смерти, не так ли? — Именно так, Цезарь. — Да, да. Сколько раз ты беседовал со мной о бренности жизни… Ах, старые, добрые времена детства! Я так порой жажду твоих поучений. Так страшно умирать! Так прекрасны краски мира. В мире столько миленьких вещиц. Они стояли в свете факелов посреди арены и неторопливо беседовали.

   — Да, краски мира прекрасны, но и они не наши. И сколько ни есть вещей в этом мире, все они чужие. Природа обыскивает нас и при входе, и при выходе. Голыми пришли, голыми уходим. И нельзя вынести отсюда больше, чем принес, — мерно звучал в темноте голос Сенеки.

     – Как грустно… Как страшно будет умирать! — И Нерон внимательно посмотрел на Сенеку. — Кто сказал, Цезарь, что умирать страшно? Разве кто-то возвратился оттуда? — усмехнулся старик. — Почему же ты боишься того, о чем не знаешь? Не лучше ли понять намеки неба? Заметь: со всех сторон в этом мире нас преследуют — то дыхание болезней, то ярость зверей и людей. Со всех сторон нас будто гонят отсюда прочь. Так бывает лишь с теми, кто живет не у себя. Почему же тебе страшно возвращаться из гостей домой?»

     Итогом нравоучительных бесед стало самоубийство Сенеки. Философ решил избежать смертной казни и решил уйти из жизни сам. Жена Сенеки Паулина решила умереть вместе с ним и попросила, чтобы ее пронзили мечом. Тогда Сенека сказал: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрем же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой”.

     Произнеся эти слова, оба вскрыли себе вены. Однако Сенека был слишком стар. Кровь загустела и текла крайне медленно, словно жизнь не хотела выпускать великий разум из своих объятий. Чтобы ускорить процесс Сенека вскрыл вены и на ногах. Но смерть не могла победить жизнь ученого. Тогда Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яд. Он принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвел своего действия. Тогда он вошел в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: “Это – воздаяние Юпитеру Освободителю”.