RSS Feed

Самородность (Самородок)

20.05.2016 by petr8512

У самородка все от Бога и ничего от среднего учебного заведения.

Дон Аминадо

Самородок… ну просто хватай и беги!

“Приключения поросенка Фунтика”

Больше всего бесценных самородков встречается среди людей.

Александр Грачев

 Хорошее образование приводит в систему то, что самородку дано от Бога.

 Леонид Сухоруков

        Самородность (Самородок)  как качество личности – способность проявлять унаследованный, полученный от природы, прирождённый талант, дарование, гениальность; способность самодостаточной, самобытной личности к самостоятельному личностному росту.

        Оказавшись как-то в кругу петербургских академиков, среди которых находился и М.В. Ломоносов (1711-1765) – золотой самородок российской науки и культуры, , молодой и хвастливый князь Иван Куракин решил напомнить, что и он «величина»: — А вот я Рюрикович! Моё генеалогическое древо уходит корнями к Владимиру Красное Солнышко. Кто ещё здесь может заявить такое о себе? Вот ты, Михайло, сын Васильев, способен что-нибудь сказать о своих предках? — Увы, нет, — с грустью отвечал великий русский учёный. — Дело в том, что все метрические записи нашего рода пропали во время всемирного потопа.

     …На камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: –Ученость выглядывает оттуда… – Нисколько, сударь, – немедленно ответил Ломоносов, – глупость заглядывает туда!

       Самородок – человек, фонтанирующий дарованием. Как вулкан извергает лаву, так самородок извергает свой природный талант. Самородок – неграненый алмаз. Образование всего лишь приводит ум самородка к систематизации знаний. Но в основном самородки – гениальные самоучки.

      Самородок земли русской – Иван Кулибин  ещё в молодости замахнулся на часы собственной конструкции – ни много ни мало для императрицы Екатерины II! Как пишут его биографы, 1 апреля 1769 года шедевр часового искусства, плод пятилетней работы был представлен императрице. Часы величиной с утиное яйцо были заключены в затейливую золотую оправу. Их механизм состоял из 427 частей. Каждые пятнадцать минут часы отбивали время, причем процесс сопровождался музыкой. Но главным, сказали бы сейчас, ноу-хау Кулибина был крохотный театр-автомат, вмонтированный в циферблат.

    На исходе каждого часа отворялись створчатые дверки, открывая золоченый чертог, и разыгрывалась мистерия. У “Гроба Господня” стояли серебряные воины с копьями. Вдруг появлялся ангел, пораженные страхом воины падали ниц, еще через полминуты возникали “жены-мироносицы”, звонили колокола, трижды исполнялась молитва “Христос воскрес”…

     Потрясенная Екатерина повелела отправить чудесное яйцо в Кунсткамеру (ныне оно хранится в Эрмитаже). А Иван Кулибин обрел всероссийскую известность и, что было для него несравненно важнее, возможность свободно заниматься любимым делом. Волжского самородка назначила механиком и руководителем мастерских российской Академии наук, где он прослужил свыше 30 лет. При зачислении Кулибин испросил для себя единственную льготу – во второй половине дня заниматься собственным изобретательством…

   Преображалось всё, на что падал взгляд самородка. Кулибин разработал несколько уникальных проектов, из которых была реализована лишь незначительная часть. Он предложил построить через Неву 300-метровый однопролетный арочный мост с деревянными фермами. 30-метровый макет выдержал испытания, однако дело не было доведено до конца из-за урезания бюджета. Прожектор, в котором одна лишь свеча давала мощный сноп света, был реализован в миниатюрном варианте для увеселения аристократии. Кулибину принадлежит авторство на судно «водоходного типа», которое движется против течения без какого бы то ни было двигателя — колеса с лопастями приводит в движение речное течение. Водоход должен был заместить труд бурлаков, однако правительство сочло это нецелесообразным.

    Протез ноги, предложенный Кулибиным, одобрила Академия наук. Для Академии Иван Петрович создал множество полезных приборов. Однако при дворе ценились, прежде всего, его механические куклы, музыкальные шкатулки, фейерверки и прочий гламур.

      Анекдот в тему.

      Мужик проезжает на машине мимо какой-то глухой деревни, и вдруг у него глохнет мотор. Мужик пытается устранить поломку – никак не получается. Тут он видит проходящих мимо двоих местных жителей и спрашивает у них, нет ли где-нибудь поблизости автосервиса, на что те ему отвечают, что и слова-то такого никогда не слышали, однако пообещали прислать в помощь местного механизатора. Через некоторое время приходит механизатор и… минут за пять устраняет неисправность! Мужик удивляется: – Вот это да! Ну, ты гений! Слушай, а как тебя зовут? – Меня-то? Миша Ломоносов. – Ух-ты, да имя то, какое известное! – Ну, еще бы, все-таки 30 лет в этой деревне механизатором работаю!

   Историк Владимир Тучков в контексте «самородки земли русской» пишет об Иване Ползунове (1728 — 1766). Родился в Екатеринбурге в семье солдата. До 15 лет учился в школе при металлургическом заводе, после был взят в обученье главным механиком уральских заводов. С 1747 года Ползунов стремительно повышаясь по службе, решает широкий круг задач на уральских заводах — от устроения пилорамы с приводом от водяного колеса до модернизации сталеплавильного производства. При этом постоянно занимается самообразованием, просиживая все свободное время в заводских библиотеках.

     В результате в 1763 году Ползунов создал паровую машину мощностью 1,8 л.с., которую начали применять на производстве. Распространено мнение, что Ползунов был в этом деле пионером. Однако это не вполне так. Различные проекты «атмосферных машин» начали возникать еще в XVII веке. Первый работоспособный образец паровика сделал и запатентовал в 1689 году английский инженер Томас Севери. Ползунов же сделал первую в мире двухцилиндровую машину, поршни которой работали на один вал. И лишь 20 лет спустя англичанин Джеймс Уатт предложил ряд конструкторских решений по повышению кпд машины. А в 1966 году Иван Иванович создал машину с рекордной мощностью, равной 32 л.с. Год триумфа стал для Ползунова последним — он скоропостижно скончался от чахотки в возрасте 38 лет.

     Ефим Алексеевич (1774 — 1842) и Мирон Ефимович (1803 — 1849) Черепановы. Отец и сын были крепостными заводчиков Демидовых. С 1822 года преуспевший в машиноведении отец служил главным механиком заводов Нижнего Тагила. Сын, пошедший по стопам отца, был его заместителем и соратником на поприще конструирования всяческих полезных машин. За свою карьеру они построили более 20 паровых машин, мощность которых лежала в пределах от 2 л.с. до 60 л.с.

     Черепановы совершили несколько поездок в Швецию и Англию с целью изучения железнодорожного движения. На основании приобретенного опыта, а также природной смекалки в 1834 году они построили паровоз, который в силу низкой мощности паровой машины оказался экспериментальным. Год спустя появился уже вполне способный перевозить вагонетки с рудой паровоз. Для него протянули чугунную дорогу длиной в 854 метров от рудника до железоплавильного завода.

      За громадный вклад в механизацию производственных процессов они немедленно получили вольную.

       Однако их опыт на других российских предприятиях использован не был. А через некоторое время от паровой тяги отказались и на нижнетагильском заводе. Произошло это не из-за того, что паровоз был плох, а из-за отсутствия инфраструктуры, необходимой для нормальной работы железной дороги. Для эффективной работы паровой машины необходимо было наладить добычу угля. Но вместо него использовались дрова. Во-первых, на их заготовку тратилось много сил, приходилось вырубать большие лесные площади. Во-вторых, дрова менее эффективное топливо, чем уголь.

       Анекдот в тему.

       Пациент у врача: – Доктор, я, наверно, фетишист… – С чего Вы взяли? – У меня в прихожей висит портрет белокурой женщины. Переступая порог дома, я вижу ее, у меня встает, ну а дальше вы понимаете… – Ну-ка, ну-ка, завтра приходите с портретом. На следующий день пациент с портретом входит к врачу. Врач, осмотрев портрет, дает заключение: – Вы не только фетишист, Вы еще и педераст! Это же Ломоносов!