RSS Feed

Правдоискательство

15.06.2016 by petr8512

 

Правдоискатели – это правдолюбы-профессионалы.

Валентин Домиль

Надо быть не правдоискателем, а правдоустроителем.

Абрамов Фёдор Александрович

Не сравнивай правдоискателя с миноискателем –

у последнего всё-таки есть шанс.

Афоризмы о правде

Кто слишком глубоко копает, того долго откапывают.

Т.А. Бабаян

   Правдоискательство как качество личности – склонность, находясь в обличительном, осуждающем настроении,  постоянно искать  правду и справедливость. 

   Жил был на свете человек. И было у него всё в порядке: бизнес, который приносил хорошую прибыль, жена – красавица и хорошая хозяйка, дети – неглупые и воспитанные. Понемногу сбылось всё, о чём он когда-то мечтал. И мысли о смысле жизни все чаще посещали его… – Чего я еще в жизни не видел? – спросил он себя. – Правды… – пришел ответ сам собой. И начал он ее искать, но нигде не мог не только найти, – никто ее даже не видел… Этот вопрос не давал ему покоя, но ответ ускользал, не давая ему ни одной зацепки. Посетив самые древние библиотеки в разных странах, добившись аудиенции у самых известных мудрецов, потратив много лет и почти все сбережения, пошел по земле простым паломником.

   Он шел день за днем, встречал простых и не очень простых людей. Везде задавал вопрос, который не давал ему покоя: “Видели ли вы Правду?” – люди пожимали плечами и разводили руками, некоторые посмеивались, но все, выслушав путника, просили: – Увидишь ее – расскажешь нам, на обратном пути, какая она, Правда.

     И вот однажды, набрел усталый старик на дивный храм. Постучался. Дверь открыл монах. – Я ищу правду,- сказал путник. – Ты пришел в нужное тебе место. Она здесь – к своему удивлению услышал он ответ. Тогда он рассказал свою историю и попросил побыстрее его отвести к ней. Но монах сказал: – Хорошо подумай, перед тем как увидеть её. – Я думал все эти годы. И другого желания у меня нет, – был решительный ответ паломника.

    Его провели в огромный зал, посредине которого стояла накрытая фигура. – Последний раз даю тебе одуматься и не следовать своей цели. Пойми, когда ты ее увидишь – это изменит всю твою жизнь и назад пути не будет, – сказал монах старцу.
Но тот стоял на своем. Тогда монах снял покрывало…

    Перед ними стояло Нечто… Зловонное, грязное, отвратительно-ужасное… – Ты – Правда?.. – спросил человек, – Да, я – Правда… – Но, как такое может быть? Нет, это невозможно… – растерявшись, бормотал старик, – Что я скажу людям, которым обещал рассказать о тебе?.. – А ты… соври, – тихо сказала Правда…

     Человек  ищет удобную ему правду, отвечающую его миропониманию, а нужно искать Абсолютную Истину – Бога. Только Бог знает всю правду. Нужно  осознать, что я не Бог, мне не дано знать, что справедливо, а что несправедливо, ибо я ограничен рамками одной жизни, ибо я не знаю, как действует закон справедливости. Кроме того, моё мировосприятие зависит от несовершенных чувств, я сам подчинён действию законов мироздания, и я ограничен временем.

   Когда человек осознает, что Бог всегда рядом, что его энергия во всём, что только Ему известна вся правда, он будет понимать, что у него нет монополии на правду, что со своей правдой нужно быть очень осторожным. Всегда помни, что  помимо твоей правды наверняка есть нечто большее – тебе непонятная и непостижимая Абсолютная Истина.

     Примите в душе Бога, а потом в контексте этого осознания можете искать правду.  Прежде чем искать правду, не забудь себя спросить, зачем она тебе нужна и что ты с ней будешь делать. Ведь, правда – интересный феномен: сначала мы из кожи лезем, чтобы её узнать, а потом не знаем, как от неё избавиться. Правдоискатель ставит перед собой цель – узнать правду, но зачастую, когда узнаёт, не хочет в неё верить. Не зря Ф. Партюрье писал: «Правда — это бомба, которая убивает двоих: того, в кого ее бросили, и того, кто ее бросил».

Так повелось уже веками:
Обжегшись, мы не лезем в пламя.
А тот, кто правду говорит,
Бывает беспощадно бит.
Г. Сакс

   Нужно ли искать правду и потом её делать достоянием языка? Зачем искать субъективную, то есть свою правду, если точно знаешь, что никто её не примет? Правда, оказавшись на языке, вызывает войну в отношениях. Поэтому, зная, что твоя правда ни при каких условиях принята не будет, нужно говорить мягко, доброжелательно и уважительно. Тогда не будет войны.

   – Вчера выслушала от мужа всю правду о себе! И так его жалко стало! С кем живет?

     Отчасти Цицерон прав, говоря: «Враги всегда говорят правду, друзья — никогда». У друзей, конечно, есть монополия говорить правду, но и здесь должна быть мера, ибо за правдой, как правило, следует обида, злость и ненависть. Доброта выше неприкрытой правды. Выше жалящей правды сострадание и милость, великодушие и любовь.

   Правдоискательство проявляется в том, кто не верит в милость и любовь Бога. Неверие в Бога заставляет правдоискателя искать свою правду и удобную ему справедливость.

      Правда имеет личностный, локальный характер. Она важна для её носителя. Если видишь, что окружающим твоя правда до лампочки, значит, не нужно доказывать им свою правду. «Нельзя пронести через толпу факел правды, не опалив никому бороды», – пишет Г. Лихтенберг

    В Евангелии от Матфея (гл. 7, ст. 6) приведены слова из Нагорной проповеди Иисуса Христа: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас». Иносказательно: не стоить говорить о том, что собеседники не могут ни понять, ни оценить должным образом. А. С. Пушкин в письме к А. А. Бестужеву пишет: «Первый признак умного человека—с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными».

     Ждать пользы от бледной поганки также глупо как ожидать толку от правды с людьми в невежестве. Правда подталкивает их к конфликту, физическим замечаниям и откровенному мордобитию. Правду нужно говорить, если точно знаешь, что она приведёт к личностному росту, к прогрессу, к совершенствованию личности. Правдивость – это то, что приводит к пользе, просветлению, к развитию разума. А какой прок от правды, приводящей к ненависти и конфликтам?

      Б. Грасиан писал: «Ничто не требует столь осторожного обращения, как правда». Правдоискатель не понимает, что жизнь не прямолинейна, нельзя в части правды использовать прямые методы. Знание должно быть переварено. Если вы понимаете, что вашу правду окружающие переварить не в состоянии. Смысла нет в её оглашении, нужно ждать, когда люди созреют до этой правды.

     Ребёнку сразу не дают целые куски мяса, сначала пережёвывают, потчуют детским питанием. Поэтому чужая правда может стать целым куском, которые не сразу переваривается. Поэтому необходимо в контексте правды смотреть по ситуации и не доводить отношения до прямого столкновения.

     Философ Вячеслав Рузов пишет: «Зачем нужна правда, когда вы со всеми поругались? Правда должна быть основана на развитии, а не на деградации. Ухудшение отношения – это деградация, поэтому никому не нужна такая правда. В правде всегда есть позитивный эффект. Поэтому главное уточнение к закону, что принцип жизни – это правдивость, дополнение к этому закону следующее:  – правда должна быть приятной. Без дополнения закон не применяется, без дополнения закон только все рушит. Поэтому правдивость – это хорошо, здорово, но правдивость должна быть приятной. Не можете это сделать приятным, значит это не правда, это фанатизм называется. Вот как раз фанатизм – это такая неприятная передача правды. Нужно смотреть,  следить за ситуацией, потому что не всегда все переваривается».

    «Дети и дураки всегда говорят правду», – гласит старинная мудрость. Перед тем, как искать правду и затем сорвать с кого-либо маску, нужно включить разум, сердце и посоветоваться с совестью. Срывание масок вне разумности, практичности и доброты – есть проявление глупости,  эгоизма, бездушия и невоспитанности.

     Порядочный человек, прежде чем срывать с кого-то маски, тысячу раз подумает: действительно ли я действую благородно, действительно ли это доброе дело, не превратилось ли оно в погоне за грубой правдой в невежественное правдорубство и правдоискательство.

     Призвать к ответу подлеца  — святое дело. Но не ошибаемся ли мы в оценках? Правдоискатель перед тем, как срывать маски, должен посоветоваться с мудрыми, авторитетными людьми, чтобы ясно осознать, будет его правда благом или вредом, благочестием или греховностью, проявлением своего эго, жаждущего самоутвердиться в своей значимости и важности.  Если не видишь в срывании масок благородства и доброты, лучше оставь затею, остановись и подумай, что делаешь.

       Словом, прежде чем говорить правду, срывать маски, нужно глубоко влезть в себя и чётко понять мотивацию, для чего нужно данное действо, всегда нужно уяснить, для чего и зачем я заставляю человека на вынужденный стриптиз – срывание масок.

     Каждый раз, как появляется желание найти правду, задумайся, под влиянием какой энергии ты сейчас находишься: благости, страсти или невежества. Это очень важно, ибо осознав, что мной движет и какая энергия движет, можно понять правильно ли я поступаю, ища правду для срывания  масок с окружающих.

     Правда должна быть нравственной. Бывают случаи, когда голая правда не приносит ничего, кроме вреда и зла. Доброта всегда должна стоять на первом месте, поэтому иногда и ложь может быть оправдана. Трудно понять, где граница, за которой правда превращается во зло и грех. В одной ситуации нравственно одно, в другой – другое.

     Правда только тогда становится добродетелью, когда она пронизана добротой и милосердием. Уколоть шприцём можно и с любовью и с садизмом. Смертный приговор можно прочитать так, что смертник не почувствует несправедливости. Поэтому говорить правду надо учиться, учиться и учиться. Это настоящее искусство, это часть культуры.

     Можно даже  огласить обвиняемому приговор о пожизненном заключении без эгоизма, унижения и  гордыни, и ему будет легче. Гордыня, в отличие от правдивости, вызовет у жертвы приговора ощущение несправедливости, злость и ненависть. Слова, свободные от гордыни, всегда приятны, какими бы горькими они не были. Когда один человек говорит другому смиренным голосом: «Прости, но я обязан сообщить эту неприятную для тебя новость. Что делать, такова моя работа». Даже эти горькие слова несут другому человеку благо, духовную отдушину. Правдивость и означает говорить то, что несет благо людям.

      Нельзя человека оскорблять своим правдоискательством. Психолог Вячеслав Рузов говорит, что фактически вся культура и состоит из умения говорить правду так, чтобы не оскорблять. Это основное правило! Основной закон культуры! Если уж ты решил сказать правду, скажи ее так, чтобы не оскорбить другого человека. Это не так, что я теперь правдолюб и режу правду-матку налево и направо. Всё, что вижу то и говорю: — Что-то вы сегодня плохо выглядите. Что-то у вас кривая улыбка. Я вижу на Вашем лице гнев, вожделение, зависть, злобу, подозрение.

   Правда не всегда приятна. Она не должна быть сентиментальной.  Бывают ситуации, когда правда по определению не может быть приятной. К таким не очень приятным ситуациям может относиться  проповедь. Мудрец Шрила Прабхупада говорил, что если правда слишком приятна и не приносит желаемого результата, то такая правда перестает быть правдой, как, когда в блюде слишком много сладкого. Если правда слишком приятная, она перестает быть полезной, толку от нее никакого нет, результата нет. Такая правда перестает быть правдой. Если слишком много сахара,  правда перестает быть правдой.

     Правда – это когда её приняли на себя, переварили и в результате пришли  к позитивным изменениям. Когда правда приводит к негативным подвижкам, это и  не правда вовсе, а просто пир нашего эгоизма, неделикатности и  бескультурья.

Обычно правдоискатель любит грубую, голую правду. Грубая правда – это оголённый провод истины,  осквернённый нашим разбухшим эгоизмом. Грубой, голой правде выдаёт мандат ложное эго, то есть она делегируется эгоизмом, недоброжелательностью, нелюбовью к людям и банальным бескультурьем. Эгоист обижает людей своим знанием правды,  они бегут от него, как чёрт от ладана. Словом, человек должен быть правдивым, но, в то же время, он должен быть культурен, уважителен, деликатен и доброжелателен, то есть должен говорить слова, приятные людям, говорить слова, несущие им благо, говорить слова, не вызывающие у них беспокойство.

    Правдивость настоящая  не означает рубить и резать словами. Правдивость как качество личности – склонность понимать и принимать правду другого человека, не выпячивая и доказывая свою, обеспечивать бескорыстное объективное предоставление информации ради блага других людей.

   Ретивый правдоискатель  становится жестоким и циничным правдорубцем. Он, забыв о доброте и сострадании, режет правду-матку, не утруждая себя мыслью, что всякую правду нужно пропускать через тройное сито — сердце, разум и совесть.

       Один благочестивый купец решил достичь Совершенства и быть всегда правдивым.  И поэтому стал ходить, всматриваться, находить малейшие отступления от Истины и Совершенства. И говорить правду всем, кто встречался ему на пути, спрашивали  у него  о ней или нет. Некрасивым он сообщал, насколько они некрасивы. Старым — как они стары и ограничены. Глупым давал понять, что у них крайне мало ума. Инвалидам напоминал, что они увечны и должны знать свое место. Неудачникам раскрывал глаза на их неудачи и на то, что они сами в этом виноваты.  И уж обязательно указывал всем на ошибки и промахи, отступление от правил и канонов. И приводил в доказательство множество цитат из Святых Книг и Великих Учителей, так что уже никто не мог поспорить с правдой, подкрепленной их авторитетом.

      Он ходил по улицам и искал, кому бы еще сказать правду. При этом ему почему-то все меньше встречалось людей по пути. И дела его купеческие шли все хуже, хотя он был кристально честен и ничего не скрывал от своих поставщиков и покупателей. И уж точно никогда не упускал случая сообщить им все самое важное, что он о них думает.

    А потом вдруг жена от него ушла. И дети выросли и уехали в далекие страны, подальше от него. И друзей почему-то не осталось… Но, несмотря ни на что, он очень гордился своим правдолюбием, а ухудшение отношений и дел объяснял тем, что другие правды не любили. Конечно,  он не собирался сдаваться и был готов отказываться от всего, лишь бы правда восторжествовала. При этом у него даже появились даже несколько последователей, которые учились у него говорить чистую правду.  И в глубине души  он ждал и надеялся, что найдется настоящий праведный Учитель, который сможет оценить его духовную жертву.  Временами он видел странствующих монахов, которые ходили поодаль и слушали, что он говорит. Тогда он понимал, что его поведение замечено, и это придавало ему надежды, рвения и ретивости.

     И вот однажды он услышал, что в их город прибыл известный Учитель и ищет его: «Покажите мне этого удивительного человека» – услышал он и, наконец, увидел Учителя. Весь день он гордо ходил и говорил всем правду и ничего кроме правды и превзошел в этом самого себя. И Учитель ходил с ним, смотрел и слушал. В конце дня купец-правдолюб приготовился принять чествование и благословение от Учителя.  «Слушай же!» — произнес Учитель, и купец весь превратился в слух. Но услышал он то, чего никак не ждал.  «Ты самый неправдивый, неумный, да  еще и бестактный человек, которого я встречал. И слава твоя уже распространилась далеко за пределы твоего города. Учителя праведности отправляют к тебе своих учеников, чтобы те своими глазами увидели и научились, как не надо делать». «Но как же так?!» — вскричал уязвленный в самое сердце несостоявшийся праведник. «За что ты назвал меня неправдивым? Я же не лгал, не обманывал никого?»

     «Давай посмотрим правде в глаза – сказал Учитель. Обещай, что ты будешь честен с собой. Подумай и ответь себе всю правду в самой глубине сердца. Когда ты говорил что-то человеку, ты действительно уверен, что видел всю полноту правды: ты знал все подробности ситуации, обстоятельства его жизни? Ты знал его семью, его род? Ты знал его детство? Или, может, ты знал его предназначение, данное ему от Бога? Ты можешь поклясться, что ты видел и понимал все сплетение событий и отношений? А тем паче тех связей, что зовут Божьим Промыслом, проявляющихся в жизни этого человека? Нет? Тогда о какой Правде ты говоришь?

      По-твоему, например,  красивый или не красивый это — факт, а не предвзятая оценка? Разве ты не знаешь, что то, что для одного красота, для другого совсем наоборот? И что в разные времена очень разные понятия о красоте? Ты что, вправду знаешь точные каноны красоты и измерял их? Да и просто, говоря неприятное, предвзятое, ты обижаешь человека, и уже искривляешь общение. Он в ответ говорит не то, что мог бы сказать будучи спокойным и объективным, возникает непонимание. Разве искажение информации, непонятность и непонятость может быть правдой?  А для тех, кто ее слышал, а может и верил тебе, разве не обманом были слова твои? И подумай теперь, сколько лет и с каким рвением ты под видом правды искажал мир Большой Неправдой».

        Ужаснулся купец, вдумавшись, но осталась надежда оправдаться в другом. «Но как можно считать меня неумным, если я хорошо образован, прочел много книг, знаю наизусть святые тексты, изучил несколько языков, много лет успешно торговал? Разве это не признак ума?» «Ума? – живо переспросил Учитель. Что же, давай тогда призовем твой ум и подумаем. Ты прочел много книг и получил много знаний – это факт. Но как ты распорядился ими? Они помогли тебе видеть действительность? Ты видел только плохое, и тебе не хватило ума, наблюдательности видеть хорошее, видеть целое, видеть Руку Всевышнего во всем. А ты еще ухитрялся подкреплять великими цитатами свое невеликое понимание.  Ты видел у человека некрасивые черты лица, или увечья, но не замечал красоты душевной.  Ты видел ошибки, признаки недостаточности ума или сноровки в одних делах у людей, но не дал себе труда увидеть в чем проявляется его ум, смекалка и доброта в других делах. И что спустя время они могли научиться тому, что раньше не удавалось? Да и что ты брал за критерии ума или глупости? Глупость уже то, что ты пытался это оценить своей меркой. Ты называл людей старыми, не замечая, что многие из них гораздо моложе тебя и других душой. Ты смел надсмехаться над беспомощностью инвалидов, но кто назовет тебя умным в этом случае, если ты не мог заметить, что часто эти люди сильнее духом тех, кто не умеет физических увечий. Что ты по сравнению с ними духовный инвалид и урод, если не понял таких вещей? И что жизнь, забирая у людей одно, помогает им развить другое. И каким глупцом надо быть, чтобы мнить, что ты можешь видеть Божий замысел и оценивать его по наличию или отсутствию каких-либо частей тела, его функций и возможностей.

       И о каком уме, интеллекте ты говоришь, если тебе не хватило его даже на то, чтобы понять, что  не надо людям вываливать то, что ты по самомнению считаешь правильным и правдивым? И разглядеть за столько лет, что эта твоя дурацкая манера убивает любовь, разрушает отношения?  И не научиться делать по-другому?! Умно ли за многие годы не заметить последствий одних и тех же действий, к которым приводит твое неразумное поведение? Что люди обходят тебя десятой дорогой, не хотят иметь с тобой дел, и из-за этого от тебя отвернулись друзья и близкие. Надо совсем не иметь ума, чтобы считать себя умнее других. И быть полным идиотом, чтобы браться судит других, ставя себя на место божественного судьи, по сути – мня себя Богом. Несчастный глупец!»

        Купец, как мог, держал обещание, он старался быть честным с собой, слушая жестокие речи учителя. И все, что он услышал, было горькой-горькой правдой, горше он ничего в жизни и не пробовал. И горечь хлынула из глаз его слезами, он больше ничего не спросил у Учителя, все было яснее ясного. Он ушел и плакал три дня и три ночи, вспоминая всех, кого «награждал» своей «правдой»! Все свои неразумные гордые слова, которые обижали и ранили других. Заливался слезами, впуская в сердце ту боль, которую причинил близким и дальним. И через три дня вся горечь излилась слезами, тяжесть ушла, выплакалась пелена на глазах. И наш герой вдруг ясно увидел мир, его многообразную правду и право каждого человека на поиск своей правды в общей Истине. И единственную Правду Любви.  И тогда он… рассмеялся. И смеялся, не переставая, еще три дня, вспоминая, каким напыщенным глупцом был. Какая нелепая наивность крылась за его желанием стать идеальным, святым провозвестником правды, вместо естественного для человека поиска — узнавать правду и жить по ней.

     Потом он смеялся, вспоминая, сколько умников было вокруг. Ведь почти каждый спорил с ним и обижался на него, отстаивая «свою правду». Такое «Вселенское Сообщество Правдолюбцев», каждый держатель «единственной истины» на свой лад. Ни один не усомнился, произнося сакраментальное «на самом деле…», что он не Бог и даже не святой, и знать и видеть, как обстоят дела на самом деле попросту не может – обзор не тот.  А уж в одиночку, из своего уголка крошечного мирка,  не включая в себя картину мира хотя бы близко стоящих к тебе – так и вовсе не поймешь, не увидишь ничего. А если вдруг обидел, обиделся, не понял другого – так еще и исказил реальность. Получилась Кривда, а ты в нее веришь, поклоняешься ей вместо Правды.

     Смешной маленький человечек, сидящий с увеличительным стеклом в углу комнаты под столом и уверенный, что те слегка искаженные, но увеличенные  ножки мебели и ноги входящих в комнату и есть весь мир, который он разглядел через лупу «правды».  Но настоящий мир и настоящая правда от этого вовсе не перестают существовать – и это была самая лучшая и радостная новость. Отсмеявшись, он встал и пошел мириться и общаться, чтобы встретиться с Правдой. А Учитель стоял за углом и улыбался, радуясь, что у Правды появился еще один Ученик…