Колхоз — дело добровольное. Кто хочет — запишем, кто не хочет — расстреляем.
Владимир Свержин. Все лорды Камелота
Я спросил, добровольно ли работают индейцы. «Разумеется! — воскликнула
миссис Хоррокс. — Ведь они знают, что если поддадутся лености,
то Стражи Христовы их за это накажут».
Дэвид Митчелл. Облачный атлас
Врач:
— Скажите, что заставляет вас напиваться каждый день?
— Ничего не заставляет, я доброволец.
Добровольность как качество личности – способность принимать на себя какие-либо обязанности по собственной инициативе, действовать по собственному желанию, без принуждения, на добровольных началах.
Американец, немец и русский спорят, кто сумеет научить кошку есть горчицу. Немец ловит кошку и заталкивает горчицу ей в пасть. — Это насилие! — протестуют русский и американец. Американец кладет горчицу между двумя кусками колбасы, и кошка все съедает. — Это обман! — протестуют немец и русский. Русский хватает кошку и мажет горчицей у нее под хвостом. Кошка с воем начинает ее слизывать. Вот так, — говорит русский, — добровольно и с песней!
Добровольность – потребность души в свободе. Это эгоизм наизнанку. Это стремление к Божественности. Добровольность – не случайная взбалмошная прихоть души, отрицающей всякий диктат, кроме диктата голоса совести. Это основополагающий принцип Бытия. Это естественная ее потребность быть счастливой. Но истинный вкус счастья душа ощущает, когда все ее слова, действия и поступки по своей сути добровольны, то есть, проявлены без всякого давления, нажима и насилия. Душа достигает подлинной добровольности, если голос совести не заглушен эгоизмом, корыстью и невежеством.
Разумность – это возможность выбирать. Добровольность разумна, ибо она является поборницей права человека делать выбор в любых сложных ситуациях. Если нет выбора, значит, не может быть и добровольности. Но у человека никто не может отнять право, как реагировать на ту или иную ситуацию, на тот или иной раздражитель. Можно взорваться от злобы, попав в автомобильную пробку, а можно спокойно сказать себе: — Если не можешь изменить ситуацию – смирись с ней. Включи магнитолу и послушай приятную музыку.
Необходимо добровольно выбирать из того, что есть. Добровольность благодаря разуму выбирает лучшее из того, что есть и приступает к делу. В нашем мире ничего идеального нет. Не нужно думать, что жизнь всегда хочет загнать нас в угол. Она желает, чтобы мы добровольно взяли на себя ответственность и начали решительно действовать, не особо рассчитывая на благоприятный результат, а просто понимая, что нужно добровольно самому как-то справиться с ситуацией. Трус в бою не может добровольно справиться со страхом и в панике бежит. Его останавливают и заставляют опять идти в бой. Но он уже будет трусом, в отличие от смелого, который добровольно преодолел страх.
Если голодную собаку толкать к миске с мясом, она будет упираться. Если у человека крадут добровольность, заставляя делать из-под палки даже что-то для него полезное, он будет упираться и сопротивляться. Добровольность дарит человеку умиротворение. Одного отшельника спросили: — Почему ты с такой лёгкостью отказался от всех благ земной жизни? Отшельник ответил: — Я знаю, что смерть насильно отняла бы у меня все блага жизни, поэтому предпочёл отказаться от них добровольно.
Добровольность – сестра ненасилия и альтруизма, склонного к бескорыстной заботе о благополучии других и готового жертвовать для других своими личными интересами. Во время Великой Отечественной войны был такой интересный эпизод. Нужно было в тыл врага десантировать двести отважных бойцов. Выбор пал на ополченцев с Кавказа. Сложность состояла в том, что никто из них никогда в глаза не видел не только парашют, но и самолет. Как они смогут без подготовки ночью прыгнуть с высоты тысяча метров во вражеский тыл? Сомнения были, но надеялись, что природная смелость сделает своё дело. Командир построил ополченцев: — Сегодня нам предстоит выполнить важное задание. Ночью мы с высоты тысячи метров неожиданно прыгнем на врагов и уничтожим их в бою. Задание смертельно опасное. Поэтому добровольцы — шаг вперед!
Командир, наслышанный о невероятной отваге кавказцев, удивился, когда шаг вперед сделали чуть больше сотни воинов. Остальные стояли в нерешительности, но с каждой минутой добровольцев становилось всё больше и больше. И вот все двести человек добровольно изъявили желание идти в бой. Командир позже всё-таки поинтересовался у их старшего: — А почему они так нерешительно делали шаг вперёд. – Так вы ж не объяснили им, что такое самолет и парашют. Они полагали, что придется ночью прыгать с тысячеметровой горной вершины.
Интересный факт из жизни великого русского ученого Михаила Васильевича Ломоносова. В 1739 г. он прибыл в старейший горнозаводский центр Саксонии к Генкелю, чтобы изучать горное дело и металлургию, практическую и теоретическую химию. В начале мая 1740 г., после очередной ссоры с Генкелем, Ломоносов покинул Фрейберг, чтобы возвратиться в Россию. Не имея денег на дорогу, он рассчитывал с помощью русских посланников в Германии, а затем в Голландии добраться до Петербурга. Но его преследовали неудачи. Все лето и начало осени 1740 г. Ломоносов странствовал по Германии. Скрывая свою национальность, он выдавал себя за немецкого студента. «Сколько опасностей и нужды я претерпел в пути, — вспоминал будущий ученый, — мне самому страшно вспомнить».
Однажды недалеко от Дюссельдорфа он решил заночевать на постоялом дворе. Высокий рост и крепкое телосложение русского помора привлекли внимание прусского офицера, вербовавшего рекрутов в гвардию короля Фридриха-Вильгельма I. Обманным путем Ломоносов был завербован в прусскую гвардию. Вместе с другими рекрутами его отправили в крепость Везель. Бежать было трудно, за дезертирство грозило суровое наказание, вплоть до каторги. Но никакие угрозы не могли заставить его примириться с прусским мундиром. Он тщательно продумал и подготовил побег. Однажды ночью, когда все спали, он вылез в окно, подполз к валу, переплыл глубокий ров и бежал целую немецкую милю к вестфальской границе. На рассвете он услышал пушечный выстрел — обычный знак погони за сбежавшим рекрутом. Овладевший им страх придал силы. Когда Ломоносов был уже за прусской границей, он увидел вдали скачущего за ним всадника. Так ему удалось избежать прусской военной службы.
Образец добровольности – крестный путь Христа. О полной добровольности Спасителя, с которой Он отдал Себя на страдания, красноречиво свидетельствуют четыре факта. В.С. Рягузов пишет:
— Во-первых, Он намеренно отправляется с учениками в Гефсиманский сад, зная, что туда непременно придет с воинами Его предатель — Иуда Искариот. Если бы Христос захотел сорвать преступную акцию Своего казначея, Он бы ушел в Вифанию или Иудейскую пустыню, в которой скрывался от Сауловых преследований будущий царь Давид. Но Господь сознательно вышел навстречу беде.
Во-вторых, когда стража подходила к Гефсиманскому саду, и ее еще не было видно, Господь объявил ученикам о предстоящем аресте: «Тогда приходит к ученикам Своим и говорит им: «вы все еще спите и почиваете? вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников; встаньте, пойдем: вот, приблизился предающий Меня» (Матф.26:45,46). Иоанн продолжает: «Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием». Толпа была внушительной — до пяти сотен человек. Они были вооружены на случай сопротивления и держали в руках светильники, чтобы обнаружить учеников и Христа за деревьями или камнями. Иисус не сказал ученикам: «бежим отсюда!». Он остался на Своем месте, чтобы враги схватили Его.
В-третьих, Христос не дожидался, когда Его найдут враги, но Сам вышел им навстречу: «Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете? Ему отвечали: Иисуса Назорея». Никто не подталкивал Иисуса обнаружить Себя перед врагами. Он сделал это добровольно.
В-четвертых, Христос не использовал Свою божественную власть, чтобы избежать ареста. «Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его. И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю». В этой сцене главное действующее лицо — Христос. Люди — ничтожные пешки, бессильные сами по себе исполнить задуманное. Только получив разрешение взять Его, они схватили Спасителя. Воистину, не было поступка более добровольного, чем поступок Христа!
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/