Церемонность как качество личности – склонность строго соблюдать установленный порядок совершения обрядов, торжеств, проявлять этикетность, утонченную вежливость и чопорность; предрасположенность требовать проявления знаков внимания к себе, чваниться и жеманничать.
Три тысячи прославленных эпикурейцев были приглашены на праздник в халифский дворец в Багдаде. По какой-то ошибке среди них оказался и Насреддин. Этот праздник устраивался ежегодно, и каждый год главное блюдо праздника превосходило своей пышностью прошлогоднее, потому что репутация великого халифа должна была поддерживаться и укрепляться. Но Насреддин пришёл только для того, чтобы поесть. После долгого ожидания, предварительных церемоний, пения и плясок внесли, наконец, невероятное количество серебряных подносов с кушаньями. На каждом подносе, предназначавшемся для пятерых гостей, лежал целый зажаренный павлин, украшенный искусственными, но съедобными, крыльями и клювом, а оперенье сверкало как драгоценное от сахарных украшений. Гурманы за столом Насреддина задохнулись от восторга, наслаждаясь видом этого непревзойдённого произведения искусства. Казалось, никто не помышлял приступать к еде. Мулла умирал от голода. Вдруг он вскочил и заорал: — Ну, что ж, я допускаю, что он выглядит странно. Но, по всей вероятности, это еда. Давайте съедим его, пока он не съел нас!
Церемонность – поклонение форме. Это склонность осмысливать каждую мелочь, подчеркнуто осознавать свои и чужие действия. Церемонный человек даже в экстремальной ситуации будет стараться придерживаться установленных порядков. Церемонность понимает, какое огромное воздействие на психику оказывают умело обставленные торжества и обряды.
Народ любит хлеб и зрелища, и церемонность всегда готова удовлетворить народные чаяния в эффектных зрелищах. Наполеон тщательно готовился к церемонии своей коронации. 2 декабря 1804 года в парижском соборе Нотр-Дам состоялась коронация нового монарха Франции Наполеона I. По традиции венчать на царство его должен был римский папа Пий VII, но во время церемонии Наполеон выхватил корону из рук папы и сам водрузил ее себе на голову. Этим символическим жестом он как бы подчеркивал, что не обязан владением этой короной никому, кроме себя самого. Но церемонию надо соблюсти, присутствие папы обязательно. Одновременно, скорее всего, неумышленно, Наполеон указал на особый характер зарождающейся монархии, и ее отличие от всех существующих.
Сталин любил и понимал толк в церемониях, осознавал какое мощное психологическое воздействие окажет и будет оказывать впредь умело организованная церемония Парада Победы. Он понимал, что гарцевать на коне в его возрасте и с его небольшим опытом смешно и неуместно. И поэтому отдал приказ принимать парад Жукову, который был профессиональным кавалеристом. Сталин стоял на Мавзолее, а к его ногам летели знамена немецких дивизий. Вот одна история с Парада Победы. Во время войны разминировать объекты саперам помогали дрессированные собаки. Одна из них по кличке Джульбарс обнаружила за последний год войны 7468 мин и более 150 снарядов. Незадолго до Парада Победы Джульбарс получил ранение и не мог идти. Тогда Сталин приказал нести собаку по Красной площади на шинели…
Церемонность – это потребность следовать традициям. Хороша моральная и нравственная составляющая традиции, и к церемонности нет никаких претензий. Мы, порой, не замечая за собой, постоянно проявляем церемонность, следуя той или иной традиции, этикету, суеверию или верованию. Словом, характер церемонности всецело зависит от существа обрядов, которые она так ревностно защищает.
В провинции Донгхай, что находится в Китае, считается, что чем больше людей пришло на похоронную церемонию, тем знатнее и влиятельнее был покойник при жизни. Большое количество человек на похоронах — прямое доказательство высокой репутации и чести умершего. Неудивительно, что на этом фоне широкой практикой в этой провинции стало приглашение стриптизерш на похороны, дабы любопытный народ шел большими толпами посмотреть на довольно редкое в Китае зрелище. Стоит отметить, что с недавнего времени (после того как одна из церемоний вызвала шумиху в прессе) местные власти стали бороться с такими «проявлениями заботы» о покойнике.
Малагасийцы, проживающие на острове Мадагаскар, что недалеко от Африки, стриптизерш специально не приглашают, но от танцев с трупами не отказываются. Дело в том, что согласно древней легенде Фамадихана дух покойного возвращается после разложения трупа. Поэтому и танцы проводят не сразу после смерти, а раз в 7 лет во время большого семейного съезда.
В провинции Тона Торайя Индонезии похороны сильно походят на нашу свадьбу. Свадьба церемония сопровождается песнями, плясками и банкетом для многочисленных гостей. Естественно это обходиться в копеечку, а потому заботливые гости дают родственникам покойного отсрочку для накопления нужной суммы. До торжества хоронить тело недопустимо — его просто обертывают в простыни и хранят дома. Так может продолжаться многие дни, недели и даже годы! Все это время покойничка представляют как тяжело больного — заботятся о нем, разговаривают. После церемонии гроб с телом обычно закапывают, хоронят в специальных углублениях в скале или же вешают на утесе.
Если бы Высоцкий умер в городе Теши (Гана), то его похоронили бы в гробе в форме гитары. Жители этого городка хоронят мертвых в гробах их мечты. Как правило, это напрямую связано с профессией покойного. Гробы в форме рыбы, бутылки Кока-Колы или автомобиля не такая же и редкость на улицах этого знойного городка.
Чрезмерная церемонность, как всё избыточное, противоестественна и вызывает протестные настроения у любого разумного человека. Недаром в народе прижилось крылатое выражение «китайские церемонии». Старый Китай был государством с огромным чиновническим аппаратом, с множеством чванливых вельмож — мандаринов — и с пышным и церемонным двором императора — богдыхана. Двор богдыхана был знаменит на весь мир неописуемо сложными правилами поведения — этикетом. Их было такое множество, что появилась целая наука о придворных церемониях; каждый новый богдыхан заводил дополнительные предписания, поклоны и прочие обычаи. Постепенно слова «китайские церемонии» стали обозначением вообще утомительных и ненужных условностей, выражения вежливости, доведенного до бессмыслицы.
Во время свадебной церемонии невеста обязательно бросает в воздух какую-нибудь вещь на удачу: щепотку риса, букет цветов или подвязку. Традиция бросать подвязку появилась в старые добрые времена, до того, как подвенечные платья стали стоить почти как маленькие автомобили. Незамужние девушки отрывали кусочки от свадебных платьев для того, чтобы привлечь удачу и выйти замуж.
В Англии существовала еще более странная традиция. Мужчины кидали свои носки в жениха, и первый, кто попадет ему в нос, должен был жениться следующим. Почему во время свадебной церемонии невеста традиционно стоит слева, а жених справа. Эта традиция уходит корнями в далекие темные времена, когда каждый настоящим мужчина носил при себе меч, чтобы защитить себя и свою невесту. Его правая рука всегда должна была быть свободной, чтобы он мог с легкостью обнажить меч в случае опасности.
Девочка спрашивает у папы: — Папочка, а почему невеста держит жениха за руку, когда они идут к венцу? Наверное, думает, что он убежит? Папа: Возможен и такой вариант, но это скорее традиция, ведь боксёры перед боем тоже обмениваются рукопожатием!
Петр Ковалев 2013 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/