Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Эмпатия Эмпатичный

К людям нужен индивидуальный подход — это и есть искусство эмпатии.

Автор афоризма:

Эмпатия — Это один из главных корней мудрости, в сочетании с опытом.

Эмпатия — творческая проекция собственного сознания на другое лицо.

Эмпаты – это не просто люди умеющие сопереживать, поддержать, понять,

эмпаты – это люди умеющие чувствовать, тоже, что и вы в данный момент,

словно они становятся вами, без осуждения и упреков.

Эмпатия — способность человека к параллельному переживанию тех эмоций,

которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Сайт Цитаты. Эмпатия

    Эмпатия как качество личности – способность  понимать текущее эмоциональное состояние другого человека посредством сопереживания, проникновения – вчуствования в его внутренний мир; воспринимать «на лету» изменяющиеся психологические  состояния партнера и проявлять это в общении.

    Ранним осенним утром, сидя в кругу своих учеников, Учитель задал вопрос: — Ответьте, как каждый из вас понимает эмпатию? — Я это понимаю, как помощь старикам и детям, — первым подал голос Ин. — А для меня, — серьёзный голос Гу, заставил всех повернуться к нему, — это промолчать, понимая, что твои слова могут надолго ранить человеческое сердце и душу. — А я думаю, что это способность ощутить остроту чужих переживаний, — быстро добавил Вэй. — Правильно, — одобрил Учитель притихших учеников. — Это умение понимать чувства других и способность дать им понять, что вам известны их чувства. Но знайте, этого недостаточно, умение не отвернуться, выслушать чужую боль, при этом зная, что человек даже не подозревает о том, насколько это тяжело и как он туда попал. А это развивает Вас и создает возможность для изменения Собеседника.

    Эмпатия – способность нырнуть во внутренний мир другого и выбраться на берег, таща за собой ржавые якоря его чувств и эмоций. Эмпатия –  искреннее желание понять другого, настроиться на его волну. В чём уж точно нельзя обвинить эмпатию, так это в безучастности и равнодушии. Равнодушие и есть отсутствие такого качества личности как эмпатия. То есть человек теряет способность осознанно чувствовать состояние других. Равнодушному наплевать и начхать на бури, происходящие во внутреннем мире других людей. Ему по барабану, какие они испытывают чувства и эмоции, как страдают и мучаются от душевных мук, гневаются и обижаются  на непотребное поведение других.

     Эмпатия зависит от глубины жизненного опыта, чуткости, сострадания, сочувствия, психологической грамотности, точности восприятия, умения настроиться на эмоциональную волну собеседника.

     Эмпатия – способность диагностировать состояние другого сердцем. Философ Д.Г.Пшонко утверждает, что «нужно научится слушать не только ушами, но и глазами и сердцем, то есть нужно учится слушать так, чтобы наше слушание было глубоким. И если мы научимся слушать с эмпатией, то мы сможем давать другим эмоциональный воздух. То есть чаще всего всем людям, которые с нами общаются, нужна эмоциональная поддержка. Они ищут какой-то эмоциональной близости с теми людьми, которые, как им кажется, относятся к ним с эмпатией».

    Термин «Эмпатия» впервые появился в английском словаре в 1912 г. и был близок понятию «симпатия». Возник он на основе немецкого слова einfühling (дословное значение — проникновение), примененного Липпсом (Lipps T.) в 1885 г. в связи с психологической теорией воздействия искусства. Одно из самых ранних определений эмпатии  находим в работе З. Фрейда «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905): «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

   Обладать эмпатией – умение влезть «в шкуру» другого человека, воспринимать его так, как если бы сам воспринимающий был этим другим человеком. Это предполагает способность чувствовать чужую боль, умение идентифицировать систему проявленных и скрытых в человеке качеств личности. Эмпатия может стать небезопасной, если человек слишком сильно «вчуствовался» в состояние другого. Показателен в этом отношении опыт ученого К. Роджерса, который в начале 50-х настолько «вчувствовался» во внутренний мир одной своей клиентки, страдавшей тяжелым расстройством, что вынужден был сам прибегнуть к помощи психотерапевта. Лишь трехмесячный отпуск и курс психотерапии у одного из коллег позволили ему оправиться и осознать необходимость соблюдения известных пределов сопереживания.

     К. Роджерс пишет: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

   Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем, «как дома». Он включает постоянную чувствительность к меняющимся переживаниям другого — к страху, или гневу, или растроганности, или стеснению, одним словом, ко всему, что испытывает он или она. Это означает временную жизнь другой жизнью, деликатное пребывание в ней без оценивания и осуждения. Это означает улавливание того, что другой сам едва осознает. Но при этом отсутствуют попытки вскрыть совершенно неосознаваемые чувства, поскольку они могут оказаться травмирующими. Это включает сообщение ваших впечатлений о внутреннем мире другого, когда вы смотрите свежим и спокойным взглядом на те его элементы, которые волнуют или пугают вашего собеседника. Это подразумевает частое обращение к другому для проверки своих впечатлений и внимательное прислушивание к получаемым ответам. Вы доверенное лицо для другого. Указывая на возможные смыслы переживаний другого, вы помогаете ему переживать более полно и конструктивно. Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете свое «Я». Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят».

    На одной паралимпиаде девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел — начался забег. Соревнующиеся пробежали только около трети дистанции, когда один из них — почти мальчик — споткнулся и, сделав несколько кувырков, упал. От боли и досады он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и… вернулись обратно. Все! Девушка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим парнем, обняла его и спросила: «Теперь тебе лучше?» Потом, они дружно вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Все зрители на стадионе встали и начали аплодировать, потому что понимали — гораздо важнее помочь другим, чем выиграть самому, даже если для этого необходимо остановиться и поменять направление движения.

Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/

[an error occurred while processing the directive]

.