Инертность как качество личности – склонность затрудненно, замедленно переключаться с одного вида деятельности на другой, откладывать большинство запланированных дел и начинать несвоевременно, сохранять малоподвижность, бездеятельность при изменениях жизненных обстоятельств.
Однажды Мудрая Свинья остановилась погостить у одной из своих многочисленных тётушек, которая жила у бедного и злого крестьянина, питалась впроголодь, да и к тому же часто получала побои сучковатой палкой. В это же время один богатый человек купил в местах, где происходила эта история, небольшое стадо свиней на племя и собирался перегнать их в свои владения. Человек он был добрый и щедрый, к животным относился хорошо и всегда предпочитал продавать их или обменивать, чем пускать на мясо, а потому лучшего хозяина, чем он, во всей округе было не сыскать. Обо всём этом Мудрая Свинья узнала из беседы со сторожевыми псами, охранявшими стадо от волков и воров. Поспешила она к своей тётушке и стала её уговаривать прибиться к стаду доброго человека, но тётушка наотрез отказалась. — Иди, если хочешь, — сказала она племяннице, — а мне неохота ноги топтать, да и привыкла я тут. От добра добра не ищут. Так и многие люди часто не хотят менять семечко сорняка на мешок риса. А что касается наших свиней, так упрямая тетушка давно околела от голода и побоев, в то время как Мудрая Свинья, когда не путешествует, живёт в холе и неге у доброго хозяина, играет в доме и во дворе с его детьми, а по вечерам рассказывает им притчу об упрямой тётушке.
Инертность – дочь невежества. Отложить, отсрочить, не принимать решения – это ее почерк. Начну делать, когда мне это будет нужно, удобно, полезно и выгодно. Однако это «когда», как правило, так и не наступает, и приходится ей находиться в одной компании с косностью, ленью и упрямством. Большинство людей живут инертно, думая, что жизнь сама изменится к лучшему без всякого участия их разума. Поэтому разум становится тягучим, ленивым и не способным к работе над собой.
Ум человека по своей природе инертен, он хочет только получать удовольствия и властвовать. Например, утром разум говорит уму: «Нужно принять контрастный душ», а ум отвечает: «Лучше выпью холодненького пивка после вчерашнего». Разум возмущенно говорит: «Замолчи! Это вредно». Недовольный ум с неохотой подчиняется. Разум направлен на решительное действие, на плодотворную жизнедеятельность, а ум – это инертная сила, не желающая ничего делать. Наслаждения притягивают его, как магнит. Даже счастье, по большому счету, его не привлекает. Разум убеждает ум: «Примешь душ, почувствуешь бодрость, а от пива голова еще больше будет болеть». Но логика ума примитивна: мне в сию минуту дай наслаждение, а там хоть трава не расти. Инертность ума преодолевается, если он почувствует удовольствие в контрастном душе и неудовольствие в пиве. Для этого нужно длительное время и революция в сознании. Иными словами, инертность побеждается, когда разум одерживает верх над умом и тот осознает новый вкус счастья от активной жизненной позиции, привитой разумом.
Люди зачастую списывают свою несчастливую долю на свой дурной характер. Но, конечно, далеко не все. Большинство в своё оправдание найдет массу других виновников. Но и первые проявляют инертность мышления. Если хочешь быть счастливым – стань им. Если счастью мешают плохие качества личности, воспитай в себе достоинства, которые нейтрализуют пороки. Ведь цели бывают разные. Можно ставить цель купить квартиру, машину, дом, а можно поставить перед собой духовную цель – воспитать в себе определенные достоинства. Допустим, человеку мешает раздражительность. Не нужно бороться с пороком. По всем правилам постановки целей (см. статью «целеустремленность) поставьте перед собой цель сделать проявленными качествами вашей личности спокойствие, уравновешенность, доброжелательность и невозмутимость. На это уйдет время – полгода или год. У кого как. Но как только эти достоинства станут вашими качествами, о раздражительности можно навсегда забыть.
Инертность не следует безоговорочно записывать в пороки. Иногда она становится последним бастионом, защищающим убеждения, верования и принципы человека. Мозг обладает способностью длительное время удерживать в памяти информацию, полезность которой многократно подтверждается практической деятельностью человека. Например, стойкость в борьбе за свои убеждения основана на инертности мышления как свойстве мозга. Если убеждения были прогрессивными, значит, такую инертность можно только приветствовать. Но если убеждения личности становятся тормозом на пути прогрессивных жизненных перемен, то тогда инертность превращается в несомненный порок.
Инертный человек апатичен, тяжел на подъём. Ему необходимо время «для раскачки», и он нуждается в том, чтобы получать указания. На помощь приходят женщины – народ более эмоциональный, мобильный. Мужчины по своей природе более консервативны и инертны, нежели женщины. Не случайно, что чаще всего семейные отношения разрываются по инициативе женщины. Инертная женщина – печальное зрелище. Длительное общение с инертной женщиной не доставляет мужчине удовольствия.
У русского баснописца Ивана Андреевича Крылова инертность характера сочеталась с ленью, что не мешало ему быть одним из первых поэтов России. Его современники рассказывали о нем анекдоты, как мы рассказываем сейчас о Чапаеве и Брежневе. Раз в доме, смежном с квартирой Ивана Андреевича Крылова, случился пожар. Слуги, сообщив Крылову об этом, бросились спасать разные вещи и все время просили, чтобы он поспешил собрать свои бумаги и ценности. Но Крылов, не обращая внимания на просьбы, крики и суматоху, оставался лежать на любимом диване. Более того, Крылов приказал подать чай и, выпив его, не торопясь, закурил сигару. Покончив с этими делами, Крылов медленно оделся, вышел на улицу, поглядел на горевшее здание и проговорил: — Только-то и всего… С этими словами Крылов возвратился в свою квартиру и снова улегся на диван.
У Крылова над диваном, где он обычно лежал, висела большая картина в тяжелой раме. Кто-то заметил, что гвоздь, на котором она была повешена, не прочен и что картина когда-нибудь может сорваться и убить хозяина. — Нет, не стоит трудиться перевешивать, — лениво ответил Крылов на замечание. — Картина специально висит так… Угол рамы должен будет в таком случае непременно описать косвенную линию и миновать мою голову…
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/