Корректность как качество личности – способность просчитать реакцию на свои слова и поступки, вызванные фактом не соблюдения или не строгого и точного следования окружающими установленным правилам, и принять решение в какой форме выразить свою точку зрения, чтобы не обидеть или не унизить их.
В большинстве словарей корректность определяют как тактичность в обращении с людьми; вежливость, учтивость. Практика давать определение какому-либо качеству личности путем перечисления других схожих на него, но совершенно самостоятельных качеств, также правомерна, как сажать за решетку всех людей, которые чем-то похожи на фоторобот. Хороша наука, если у нее деликатность – это мягкость, вежливость, предупредительность, осторожность в обращении, а обходительность – вежливость, приветливость, учтивость. Масло масляное. У каждого качества личности существуют ему одному присущие качественные характеристики, едва уловимые нюансы, которые и выделяет человеческое подсознание в процессе общения. Когда надо в считанные секунды дать оценку поведения другого человека в контексте бестактно оно или некорректно, подсознание, подобно эксперту, улавливающему «запах, группу крови и дактилоскопию» качества личности, точно классифицирует природу слов и действий окружающих.
Допустим, вы сидите на стадионе, наблюдая за футбольными баталиями, и вдруг видите и слышите, как нападающий соперников говорит, после захлебнувшейся атаки, защитнику вашей команды оскорбительные слова и сопровождает их аморальными жестами. Вы сразу скажете: «Некорректное поведение, надо удалять его с поля». Почему вы не сказали, что он ведет себя нетактично? Потому что степень вины содеянного при некорректном поведении несоизмерима с простой бестактностью. Бестактность, когда они оба прыгнули за мячом, слегка столкнулись, один упал, а второй не протянул ему руку, чтобы тот поднялся с газона. Когда же игрок производит физическое нападение на соперника или проявляет к нему намеренную агрессию, запугивает, действует вопреки принципам морали и нравственности, выражает в грубой форме презрение к сопернику, любой непредвзятый человек классифицирует данные действия как некорректное поведение. В то же время, некорректный вопрос обычно воспринимается как неправильно поставленный, неточный, тогда как, бестактный вопрос – вопрос относительно человека, затрагивающий или унижающий его честь и достоинство.
Корректность не тождественна тактичности, не является ее синонимом. Тактичность как качество личности – способность в общении с людьми знать меру, не допуская неприятных для окружающих слов и действий, всегда и везде быть к месту, легко и непринужденно принимать обычную для данной группы людей манеру общения; способность соизмерять собственные слова, чувства, интонации и поступки с их аналогами у других людей.
Важная функция тактичности – сказать или не сказать, действовать или бездействовать, придти или не приходить, уйти или не уходить, словом, сделать всё возможное, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. Если тактичность видит здравый смысл в молчании или бездействии, она будет молчать, и все будут довольны. Корректность, подобно хазановскому попугаю, попавшему в зоопарк, молчать не намерена ни при каких обстоятельствах. Раз нарушены правила, которые она свято чтит и которым строго следует, значит, она обязательно выскажет свое мнение нарушителям, но в приемлемой, не обидной для них форме.
Корректность правильна и объективна. Обнаружив ошибку человека, она спокойно скажет, как ее исправить, а не будет орать во всю Ивановскую. Представим корректного человека на должности редактора. К нему поступает рукопись от спонсора. Тактичный редактор, скорее всего, раздаст похвалы, выскажет спонсору одобрение, и не будет править текст. Корректный человек, будь то рукопись «Малой Земли» самого Л.И. Брежнева в годы его нахождения на вершине власти, обязательно выправит текст, а свои замечания выскажет в такой форме, что генеральный секретарь остался бы довольным.
В контексте корректности любопытно вспомнить о деятельности А. П. Чехова как редактора. Профессор Н. М. Сикорский пишет: «Редактор бережно относится к тексту автора, не делает никаких исправлений лексического, стилистического или иного характера, но снимает все, что ему кажется лишним в конструкции сочинения или отдельных фраз». Так, при правке рассказа Е. М. Шавровой «Софка», Чехов обращается с авторским текстом очень бережно, корректно, меняя в основном лишь форму слова (время глагола, падеж существительного…) или заменяя слова синонимами с более точным и подходящим для данного текста значением. Например, слово «сделалась» в контексте «сделалась взрослой барышней», Чехов заменил более привычным для этого выражения словом «превратилась». Когда же А.П.Чехов все же вынужден вмешаться в язык и стиль того или иного начинающего литератора, то в письмах к нему он обязательно замечает, что «это не критика, а очень субъективное рассуждение, которым Вы имеете полное право пренебречь…».
Корректность всегда осторожна в выводах и замечаниях. Невежественные люди, не понимая ее природы, принимают корректность за слабость. В действительности корректный человек, имея твердую жизненную позицию, осознанные принципы и проверенные практикой убеждения, излучает силу, убежденность, уверенность в себе и непреклонную решимость следовать установленным правилам того сообщества, в котором он сегодня живет. Обладая чувством меры, уравновешенностью и самообладанием, корректный человек умело контролирует проявление своих чувств и эмоций.
Корректность – сложное качество личности, представляющее искусную композицию из чести, ответственности, обязательности и принципиальности, с одной стороны, и из тактичности, вежливости и учтивости, с другой. Первая сторона отвечает за строгое, точное и четкое следование установленным правилам, которые корректный человек понял и принял душой и разумом, вторая – этикетная сторона, отвечает за форму доведения до окружающих всех замечаний, поправок, исправлений и изменений, которые он обнаружил. Казалось бы, стороны взаимно исключают друг друга и ставят под сомнение выживаемость корректности как качества личности. Однако практика доказывает обратное — жесткие требования первой стороны относительно строгости композиции резко уменьшают возможности каких-то существенных отклонений от строго соблюдаемых правил. Поэтому, когда приходит очередь вершить суд второй стороне, нарушения оказываются мизерными, и замечания по их устранению никого не способны обидеть.
Петр Ковалев 2013
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/