Краснобайство как качество личности – склонность к пустому, бессодержательному красноречию, многословию, внешней эффектности речи.
Красноречие не есть краснобайство. Красноречие (Красноречивость) как качество личности – способность владеть ораторским искусством, даром слова, говорить красиво, вдохновенно, стильно, а главное доходчиво и убедительно. Человек, владеющий красноречием – златоуст. Человек, пораженный краснобайством – ржавоуст.
Краснобай страдает многословием, то есть, склонен к несдержанности в мыслях, излишеству слов в передаче чего-нибудь, излишне пространной форме словесной передачи чего-нибудь. Ему близко пустозвонство, то есть краснобай склонен к пустопорожним разговорам, распространению пустых слухов, сплетен, он склонен говорить много пустого и несерьезного, болтать вздор, переливать из пустого в порожнее, заниматься трепологией.
Краснобайство немыслимо без пустословия (склонности к пустым, бесплодным, бессодержательным разговорам), суесловия (склонности говорить много и попусту, искажая подлинную суть слов; склонности проявлять неверность слову, употреблять слова не в их собственном, а в обыденном, расхожем смысле», словоблудия (склонности играть словом, неумеренно, спекулятивно и бессмысленно им пользоваться) и горлопанства (склонности говорить много, громко и попусту, не слушая собеседника).
Краснобайство пусто, бессодержательно. Это его отличительная черта. Потому краснобаев часто называют пустозвонами. Краснобай увлекается внешним блеском слов и постройки речей, но в результате их не оставляют того поучительного впечатления в памяти, на которое надеялся и рассчитывал внимательный слушатель. На каких данных основывается переименование краснобаев в пустозвонов? Невольно припоминаются нередкие в глухих городах и селах случаи такого рода. Нерадивые и нетрезвые священники велят звонить по праздникам для приличия. Сам батюшка в подгуле сидит дома, а пономарь позвонит в один большой колокол, а потом заведет и перезвон «во вся», по порядку заутрени и обедни. Звон сзывает прихожан, а потом незаметно приучает их к тому очевидному факту, что тут каждый раз — явный обман, напрасная тревога. Надо быть равнодушными. Иной усердный богомолец бедняк-старичок придет к Божьему храму и, взглянув на запертые церковные двери, махнет рукой, покачает головой. И неудивительно, если он при этом накажет заочным укором и наградит бранным словом того, кто произвел этот призывной, но бесцельный звон — «пустозвон».
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/