Трагедизирование как качество личности – склонность усложнять, крайне преувеличивать последствия какого-либо обстоятельства, превращать чуть ли не любую неприятную жизненную ситуацию в катастрофу, ужас и бедствие.
Трагедизирование означает «делать из мухи слона», то есть сильно преувеличивать, превращая обычную неблагоприятную ситуацию в эпохальное трагическое событие.
Трагедизирование – профессионал придавать чему-либо негативному неоправданно большое значение, оно — настоящий дока из несущественного, простого случая, из маленькой проблемы раздуть сложнейшую, колоссальную проблему.
Сгущая краски, трагедизирование искусственно вводит себя в состояние беспокойства и тревожности. Так и хочется ему сказать: «Твоей трагедии, дай её Леониду Гайдаю, хватит на десяток кинокомедий».
Зачастую трагедизирование выдумывает трагедию на ровном месте, чтобы как-то заполнить вакуум своей пустой жизни.
Трагедизирование убеждено, что жизнь по своей сути трагедия, финал которой предрешен. Ребенок родился, но Аннушка уже где-то разлила для него масло. Стоит только подождать.
У страха глаза велики. Трагедии еще не произошло, но воображение уже нарисовало негативный сценарий, в котором в одном клубке сплелись тяжкие последствия, горе и беда. Дочь отрицательного ожидания, трагедизирование делает много шуму из ничего, прибавляет, дорисовывает страшные картины, которые, по ее мнению, неизбежно произойдут после реализации бедствия.
Неопределенность среды, в которой безумствуют риски, порождает у человека – последователя трагедизирования, страх от возможности их реализации. Чем больше человек знает о рисках, тем больший страх он испытывает от гипотетической возможности их проявления. Поэтому трагедизирование загодя «раздувает кадило», ищет трагедию в каждой истории, чтобы потом с чувством удовлетворения сказать: «Я же предупреждало».
Трагедизирование – это привязанность к трагедии длиною в жизнь.
Эрих Мария Ремарк говорил, что «настоящая трагедия должна быть короткой». Трагедизирование считает иначе. Как наркоман не может жить без очередной дозы, так и оно находится в подавленном, угнетенном состоянии, пока не раскошмарит себя негативными мыслями.
Характерно, что трагедизирование может существовать и уютно себя чувствовать как в прошлом, так и в настоящем и будущем. В прошлом оно отыскивает былые несчастья и неудачи, в тысячный раз пережевывает и переживает их и проявляет себя в настоящем как олицетворенная несчастность, безысходность и опустошенность.
В режиме «здесь и сейчас» трагедизирование берет себе в союзники осознанность и в каждом действии констатирует свою неудачность, неуспешность и неудовлетворенность жизнью, людьми и собой. Безрадостно представляя будущее, трагедизирование, словно на большом экране, видит печальные последствия реализации самых худших ее предположений и отрицательных ожиданий.
В трагедизировании человек сравнивает негативное возможное со своими живыми реалиями и получает от этого сопоставления определенный вкус счастья. Многие, посмотрев фильм ужасов, выходят на улицу, облегченно вздыхают и испытывают радость от счастливого настоящего, от того, что это со мной не случилось. Теодор Драйзер в романе «Титан» писал: «Жизнь по-настоящему красива лишь тогда, когда в ней заложена трагедия». С этим тезисом трагедизирование полностью согласно. Для него жизнь без трагедии, всё равно, что брачная ночь без невесты.
Трагедизирование воспринимает жизнь крупным планом, поэтому оно видит негативные случайные черты в полной мере. Это и мешает ему увидеть, что «мир прекрасен». Мелочи жизни выдвигаются на первый план, заслоняя действительно важное и значимое. Мелочное восприятие окружающего мира – вот подлинная трагедия трагедизирования.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/