Обобщение как качество личности – склонность придавать единичному значение общего, при этом делая огульные, необоснованные, оскорбительные или хвалебно — восторженные выводы, заключения из рассмотрения отдельных фактов.
К одному врачу обратился за помощью сапожник. Он был тяжело болен, и казалось, что дни его сочтены. Как ни старался врач, но так и не нашел лекарства, которое могло бы помочь. Испуганный больной спросил: — Неужели нет ничего, что могло бы меня спасти? — К сожалению, я не знаю такого средства. — Если мне уже ничто не поможет, то у меня есть последнее желание. Я хотел бы съесть горшок супа из бобов и уксуса. Врач пожал плечами и покорно произнес: — Я не верю в это, но если вы так хотите, можете попробовать. На следующее утро, к его изумлению, пред ним стоял сапожник, живой и здоровый. Тогда врач сделал об этом запись в своем дневнике.
Вскоре его вызвали к тяжелобольному портному. И в этом случае искусство и опыт врача были бессильны, чтобы помочь.
Он честно признался в этом больному. Тот взмолился: — Неужели вы не знаете какого-нибудь лекарства? Врач подумал и сказал: — Нет, но совсем недавно у меня лечился сапожник с болезнью, похожей на вашу. Ему помог суп из бобов и уксуса. — Если нет никакой надежды, я попробую, — ответил портной. Он съел этот суп и на другой день умер. Врач записал в своем дневнике: «Вчера ко мне обратился портной. Ему ничем нельзя было помочь. Он съел суп из бобов и уксуса и умер. Что хорошо для сапожников, плохо для портных».
Обобщение, если оно осуществляется правильно – необходимый приём познания, при котором сравнивается ряд предметов, явлений и вскрываются черты, одинаково свойственные им всем. В единичном выявляется значение общего. То есть, осуществляется мысленный переход от отдельных фактов, событий к отождествлению, обобщению их в мыслях или делается переход от одной мысли к другой более общей. Это логическое обобщение.
Обобщение без всякой статистики – одна сплошная предвзятость. Хорошо, когда обобщения делаются грамотно, иначе обобщения превращаются в оскорбления. Например, изменила жена. Обобщение: все бабы – суки, вся жизнь – дерьмо, и солнце – грёбаный фонарь.
Василий Иванович Чапаев читает Логику, вбегает Петька: — Василий Иванович, что такое логика? — Ну как тебе это объяснить? Ну, например, ты пиво любишь? — Люблю (отвечает Петька). – Ну, раз любишь, значит, и пьешь — Естественно! — Значит и мочишься? — Знамо дело Василий Иванович! Раз мочишься, то у тебя и член имеется. — Конечно, Василий Иванович! — Раз член имеется, значит, ты его и во взаимоотношениях с женщинами используешь. Раз так, значит, и женщин любишь! — Обижаешь Василий Иванович! – Ну, понял что такое логика? — Понял Василий Иванович!
Побежал дальше видит Фурманов стоит. — Ты знаешь, что такое логика? – Нет. – Ну, вот, например, ты пиво любишь? – Нет. – Все, кто не любят пиво, не имеют члена. – А Анка пиво пьёт? – Нет. – Жалко девку. Детей у неё не будет. Неоткуда им взяться. Все, кто пиво не пьёт, не могут иметь детей.
Итак, обобщение оскорбительно. Без аргументов и доказательств оно огульно переносит пороки отдельной личности на всех людей по каким-то признакам с ним схожими: пол, возраст, нация, страна.
Обобщение – мать предубеждений. Человек всегда имеет отношения с конкретной личностью. Все выводы нужно делать на уровне конкретной личности, не прибегая к необоснованным обобщениям. Берите отдельную личность и с ней разбирайтесь: какие у неё были намерения и цели так поступить, в каком настроении она действовала, к каким средствам решила прибегнуть, чтобы осуществить свои желания.
Обобщение – это табу для разумного человека, который понимает, что никогда нельзя обобщать. Обобщение – это оскорбление: — Все верующие – придурки и сектанты. Все мужики – козлы. Все бабы – продажные и меркантильные суки. Все ирландцы – алкоголики. Все евреи – жадные подонки. Меня обсчитали – армяне, значит, все армяне – жулики.
Однажды Мудрец сказал: — Предположим, кто-нибудь скажет: — У китайцев тоже есть комнаты, значит все комнаты скопированы с китайских. Здесь есть ковёр. Это говорит о монгольском влиянии. Только что вошёл слуга, а это, несомненно, римский обычай. А может быть, древнеегипетский? Через окно я вижу птицу. Исследования позволяют нам сказать почти с уверенностью, что в Древнем Египте тоже видели птиц через окна. Поистине, эта комната представляет собой удивительный сплав унаследованных обычаев!» Что бы вы подумали о таком человеке?
Как часто в межличностных отношениях мы слышим оскорбительные обобщения: — Всегда ты ведёшь себя паскудно. Вечно из-за тебя одни неприятности. Ты никогда меня не понимал и никогда не слушал. Почему ты всё время пытаешься вывести меня из себя?
— Ты всегда неуважительно разговариваешь с моей мамой и с моими подругами. А мы всё-таки леди. – Я вас, ледей, на сквозь вижу.
Арина Забавина пишет: «Расхожая фраза «Все мужики козлы» — это пощечина всем без исключения мужчинам: нашим отцам, братьям, сыновьям… А так ли безгрешны мы — женщины, чтобы иметь право на такие слова? Нельзя по отдельным представителям судить: Об их народе. Об их религии. Обо всех представителях того же пола. Обо всех представителях той или иной профессии. Даже если их много. Даже если их (предположим) — большинство. Обобщение в любом случае будет ошибкой и заведёт либо в дебри, либо в тупик. А мы порой так бываем склонны к обобщениям, особенно в дискуссиях или полемике.
Ох уж эти обобщения со знаком «минус»… Масло для огня… А если обобщения со знаком «плюс»? Другая крайность — розовые очки. Искажения восприятия, ведущие к болезненным разочарованиям. Нет универсальной гребёнки, под которую можно всех причесать».
Обобщение – удел глупости. Глупость готова всё обобщить.
Анекдоты о некорректных обобщениях. — Вася, представляешь, моя жена говорит, что все мужчины дураки.
— Нет, ошибается она, вот я, например, холостой!
Он: — Привет, животное! Она: — Что ты сказал?! Он: — Ну, я пока ещё не определился, зайчик ты или котёнок. Вот и решил обобщить…
Как-то раз беседовали двое уважаемых граждан из Страны дураков. — Знаешь, — сказал первый. — Когда бы я ни читал таблицу умножения, у меня кружится голова. — Вот удивительно! — воскликнул второй. — То же самое происходит со мной, когда я бегаю. Не будучи в состоянии найти какое-либо обобщающее объяснение этим двум событиям, они отправились со своими переживаниями к наимудрейшему человеку в стране. Наимудрейший сказал: — Очевидно, что и числа, и бег были изобретены человеком неблагонадёжным, и его влияние всё ещё присутствует в них. Поэтому избегайте и того, и другого!
Обобщение – полярность мышления.
Однажды Учитель остановился со своими учениками в тени дерева. Царила небывалая жара, и ученики изнывали от зноя. — Эх, сейчас бы воды, — сказал один из учеников. — Да, вода это всегда прекрасно, — заметил второй. — То, что слишком общо не верно, — спокойно заметил Учитель. — А верно ли это? — переспросил его самый первый ученик. — Разумеется, нет, — ответил Учитель. — Но почему?! — удивился один из учеников. — Потому, что слишком общо, — рассмеялся Учитель.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/