— Ты, дружок, из тех мужей,
Что безвреднее ужей:
Егозят, а не кусают,
Не сказать ишо хужей!
Чтоб чужую бабу скрасть,
Надо пыл иметь и страсть!
А твоя сейчас задача —
На кладбище не попасть!.. (Нянька)
(Цитата из сказки «Про Федота-стрельца — удалого молодца», 1986)
Безвредность как качество личности – неспособность кому-либо навредить, действовать на зло; отсутствие склонности к интригам, козням, коварству и вероломству; устойчивое нежелание кого-либо обидеть, поддеть, кому-то насолить, испортить настроение.
Жила-была невероятно свирепая, ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобность. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и Змея решила жить простодушно, не нанося ущерба кому-либо. Но как только люди узнали про то, что Змея не опасна, они стали бросать в нее камнями, таскать ее за хвост и издеваться. Это были тяжелые времена для Змеи. Мудрец увидел, что происходит, и, выслушав жалобы Змеи, сказал: «Дорогая, я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их».
Нет ничего страшного в том, чтобы «пошипеть» иногда на нехорошего человека или врага, показывая, что вы можете постоять за себя и знаете, как противостоять злу. Только вы должны быть осторожны: яд в кровь обидчика пускать нельзя. Можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. А это очень важно, потому что зло никогда не приводит за собой добро.
Безвредность – неприятие насилия. Пока человек не изжил в себе гордыню и эгоизм он не может быть безвредным, то есть неспособным причинять другим людям зло. Гордыня предполагает разбухшее эго, молниеносно реагирующее на любую, с его точки зрения, опасность. Показалось ему, что кто-то не так поглядел, не так сказал, и оно приготовилось к бою. Противостояние, конфликты, скандалы – родная стихия эго. Эго молчит, когда не слышит в словах других присутствия других эго. Пока разговор идет в доброжелательном, спокойном тоне оно молчит, но стоит хотя бы одному эго влезть в слова говорящего, эго других людей просыпается по сигналу «Тревога».
Безвредность – дочь смиренности и ненасилия. Философ Олег Торсунов утверждает: «До тех пор, пока человек не является смиренным и негорделивым, он не может быть безвредным и не причинять насилия. И после того, как человек не будет никому причинять насилие, он должен научиться: первое – терпению. После того, как мы ненасилие воспитали в человеке, надо проповедовать в нём терпеливость и обучать его, как можно терпеть. Надо рассказывать, как взаимоотношения строить в семье, как правильно относиться к близким, что надо желать им счастья, здоровья и т.д. Чтобы правильные отношения на уровне ума возникли».
Иными словами, безвредный человек тот, кто взрастил в себе смиренность, искоренил гордыню и эгоизм, воспитал в себе любовь к ненасилию, простоту, стал терпеливым и терпимым к недостаткам окружающих. По существу говоря, безвредность есть смиренность плюс отсутствие гордыни.
Безвредность – устойчивая неприязнь к враждебности и агрессии. Чтобы лучше понять суть безвредности как качества личности, нужно поинтересоваться, что представляет её антипод – вредность. Всё, что характерно вредным людям, естественно, отсутствует в безвредных. Вредность как качество личности – склонность действовать на зло, не слушать других людей, постоянно перечить, портить настроение, стараться обидеть, поддеть, кому-то насолить, лишь бы получить удовольствие от своей значимости.
Безвредность безобидна. Эти два качества лично проявляются в неразрывной связке. Безобидность как качество личности – способность никому сознательно не наносить обиду, огорчения, досаду, боль, зло и страдания; неспособность причинять вред, ущерб, внушать на свой счет какие-то опасения.
Безвредным и безобидным человека делает убеждённость, что большинство проблем можно решить на основе смиренности и ненасилия. Смиренность (смирение) как качество личности – способность перебороть в себе любые проявления эгоизма и гордыни, проявлять равнодушие к почестям.
Безвредный человек знает, что любой вред людям оборачивается растратой благочестия. Сделал зло и на твоём небесном счете благочестия, отвечающего за удачливость и хорошую судьбу, Высшие силы производят существенный вычет. Если вычитать нечего, следует немедленное наказание по типу: Украл – в тюрьму. То есть человеку, не имеющему сбережений на счёте «Благочестие», стадия «Выпил» не светит. Взял банк и не успел даже рубля истратить на собственные удовольствия. Сразу руки за спину и в родной дом, в гости к Хозяину.
Безвредный человек смиренен, но это не означает, что он неспособен оказать отпор врагу, не означает, что на удар по одной щеке он подставляет другую. То есть безвредная личность – это не трусливое существо, скрывающееся от жизненных проблем и регулярно подставляющее, то одну, то другую щеку для удара. Смиренный воин – прекрасный дисциплинированный солдат, хладнокровно расправляющийся с врагом. Эмоции ненависти, злобы, мести на самом деле мешают воину спокойно и расчетливо вести бой, проявлять расчетливость и смекалку. Смиренный боец уважает врага и поэтому не проявляет самонадеянных и опрометчивых действий, заканчивающихся большой кровью. Смиренные солдаты часто становятся героями.
По закону компенсации, если человек вас ударил, а вы его простили, это ни в коей мере не снимает с него грех. Не ударили вы, следовательно, ударит кто-нибудь другой. Человек не может видеть всех причинно-следственных связей мироздания, поэтому зачастую пытается огульно судить, что справедливо, а что несправедливо. Безвредность, зная ограниченность своего видения, предпочитает в отношениях с людьми придерживаться линии поведения, не ведущего к конфликтам.
«Безвреден, кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит», — утверждает Абай Кунанбаев. Безвредность может бурно проявлять негативные эмоции, но знающие её окружающие спокойно реагируют на фонтан негатива. Они понимают, что безвредность пошумит-пошумит и опять станет смиренной и терпеливой.
Петр Ковалев 2014 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/