Чувство вины как качество личности – склонность находиться в состоянии виноватости, побитости после того, как человек сам себя отругал; склонность к устойчивому состоянию сознания, в котором человек чувствует глубокую собственную никчемность или ничтожность.
Мастер учил, что вина в любом проявлении — пагубное чувство, которого нужно избегать, как самого дьявола. — Но разве мы не должны ненавидеть свои грехи? — спросил ученик. — Если ты чувствуешь свою вину, то ненавидишь не свой грех, а самого себя.
Чувство вины мучило доктора Х. весь день. Внутренний голос уговаривал его: — Ладно, тебе, с кем не бывает, ты не первый и не последний врач, который имеет половые отношения со своими пациентами. Но тут другой голос, подленький такой, возвращал его обратно: — Но ты же все-таки ветеринар.
Жена вернулась с отдыха в Крыму: — А вот и мы! – Кто это мы, — спрашивает муж. – Я и чувство вины…
Что это за жизнь, если за тобой увязался хвост – чувство вины? Есть ли под солнцем более угнетающее и парализующее чувство, чем чувство вины? Оно может стать навязчивой идеей, проклятием, крематорием разума и души. Оно грызёт каждую ночь, как крыса – мутант. Джоди Пиколд в «Последнем правиле» пишет: «Жить с чувством вины — всё равно что сидеть за рулём машины, которая едет только задним ходом». Чувство вины отключает разум. На нём не построишь мост в будущее.
Если у человека нет чувства вины, это означает, что он чувствует себя достойным любви и уважения. Чувство вины безжалостно отбирает у человека ощущение права быть любимым или любимой. Чувство вины порождает страх, что меня не любят. Чем больше чувство вины, тем в большей степени человек теряет убеждённость, что он имеет право на любовь, имеет все основания быть любимым.
Чем больше мы кого-то любим, тем сильнее испытываем перед ним чувство вины. Допустив ошибку относительно близких людей, человек погружается в омут стыда и вины, его охватывает страх, что близкие люди его никогда не простят. – Нет мне прощения, — думает он. Владимир Маяковский как-то сказал: «Как ужасно расставаться, если знаешь, что любишь и в расставании сам виноват».
— Слушай, я вчера вела себя просто ужасно. Я хочу загладить свою вину. — Перестань, ты ни в чем не виновата… А как?
Если чувство вины надолго залезло, как заноза, в мыслеоборот человека, есть только три сценария развития ситуации. Первый сценарий: из состояния чувства вины выходить посредством цинизма, отупения чувств, наглости и хамства. Мол, так вам и надо. А что вы, сволочи, хотели? Человек становится бесстыжим. Бесстыжесть предохраняет его от болезненного чувства вины. Он ломает все нравственные ограничения, резко деградирует до полной аморальности и бесстыдства. Не получив прощения, новоиспечённый наглец и хам избавляется от чувства вины, доказывая себе, что тот, кого он обидел, причинил боль или унизил, достоин этого. Второй сценарий: стресс, депрессия, уныние, словом, психическое расстройство на основе чувства вины. Если чувству вины дать волю, оно способно растоптать личность и свести её с ума. Третий сценарий – убедить себя в том, что каждый имеет право на ошибку.
Ключ к чувству вины – сильное чувство стыда. Посредством прохождения через сильный стыд человек избавляется от чувства вины. Ощущение своей невиноватости не является бесстыжестью. Человеку стыдно за совершенную ошибку, но зная, что никто не застрахован от ошибок, он не чувствует себя виноватым. Наши чувства несовершенны, поэтому человек обречен иногда ошибаться. Человек в силу своей природы неспособен действовать безошибочно. Понимая это, он использует конструктивно возникшее чувство вины: старается измениться в лучшую сторону, улучшает отношения, лучше выполняет работу.
Виноватить себя правомерно, если заметил ошибку и проигнорировал, то есть ничего не сделал, чтобы её исправить. Но если человек исправил ошибку и продолжает заниматься самобичеванием, значит его чувство вины деструктивно. Человек вязнет в чувстве вины, когда теряет внутреннюю способность любить себя и прощать себе ошибки. Вина даётся для личностного роста, а не для саморазрушения.
Психолог Руслан Нарушевич пишет, что по своей природе каждый из нас абсолютно невинный. Мы имеем совершенную природу. И только то, чем мы себя считаем, оно может ошибаться. Например, наши глаза не идеальны. Глубокий анализ событий нам не доступен. Например, вы идете просто по улице и видите, что впереди идёт ваша одноклассница. Это вам ваши чувства говорят, глаза и память, что вот у нее такое пальто и такая сумочка. И вы сзади подбегаете, закрываете ей глаза и говорите: — Угадай, кто? Она говорит: я сейчас полицию позову. Это не она оказывается. То есть наличие такого же пальто и сумочки не говорит вообще-то, что это тот самый человек. Нашему телу и уму присуща склонность совершать ошибки, в силу того, что чувства, которыми мы снимаем информацию несовершенны. Как частицы Бога мы свободны. Но поскольку мы себя такими не считаем, а все время считаем себя глазами, ушами, ногами, руками, умом, воспоминаниями, тем-сем, пятым-десятым, то это всё ошибается.
Гарантирован врач от ошибок? В «Анатомии страсти» персонаж говорит: « «Для начала не навреди» — доктора дают такую клятву, но вред всё равно наносится, а потом появляется чувство вины, и нет такой клятвы, которая справилась бы с этим. Вина никогда не приходит одна, она приводит друзей: сомнения и чувство незащищённости».
Иными словами, отсутствие чувства вины связано с осознанием себя как духовной частицы, искорки Бога. Не сентиментально, а благодаря духовной практике. Человек, который начинает такую практику у него исчезает нездоровое чувство вины, потому что он понимает: есть кто-то, кто принимает меня абсолютно, таким как я есть. Если человеку довелось встретить истинного духовного наставника, его просто потрясает такая строгость, с одной стороны, а, с другой, — большое прощение и снисхождение. Контраст такой строгости очень может быть у аскетичного человека, но который на меня смотрит с большим снисхождением как на маленького ребенка и все равно любит. Поэтому этот атрибут невинности он нам присущ по природе. Но то, чем мы себя считаем, оно несовершенно и поэтому без конца совершает ошибки.
Сознаю свою вину.
Меру. Степень. Глубину.
И прошу меня направить
На текущую войну.
Нет войны — я все приму —
Ссылку. Каторгу. Тюрьму.
Но желательно — в июле,
И желательно — в Крыму.
Поэтому когда мы переживаем это, мы понимаем, что слишком сильно полагались на свой ум и чувства. Они нас подвели просто-напросто. И тогда мы начинаем чувствовать себя виноватыми. Ошибка, начинается чувство вины: как я так мог подумать о человеке? Поэтому вместо того чтобы испытывать чувство вины нужна четкая картина, что, первое, я по природе своей абсолютно не виновен. Чтоб себе напоминать об этом нужно маленькое чувство юмора. Не надо оправдываться просто. Можно лучше, чем оправдываться, лучше сказать с юмором: — Если бы я этого не сделала, мне бы вообще цены не было.
Чувство вины – дочь гордыни, родство между ними обнаруживается в претензии на свою безошибочность, безупречность и безукоризненность. Порядочного человека тяготит чувство вины, невольно вызванное им в других. Чингих Айтматов в романе «Плаха» пишет: «Когда я чувствую, что люди испытывают какую-то вину предо мной, для меня это так мучительно, что мне хочется быстрее освободить их от угрызений совести, чтобы ничто не смущало их при виде меня. Ибо тогда я сам чувствую себя виноватым в их вине».
Человек, склонный к проявлению сожаления, является лёгкой добычей чувства вины. Сожаление как качество личности – склонность к проявлению чувства печали, скорби, раскаяния, вызванного осознанием какой-либо утраты или непоправимости чего-либо, невозможности изменить или осуществить что-нибудь. Сделав неправильный выбор, упустив свой шанс, человек порой испытывает не досаду, а жесточайшее чувство вины, которое ежедневно отравляет ему жизнь. Мысли о том, что надо было поступить иначе, делают человека устойчивым носителем чувства вины.
Чувство вины – инструмент манипуляции сознанием человека и страшное орудие для его эксплуатации. Вадим Зеланд пишет: «Чувство вины служит ниткой, за которую человека могут дёргать маятники, а в особенности манипуляторы. Манипуляторы – это люди, которые действуют по формуле: «ты должен делать то, что я говорю, потому что ты виновен», или «я лучше тебя, потому что ты не прав». Они пытаются навязать своему «подопечному» чувство вины, чтобы получить над ним власть, или для самоутверждения. Как только кто-то выразил готовность принять на себя чувство вины, манипуляторы тут же приклеиваются и начинают сосать энергию. Для того, чтобы не попасть под их влияние, нужно всего лишь отказаться от чувства вины. Вы не обязаны ни перед кем оправдываться и никому ничего не должны. Если действительно вина есть, можно понести наказание, но только не носить вину с собой».
В чём конкретный вред чувства вины на физиологическом уровне? Оно, по мнению Лууле Виилмы, лишает сердце сил, замедляет циркуляцию крови и препятствует нормальному кровоснабжению всего тела. Чувство вины своей тяжестью давит на сердце, и оно становится слабым, вялым, ленивым. Чувство вины “не в состоянии прокормить семью“. Поскольку третий и четвертый поясничные позвонки соответствуют половым органам, то устрашающее чувство вины отнимает у половых органов желание работать, и возникает импотенция. Из разросшегося чувства вины вырастает злоба. Страх “меня не любят” блокирует рассудительность. Человек теряет способность думать, и в нем развивается лавинообразная цепочка стресса – чувство вины перерастает в страстное желание, а оно, в свою очередь, в злобу, покуда не наступит гибель. Чувство вины делает человека слабым и восприимчивым к плохому. Чувство вины – это стресс сердца. Если человек сделал в жизни что-то неправильно, либо не сделал того, что требовалось, либо оставил неисправленной свою ошибку – то на душе у него возникает необъяснимое чувство вины. Если он не освободится от чувства вины, то навлечет на себя обвинение. Никогда не обвиняет тот, кто сам не испытывает чувства вины. Кто обвиняет больше всех, тот испытывает наибольшее чувство вины. Страх перед обвинением заставляет идти в наступление на другого.
Нельзя путать чувство вины с ответственностью. Александр Свияж на этот счет пишет: «Некоторые люди говорят так: я виноват во всём, что произошло! Вина и ответственность — разные вещи. Если вы будете считать себя виноватым, вы подсознательно будете привлекать в свою жизнь то, что будет для вас наказанием. Ответственность — это значит: я сам создал свою жизнь такой, какая она есть, значит, я сам могу её изменить. Я — не жертва. Никто не виноват в том, что мне плохо».
Разумный, сильный человек сделает правильный выбор, взяв на себя ответственность вместо чувства вины. Марк Аврелий учил: «Вини себя или же не вини никого». Поэт Игорь Губерман пишет:
Всему ища вину вовне,
Я злился так, что лез из кожи,
А что вина всегда во мне,
Я догадался много позже.
Парадоксально, но не чувство вины повышает ответственность, а прощение. Вина и наказание лишают выбора. Ответственность наоборот генерирует новые мысли и линии поведения. Какой прок в наказании, если оно не учит, как поступать иначе? Помимо этого, наказание и чувство вины всегда ассоциируются с насилием, унижением, обидами и озлобленностью. Признав свою вину, самонаказав и раскритиковав себя, человек подсознательно притягивает в свою жизнь беды и несчастья. Франц Кафка в «Процессе» верно заметил: «Вина сама притягивает к себе правосудие». Любопытно, что у травмированных в разных ситуациях людей было чувство вины, которое, в конечном счете, и стало главной причиной травм, сотрясений, гематом, аварий. Чувство вины требует наказания, а наказание, как голодный волк, ищет свою жертву. Словом, чувство вины – это война с самим собой.
Петр Ковалев 2015 год
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/