Человека, кроме земли, ничто не насытит.
Абхазская пословица
Ненасытность как качество личности – неспособность обуздать свои желания и стремления к чувственным наслаждениям, проявлять крайнюю неудовлетворенность достигнутым; склонность постоянно испытывать голод чувств и ума.
Рассказывают, что однажды на улице дервиш заступил путь шаху. Шах промолвил: — Ты, нищий босяк, как смеешь переходить дорогу своему владыке! Дервиш в ответ: — Какой ты владыка, если не способен наполнить даже мою чашу для сбора подаяния? Он протянул чашу, и шах повелел доверху наполнить её золотом. Однако как только чаша наполнялась золотыми монетами, они исчезали, и чаша вновь оказывалась пустой. Золото подносили мешок за мешком, но удивительная чаша была ненасытна. — Хватит, — вскричал шах, — иначе этот пройдоха опустошит мою казну! — На твой взгляд, я опустошаю казну, — сказал дервиш, — остальным я просто поясняю истину. — Какую же именно? — спросил шах. — Чаша — это желания человека, а золото — то, что человеку даётся. Нет предела способности человека поглощать, при этом совершенно не меняясь. Смотри, чаша поглотила почти всё твоё богатство — но это всё тот же источенный морем кокосовый орех, ничего золотого в нём нет. — Если и тебя угораздит попасть в эту чашу, — продолжил дервиш, — она поглотит и тебя. Так с какой стати шах держит себя так, словно он слеплен из другого теста?
Беден не тот, у кого мало, а тот – кому мало. Ненасытность – это бесплодное желание удовлетворить свои чувства. Иммануил Кант верно подметил: «Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё не есть всё». Поэтому не нужно косо смотреть на ненасытность, ее характер всецело зависит от того, под влиянием какой энергии находится человек – благости, страсти или невежества. Душа по своей природе ненасытна. Поэтому во всех трех случаях человек будет постоянно стремиться удовлетворить какие-то свои потребности – физические, эмоциональные, интеллектуальные или духовные. Ненасытность будет благостна, если удовлетворяются духовные потребности и невежественна, если человек, уподобляясь животному, заботится только об удовлетворении физических потребностей.
Человек в благости проявляет алчность к духовному знанию, его стремление бескорыстно служить людям ненасытно, словом, вся его деятельность в духовной сфере будет характеризоваться однозначно – ненасытность. Человек в страсти – это ненасытное желание материальных плодов труда – машин, дач, квартир, драгоценностей, яхт, домов, различных активов. Это стремление к обладанию всем, что тешит чувства и дает наслаждения. Человек в страсти в основном удовлетворяет свои физические, эмоциональные и интеллектуальные потребности, то есть, в отличие от человека в благости, дальше отстоит от души и поэтому менее его счастлив. Человек, находящийся под влиянием энергии невежества, как животное, удовлетворяет только физические потребности – пища, сон, секс, защита. От души он крайне отдален, поэтому обречен на страдания и несчастья. Его желания иметь «деньги, дом в Чикаго, много женщин и машин» тоже безграничны. Сколько ни грабь, ни воруй, всё одно будет мало. Похотливый, вожделенный ум горазд на выдумки. Сегодня он доволен, а завтра ему подавай всякие диковинки.
Император Акбар часто приезжал к Мастеру Фариду побеседовать. Люди из деревни, в которой жил Фарид знали это и однажды сказали Мастеру: — Сам император бывает у тебя. Почему бы тебе ни попросить его построить в деревне школу или больницу? Утром Фарид пришёл ко дворцу. Все знали, что Акбар был его последователем, поэтому его немедленно впустили. Акбар молился маленькой часовенке. Фарид вошёл и решил подождать. Акбар молился вслух и в конце произнёс: — Боже всемогущий, укрепи моё государство, преумножь мои богатства, рассей моих врагов. Фарид, услышав это, повернулся, чтобы уйти, но Акбар окликнул его: — Почему ты уходишь? — Я пришёл к царю, но встретил здесь нищего. И если ты, решая эти проблемы, обращаешься к Богу за помощью, то я подумал, почему бы мне самому не обратиться к Богу? К чему мне посредник? Эту историю оставил Акбар в своём дневнике, закончив словами: «Я понял: чем бы ты ни владел — это не имеет значения, потому что ум продолжает просить ещё и ещё». В этой связи Платон сказал: «Бедность заключается не в уменьшении имущества, а в увеличении ненасытности».
Неоспоримый факт, что человеческие желания имеют абсолютно ненасытную природу. Это вполне логично: природа души ненасытна, значит, и желания удовлетворить раз и навсегда невозможно, они беспредельны, имеют вечно возрастающую силу, и будет утопией пытаться их насытить. В этой связи коммунизм с его принципом «от каждого по способностям, каждому по потребностям» выглядит настоящей утопией, «городом Солнца» Томмазо Компанеллы. Хрущев обещал построить коммунизм к 1980 году, а между тем народ в это время выстаивал огромные очереди за буханкой хлеба. Видимо, он понимал коммунизм, как в анекдоте. На двери магазина висит объявление: «Сегодня в сливочном масле потребность отсутствует». Ненасытность человеческих желаний, кроме того, постоянно подогревается действием всеобщего экономического закона – закона возвышения потребностей. Тридцать лет назад отсутствовала потребность в интернете, мобильных телефонах, плазменных телевизорах.
Сколько бы люди не стремились насытить или даже пресытить свои чувства – бесполезно. Пресытиться можно отношениями с одним человеком, но чувства в один миг обнаружат голод в отношении других людей. Мужчина идет «налево», ибо ему надоела жена, а рядом столько интересных, молодых, красивых женщин. В ненасытной жажде наслаждений, составлявшей основной импульс его существования, жил итальянский авантюрист Казанова. И что? Насытил он свои чувства? Одиннадцать раз он получал венерические «подарки», но, пройдя шестинедельный курс поста и ртутных примочек, опять начинал развратничать, занимаясь ненасытным коллекционированием побежденных женщин.
Чувства удовлетворить нельзя. Это непререкаемая истина. И тогда даже у богатых людей возникает разочарование, беспокойство и страх. Достиг какой-то материальной цели, а счастья все равно нет. Мало того, чувства могут бунтовать, полностью выходить из под контроля, становиться сумасшедшими. Поэтому во всех философских и духовных традициях существует идея контроля чувств. Чувства сравниваются с костром. Бросайте в костер дрова сколько хотите. Он никогда не насытится. Невозможно костер потушить дровами, он будет гореть только ярче и ярче…
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://www.podskazki.info/karta-statej/