Не унижай себя неоправданно, но и не возвышай незаслуженно.
Мудрость в афоризмах
Неоправданность как качество личности – склонность делать выводы, не имеющие необходимого оправдания, обоснования; вести себя нецелесообразно.
Жил один человек, который оставил мир и ушёл в лес. Проходивший мимо путник спросил: — Это ты великий святой, который только что оставил свою семью, дом, все мирские и семейные удовольствия? Человек был очень польщён похвалой и гордился своим хорошим поступком. – Да, это я! Затем незнакомец спросил: — Оставил ли ты с таким же успехом своё вожделение, зависть, жадность, гнев, высокомерие и ложь? «Святой» был сильно смущён, ибо понимал, что он не оставил этих вещей. — Жадность, гнев, вожделение, ложь, зависть и высокомерие всё ещё со мной, — сказал он.
Тогда незнакомец объяснил: — Возвращайся домой. Бесполезно покидать дом и мир, имея с собой этих шестерых воров. Немедленно иди обратно, оставь шестерых мирских воров в миру и после возвращайся один в лес. Только тогда ты сможешь продвинуться в своей работе над медитациями и полным очищением. В ином случае эти шестеро воров, которых ты принёс с собой, будут беспокоить тебя намного больше, чем беспокоили, когда ты оставался в миру. Если ты оставишь всё так, как есть, ты никогда не будешь успешным.
Неоправданность – это когда сначала делаешь, потом, подумав, не находишь тому оправдания. Конечно, можно уйти в лес и горделиво думать о себе как о великом отрешённом отшельнике. Ты сначала выполни свой долг перед семьёй, а потом, когда дети будут доведены до ума, жена обеспечена, можешь с её согласия уйти в монастырь. Иначе это будет неоправданное поведение заблудившегося в поиске истины человека. Это в лучшем случае. А в худшем: безответственность, самообман и подлость.
Неоправданность – настрой ума притягивать факты за «волосы», пристёгивать «пуговицы» к тому месту, где нет для них отверстий. Как недобросовестный следователь шьёт дело, так неоправданность действует неосновательно, приводит несостоятельные аргументы, тяготеет делать беспочвенные, бездоказательные выводы.
Неоправданность совершает поступки, которым в последствие не находит оправдания, обоснования. Она порой сознательно подаёт другим неоправданные надежды, действует неоправданно рискованно или просто глупо – себе и всем назло. Кто рискует оправданно, тот пьет шампанское, а кто неоправданно, за того пьют водку… Неоправданный риск — это попытка пукнуть при диарее.
Далеко впереди машина выехала на встречную полосу. Водитель, ехавший по своей полосе, поначалу удивился, но не притормозил. Машины сближались. «А я назло не сверну и не заторможу. Я ведь еду по своей полосе и правил не нарушаю», — подумал водитель и ещё прибавил газу.
Вскоре машины столкнулись. Мрак заволок всё вокруг. Паря над землёй, понял упрямый водитель, что он умер, а его бездыханное тело лежит у разбитой машины. Посмотрев вниз, он увидел место аварии. Спасатели вытаскивали из машины нарушителя, мертвецки пьяного, но, в отличие от него, живого и всего лишь с несколькими царапинами. Вдруг засиял яркий свет, и услышала отлетевшая душа громкий голос: — Ну что, дурень, кому ты сделал назло?
Человек зачастую думает о себе неоправданно плохо или неоправданно хорошо. И в том и в другом случае порождаются идеализации, неоправданные ожидания, всяческие перегибы в самооценке, неадекватные выводы относительно состава своих проявленных качеств личности. Например, человек начинает оправдывать некоторые свои пороки.
Далай-Лама XIV писал: «Высокомерие никогда не оправдано. Оно происходит из низкой самооценки или временных, поверхностных достижений. Запомним эти отрицательные черты. Будем же сознательно относиться к нашим собственным недостаткам, к оценке наших реальных возможностей, осознавая, что, в общем, мы ничем не отличаемся от тех, над кем утверждаем своё превосходство».
Жирные минусы неоправданности как качества личности в неоправданном насилии над другими живыми существами. Можно понять и оправдать охотника, для которого охота – единственный способ выжить. Но как можно убивать животных просто из потехи, из желания убивать, чтобы похвастать перед кем-то, какой ты великий охотник. Убить высокоорганизованное существо – большой грех, за который по карме придут печальные последствия. Придётся отвечать страданиями и муками за каждый волосок неоправданно убитого снежного барса, тигра, медведя. Как оправдать, что ты, охотясь, лишаешь животного тела, которое ему дал Бог. Это вопиющая неоправданность поступков.
Психолог В.Р. Тушкин говорит, что есть насилие неизбежное, а есть насилие неоправданное. К неизбежному насилию относится самооборона или вынужденное наказание преступников, иногда неосознанное насилие, когда мы случайно причиняем вред другим живым существам.
К неоправданному насилию относится сознательная агрессия и эксплуатация, убийство животных цивилизованными людьми. Жутко, но мы наблюдаем феномен внутренней устремлённости сознания на убийство других существ. То есть этот человек может внешне вполне культурно выглядеть, но если смысл его жизни наслаждение внешних чувств тела, тогда он отличается от животного только лишь образом жизни. Вот, а цивилизованный человек должен отличаться от животного не только образом жизни, но и целью жизни.
Причина по которой люди так бездумно совершают неоправданное насилие — это искренняя уверенность в том, что животные не имеют души. Если оправдывается неоправданное насилие, то происходит ожесточение сердца, а это противоречит главному принципу духовной жизни, очищению и смягчению сердца.
Сколько бед и несчастий приносят человеку неоправданные амбиции, ожидания и притязания. Если человек не оправдал ваши ожидания, в этом нет его вины. Ведь это ваши ожидания. Ничего из себя не представляя и не желая что-то конкретное делать, чтобы представлять, некоторые раскатывают губу на принцев на белом коне с алыми парусами на горизонте. При этом принцесса рядом с ними в десяти милях не стояла. Жалкое наштукатуренное существо, поражающее взгляд вульгарностью и разнузданностью, мечтает об олигархе. Оно не задумывается, о чём он со мной сможет поговорить. Секс наскучит. Потом надоешь ему до отвращения.
Уж сколько раз твердили миру о неоправданности зависти и мести, а воз и ныне там.
Один человек, желая отомстить другому, решил купить змею, в надежде подстроить так, чтобы та ужалила его обидчика. Для этого он ночью, чтобы никто его не увидел за этим занятием, отправился к ловцу змей. Наспех выбрав первую попавшуюся гадючку, он заплатил за товар и решил положить её за пазуху, чтобы скрыть от посторонних глаз свои неблаговидные намерения. Он надеялся в скором времени встретиться со своим обидчиком и подстроить так, чтобы змея укусила его. Но судьба распорядилась по-другому, и не скоро он дождался долгожданной встречи. Из-за этого он вынужден был повсюду носить с собой эту гадину, чтобы при встрече с обидчиком привести в исполнение свой план.
Когда они, наконец, встретились, он исполнил задуманное. Обидчик вскричал от боли. — Чего кричишь? — спросил человек. — Я же не плачу. — А чего тебе плакать? — потирая больную руку, спросил укушенный. — Чего? Посмотри на моё тело, оно всё искусано этой тварью, которую мне пришлось, пока я ждал встречи с тобой, повсюду носить за собой, чтобы воздать тебе по заслугам, — ответил человек, расстёгивая рубаху, чтобы показать свои раны. — Хорошо ещё, что она оказалась не ядовитой. — И что? Это того стоило? — спросил укушенный.
Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/