Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Нигилистичность Нигилист Нигилистичный

Газетные заголовки, политические теории, модные идеи значили для него ровно столько же,

сколько словоизлияния инструкций, напечатанных на обертке мыла или зубной пасты.

Автор афоризма:

Отрицай все общепринятые ценности культуры и морали,

 и будешь зваться ты среди людей- отрицай.

Автор афоризма:

Нигилизм – время, когда начинаешь считать себя умнее всех.

Автор афоризма:

Молодые люди обрадовались. И в самом деле, прежде они просто

 были болваны, а теперь они вдруг стали нигилисты.

И.С. Тургенев Отцы и дети

        Нигилистичность как качество личности – склонность не признавать никаких авторитетов, не брать ничего на веру,  отрицать осмысленность человеческого существования, значимость общепринятых нравственных и культурных ценностей.

       Откровения нигилиста: — Я не лентяй, я — рациональный нигилист. Рационализм заключается в том, что я отказываюсь делать то, что не имеет смысла, а нигилизм — в том, что ничто не имеет смысла.

      В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» приведен следующий диалог: «Ну, а сам господин Базаров собственно что такое? » — спрашивал П. П. Кирсанов своего племянника Аркадия. — «Что такое Базаров? — Аркадий усмехнулся. — Хотите, дядюшка, я вам скажу, что он собственно такое? » — «Сделай одолжение, племянничек» . — «Он — нигилист» . — «Как? » — спросил Николай Петрович, Павел Петрович поднял на воздух нож с куском масла на конце лезвия и остался неподвижен. — «Он — нигилист, — проговорил Николай Петрович. — Это от латинского слова nihil, ничего, сколько я могу судить; стало быть, это слово означает человека, который.. . который ничего не признает? » — «Скажи: который ничего не уважает» , — подхватил Павел Петрович.. . — «Который ко всему относится с критической точки зрения» , заметил Аркадий. — «А это не все равно? » — спросил Павел Петрович. — «Нет, не все равно. Нигилист — это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип. – И что ж, это хорошо? – перебил его Павел Петрович. –Смотря как кому, дядюшка. Иному от этого хорошо, а иному очень дурно. – Вот как! Ну, это, я вижу, не по нашей части. Мы, люди старого века, мы полагаем, что без принципов, принятых, как ты говоришь, на веру, шагу ступить, дохнуть нельзя. Посмотрим, как вы будете существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве».

   «В чем нигилизм состоит? – спрашивает генерал Утробин в «Благонамеренных речах» Салтыкова. – В отвержении промысла Божия и пользы, предержащими властями приносимой, в непочтении, неуважении, разрушении и неповиновении».

    С другой стороны, и левая интеллигенция отрекалась от этого выражения, считая его осмеянным и дискредитированным в образе Базарова. Это слышится в стихах Некрасова («Газетная»):

Что ты бесишься? Что чудачишь?

В нигилисты ты что ли вступил?

– Нигилист – это глупое слово, –

Говорит, – но когда ты под ним

Разумел человека прямого,

Кто не любит живиться чужим,

Кто работает, истины ищет,

Не без пользы старается жить,

Прямо в нос негодяя освищет,

А при случае рад и побить, –

Так, пожалуй, зови нигилистом!

     Нигилизм (от лат. nihil — ничто) — мировоззренческая позиция, выражающаяся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей; непризнание любых авторитетов. В русской литературе слово «нигилизм» впервые было употреблено Н. И. Надеждиным в статье «Сонмище нигилистов» (журнал «Вестник Европы» , 1829 год). В 1858 г. вышла книга казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма.

    Критик и публицист Н. А. Добролюбов, осмеяв книжку Берви, подхватил это слово, но оно не стало популярным до тех пор, пока И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» (1862) не назвал «нигилистом» Базарова, отрицавшего взгляды «отцов» . Огромное впечатление, произведённое «Отцами и детьми» , сделало крылатым и термин «нигилист» . В своих воспоминаниях Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода в свет его романа — а это случилось во время известных петербургских пожаров 1862 г.,  — то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного Тургеневым, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

      Писатель Эдвард Радзинский в книге о царствовании Александра II рассказывает о том, как нигилизм вступил на российскую землю после выхода в 1862 году в свет романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Герой романа Базаров — новый тип молодого человека. Он — врач, он служит науке, которая, в отличие от искусства, полезна. Он помешан на полезности. И радостно, к ужасу «отцов», обличает «бесполезное искусство», «бесполезную великую поэзию». Он отрицает все общепринятые прежде понятия, идеалы и даже нормы поведения. Он нигилист (от лат. nihil — ничто).

        И словечко «нигилист» тотчас подхватывают публицисты. И за ними — его повторяет все русское общество, тотчас расколовшееся на сторонников и противников нигилиста Базарова. Слово  нигилист становится нарицательным. В устах ретроградов «нигилист» — уже не только бранная кличка, но обозначение революционера. И уже двор шепотом называет «нигилистом»… великого князя Константина Николаевича! Однако молодые люди с восторгом носят эту кличку. И один из властителей дум крутых молодых людей публицист Дмитрий Писарев с гордостью называет себя «нигилистом». Он влюблен в Базарова.

     Писарев — знаковая фигура того бурного времени. Он рос вундеркиндом: в четыре года читал и писал, знал иностранные языки. Но с возрастом радостно заболел маниакальной жаждой — отрицать. И как у нас бывает с мыслящими молодыми людьми, в идее дошел до конца. То есть до отрицания собственного существования — до умственного недуга.

      Писарева поместили в психиатрическую больницу. Здесь он дважды покушался на самоубийство, потом бежал. Его увезли в родовое поместье. Здоровье его восстановилось. Склонность к самому решительному отрицанию осталась. Но то, что прежде считалось болезнью, теперь сделало Писарева знаменитым. Жажда отрицания оказалась востребованной новым временем. Временем всеобщей критики, временем сердитых молодых людей.

     Писарев становится певцом нигилизма. Как и литературный Базаров, он воспевает «полезность». Он формулирует основную дилемму, стоящую перед человечеством: или «накормить голодных людей», или «наслаждаться чудесами искусства — и тратить на это средства». «Общество, которое имеет в своей среде голодных и бедных и вместе с тем развивает искусства», Писарев сравнивает с голодным дикарем, украшающим себя драгоценностями. Существовать имеет право только то, что полезно… И к восторгу молодежи он громит священное — великих Пушкина и Лермонтова, их «бесполезную поэзию». И восхваляет полезные научные книги.

     Разбирая дарвиновское «Происхождение видов», Писарев рисует свою картину мира: «Огромное большинство органических существ вступает в мир, как в громaднyю кухню, где повара ежеминутно рубят, потрошат и поджаривают друг друга. Попавши в такое странное общество, юное существо прямо из утробы матери переходит в какой-нибудь котел и поглощается одним из поваров. Но не успел еще повар проглотить свой обед, как он уже сам, с не дожеванным куском во рту, уже сидит в котле и обнаруживает… достоинства, свойственные хорошей котлете…»

     И молодые люди радуются, что понимают эзопов язык любимого публициста: мир, в котором они живут, неразумен и жесток — то есть его следует немедля переделать.

     России хорошо известно, во что выливается нигилизм с его желанием все переделать, «разрушить до основания». Исторические «прививки» от нигилизма должны предохранить Россию от губительного нашествия очередных ниспровергателей и отрицателей. Лимиты на нигилизм исчерпаны еще в двадцатом столетии. Сейчас настало время не бесплодного отрицания, а восстановления и созидания сильной, свободной страны.

      Главный принцип нигилиста — отсутствие каких-либо принципов. Чтение литературы для него – пустое времяпрепровождение. Он пренебрежительно относится к искусству, равнодушен ко всему прекрасному.  Нигилист отрицает существование Бога и бессмертие души.

    Психолог Оксана Порошенко пишет: «По воззрениям нигилизма, брак и семейные узы всех уровней считались лишь непонятным и ненужным предрассудком. Это учение высмеивало проявление сердечных и родственных привязанностей. В отношениях со своими родными нигилисты проявляли бесчувственность, и в результате духовной деградации нигилисты становились жесткими циниками не только на словах, но и на деле: нигилисты стремились пренебречь всеми правилами приличия и в поступках, и в общении, и даже в манере одеваться.

   Отрицание и является основной характерной чертой русского нигилизма. Сами представители так определили нигилизм — что это «ни за что не приниматься серьезно, только ругаться». Поэтому вполне объяснимо, что отрицания нигилистов приводили к полному разрушению внутреннего мира, оставляя после себя пустоту и нерадостное ничтожество. Нигилистам близко только все негативное, они наполнены презрением ко всему».

    Зачастую под маской нигилиста прячется невежда, глупец, недоучка, неудачник. С учёным видом знатока он всё отрицает. То, что мы не знаем, для нас не существует. Легче всего отрицать, то в чём полный профан.

     Гоголевскую Коробочку тоже можно считать нигилисткой.  Мир она укладывает в формулу: «Не знаю. Нет такого». Раз не знаю, значит, этого не существует, значит, можно это отрицать. Гоголь пишет: «Чичиков поблагодарил хозяйку, сказавши, что ему не нужно ничего, чтобы она не беспокоилась ни о чем, что, кроме постели, он ничего не требует, и полюбопытствовал только знать, в какие места заехал он и далеко ли отсюда пути к помещику Собакевичу, на что старуха сказала, что и не слыхивала такого имени и что такого помещика вовсе нет. — По крайней мере знаете Манилова? — сказал Чичиков. — А кто таков Манилов? — Помещик, матушка. — Нет, не слыхивала, нет такого помещика».

      Певец и композитор Ляпис – Трубецкой даже написал песню о нигилистах:

Философ-недоучка, стрёмный мизантроп
Скажи мне, кто твой дядя, дьявол или Бог
Ты отрицаешь солнце, тебе милей гробы
Ты думаешь что люди — поганые грибы.

Парень, успокойся, мир не так уж плох
Ты ослеп от злости, от ярости оглох
Думаешь ты — воин, один из магикан
Рэмбо, ты нарвёшься на собственный капкан.

Нигилист — злобный глист!
Нигилист — злобный глист!

Петр Ковалев
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/

[an error occurred while processing the directive]

.